Логотип Магариф уку
Цитата:

Квадрат. Периметр квадрата. Шахматные фигуры   

 Шаукат Гиззатуллин_Интегрированный урокШаукат ГИЗЗАТУЛЛИН, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии им. М.М. Вахитова г. Буинска, заслуженный учитель РТТип урока...

 
Шаукат Гиззатуллин_Интегрированный урок
Шаукат ГИЗЗАТУЛЛИН,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
 гимназии им. М.М. Вахитова
г. Буинска, заслуженный учитель РТ
Тип урока: интегрированный, открытие новых знаний.
Задачи урока математики: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге; решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата; познакомить с конкретным смыслом действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; закреплять умения выполнять вычисления изученных видов; решать текстовые задачи и уравнения; развивать внимание и логическое мышление.
Задачи занятия по шахматам: повторение и закрепление знаний детей о ходе ладьи и ценности шахматных фигур, повторение терминов: горизонталь, вертикаль.
Оборудование урока: презентация, компьютер, проектор, экран, демонстрационная шахматная доска, конверты с многоугольниками, шахматные фигуры для поощрения ответов детей.
Ход урока

  1. I. Организационный момент (Слайд 2)


Учитель. Здравствуйте, ребята! Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбку друг другу.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё… (видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо… (работает).
Отгадайте, пожалуйста, загадки. (Слайды 3, 4)

  1. Какая игра между папой и братом,


Способна внезапно закончиться «матом»? (Шахматы)

  1. Плюсы и минусы, знаки деления,


Равенства знаки и умножения,
Всяких примеров, задач задается.
Как же наука такая зовется? (Математика)

  1. Он давно знакомый мой,


Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат).

  1. II. Устный счет


– Ребята, какую геометрическую фигуру представляет шахматная доска?
– Сколько всего квадратиков? (64)
– А как называются эти квадратики? (Поля)
– А сколько белых полей? Черных полей? (32)
– А сколько всего шахматных фигур? (32)
– Ребята, какие шахматные фигуры вы знаете? (Слайд 5)
Минута красивого письма (Слайд 6)
64
– Какое это число? (Четное, двузначное)
– Сколько десятков и единиц?
– Представьте в виде суммы разрядных слагаемых. (64=60+4)
– Уменьшите 64 на 6 десятков, на 4 единицы.
– На сколько 64 больше 60, на сколько 64 меньше 4.
– Назовите соседей числа 64. (63, 65)
– Какие числа можно составить, используя цифры 6 и 4? (64, 46, 44, 66)
– Назовите числа в виде убывания (возрастания).
III. Создание проблемной ситуации
Учитель. Не потеряться в шахматной стране смогут только самые внимательные дети. Пешка приготовила для вас задания, тех, кто правильно ответит, она возьмет с собой в дорогу.
Игра «Угадай фигуру» (Слайд 7)
А) Учащиеся называют показанные шахматные фигуры.
– А кто главный в стране «шахматы»? (Король)
– Сколько ладей на шахматной доске?
– Где на шахматной доске стоят в начале партии ладьи? Покажите на демонстрационной доске. лайд 8)
Б) Учащиеся называют геометрические фигуры: отрезок, луч, прямая, ломаная, круг, окружность, треугольник, прямоугольник и квадрат.
– Какую фигуру мы еще не изучали? (Квадрат)
– Какие свойства квадрата вы знаете?

  1. IV. Выход из проблемной ситуации


А) Чем отличается квадрат от других фигур? Для этого откройте учебник, стр. 34. Работаем по учебнику.
– Как называются эти фигуры? (Прямоугольники)
– Какие у них углы? (Прямые)
– Какой длины стороны у этих прямоугольников?
– Какая фигура лишняя? Почему?
– Какими свойствами должен обладать квадрат? (Равные стороны, все углы прямые)
Б) Как стоят фигуры на шахматной доске в начале игры? (Слайд 9)
Работа в парах. Начальное положение фигур.
– Какие фигуры в шахматах самые ценные?
– А на что похожи ладьи?
– С какой целью по краям стоят ладьи? А как они ходят?
Учитель. Ладьи похожи на крепостную башню. Иногда у нее на голове есть небольшие зубцы, которые выглядят как небольшие кирпичики. Во всех странах эта шахматная фигура так и называется: Крепость, Башня, Тура.
Король приказал построить вокруг королевства крепостные стены. Давайте на время станем архитекторами. А что делают архитекторы?
– В виде какой геометрической фигуры будет план? (Квадрат) Почему?
– Король повелел, что одна шахматная клетка = 1 см в тетради. Какова длина 1 стены? А других? (Слайд 10)
– Какова общая длина стен? Как посчитать?
– Что мы сейчас с вами находили?
– Что мы для этого сделали?
Учитель. Ребята, а как называется сумма длин всех сторон фигуры? (Периметр.) Что такое периметр?
А теперь посмотрите, сколько раз повторяется цифра 8? (4)
Оказывается, в математике существует специальный знак для того, чтобы было удобнее записывать подобные суммы. (Записываю на доске 8 х 4 = 32) Значит, периметр квадрата еще можно найти действием умножения.
– Кто скажет, какая тема урока? Что нового вы узнали? (Слайд 11)
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Периметр квадрата можно найти действием умножения.
Физкультминутка (Слайд 12)
Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо-влево, а потом
3-4 приседаем.
Наши ножки разомнем
1, 2, 3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.

  1. VI. Закрепление изученного материала (Слайд 13)


А) Квадрат и периметр квадрата.
Работа с учебником. Откройте учебник на стр. 34, № 3.
– Прочитайте задание.
– Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 4 см. Найди периметр этого квадрата.
– Самостоятельная работа и проверка.
Б) Составление по выражению задачи по вариантам.
Расскажите условие своей задачи соседу по парте.
Решите задачу. Взаимопроверка.
В) № 4, стр. 34. Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.
Г) Графический диктант. (Слайд 14)
Учитель. Вдруг маленькая пешка увидела, что одна фигура попала в беду, не видно ее никому.
Мы поможем все вместе – начертим ее и узнаем, что это за фигура.
(Одна клеточка вправо – поставьте начальную точку, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 4 – вниз, 1 – влево, 6 – вниз, 2 – вправо, 2 – вниз, 7 – влево, 2 – вверх, 2 – вправо, 6 – вверх, 1 – влево, 4 – вверх.)
– Какая фигура получилась? (Слайд 15)
– Какая геометрическая фигура получилась?
– А давайте найдем ее периметр многоугольника?
Р = 1+1+1+1+1+1+1+1+1+4+1+6+2+2+7+2+2+6+1+4 = 46 см
VII. Подведение итогов урока
– С какой фигурой вы сегодня познакомились?
– Какие свойства квадрата вы знаете?
– Каким действием можно найти периметр квадрата? А еще?
– А кто главный в стране «шахматы»? (Король)
– Какие фигуры в шахматах самые ценные? (Слайд 16)
Выводы
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Периметр квадрата можно найти действием умножения.
В стране шахмат главная фигура – король.
В шахматах самыми ценными фигурами являются ферзь, ладья, конь и слон. (Слайд 17)
VIII. Домашнее задание:

  1. Учебник «Математика», 2-я часть, № 7 (стр. 34). Начертить квадрат и найти периметр.

  2. Решать шахматные примеры.

  3. IX. Рефлексия


Какие трудности возникли в ходе работы?
– Что было проще выполнять? (Слайд 18)

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ