Логотип Магариф уку
Цитата:

Мы – граждане России

Венера ЮСУПОВАМы – граждане России                ТекстФорма занятия: общешкольное мероприятие «Разговор о важном».Цель: формирование у учащихся российской гражданской идентичности, гражданско-патриот...

Венера ЮСУПОВА
Мы – граждане России
                Текст
Форма занятия: общешкольное мероприятие «Разговор о важном».
Цель: формирование у учащихся российской гражданской идентичности, гражданско-патриотических чувств, любви и уважения к своей многонациональной Родине, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».
Задачи:
– развивать у учащихся чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране;
– способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданского самоопределения, стремления к самореализации в России;
– мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Оборудование: нетбук, проектор, интерактивная доска, конверты с заданием, с определенной информацией, фломастеры и карандашный клей, листы ватмана (2 шт.), презентация к уроку, презентации учащихся; видео-, аудиоматериалы: гимн РФ (1-й куплет и припев), гимн РТ (1-й куплет), звучание метронома, видеоклип песни О. Газманова «Вперед, Россия!», видеоклип песни «Мин яратам сине, Татарстан!»
Ход мероприятия

  1. I. Организационный момент


Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!
С 2009 г. в РФ стартовал Парламентский урок, который стал традиционным и в Республике Татарстан.
Сегодня мы проводим Парламентский урок на тему «Мы – граждане России», и я предлагаю начать урок с гимна.

  1. II. Изучение нового материала


Учитель. Раис Республики Татарстан Р.Н. Минниханов объявил 2023 год в Татарстане Годом национальных культур и традиций.
«Народы, населяющие Татарстан, обладают богатейшим историко-культурным наследием, – подчеркнул он, – важно сохранить и укрепить духовные ценности, а также возродить исконные национальные традиции» [2]. (Слайд 2)
Итак, тема нашего Парламентского урока – «Мы – граждане России».
А кто такой гражданин? Что означает это понятие?
Учащиеся. Гражданин – это:
– уроженец данной страны;
– человек, получивший гражданство данной страны;
– человек, принадлежащий к постоянному населению того или иного государства, имеющий любую национальность, этнос, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью прав и обязанностей в рамках действующих законов государства;
– в обиходном выражении применим ко всем жителям Российской Федерации вне зависимости от их гражданства. (Слайд 3)
Учитель. В последнее время в государственных программах национального и культурного развития России все чаще упоминается термин «гражданская идентичность», под которым прежде всего понимают базовые национальные ценности российского народа: социальную солидарность, семью, здоровье, труд и творчество, науку, религии России, искусство, природу, человечество, патриотизм, гражданственность. [1] (Слайд 4)
И здесь, думаю, будут уместны слова знаменитого русского поэта, прозаика, публициста, классика русской литературы Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» (Цитата из стихотворения «Поэт и гражданин», 1856 г.) [3]. (Слайд 5)
Как, ребята, вы понимаете эти слова? Что он хотел этим сказать? (Ответы учащихся.)
Учитель. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить ее славу и беречь ее богатства.
Одним словом, гражданин – это человек, чьи помыслы и поступки направлены на благо своей Родины, своего народа. (Слайд 6)
Подумайте, скажите, какое слово по смыслу напоминает понятие «гражданин»?
Учащиеся. Патриот.
Учитель. А кто такой патриот?
Учащиеся. Патриот – человек патриотических убеждений, т. е. тот, кто любит свое Отечество, предан народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов Родины.
Таким образом, можно прийти к выводу, что понятия «гражданин» и «патриот» идентичны, тождественны (синонимы).
Учитель. Россия – многонациональная страна. Согласно Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. (Слайд 8)
А сколько примерно наций и народностей проживает на территории нашей страны? (Предположительные ответы учащихся.)
Учитель. В России проживают свыше 145 млн граждан, представителей более 190 наций и народностей. Они различаются своим происхождением и историей, языками, обычаями и религиями. (Слайд 9)
«Многие века наши народы жили в едином государстве. Россия складывалась и развивалась как многонациональная общность.
Дружба и единство народов – необходимое и важнейшее условие успешного развития нашей страны». [1] (Слайд 10)
Учитель. «За многовековую историю России единство народов, проживавших на ее территории, не раз спасало ее в самые трудные времена». [1] Народы России вместе защищали общее Отечество от иностранных захватчиков: плечом к плечу они участвовали в борьбе против степняков-кочевников, в войнах против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев, монгольских и польских захватчиков, боролись с Османской империей и наполеоновской Францией, кайзеровской и фашистской Германией.
Народы России и Советского Союза вместе выковали общую Победу, которая на все времена стала единым символом общности всех людей, независимо от национальности, вероисповедания и места постоянного проживания.
Учитель. Недавно наша страна отметила 80-летие Победы советского народа над фашистскими захватчиками в Сталинградской битве – одной из величайших битв в истории Великой Отечественной войны.
Учитель. Победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.
Хочется вспомнить слова советского писателя, поэта и прозаика, журналиста, специального корреспондента и подполковника А.Т. Твардовского: «Нет героев от рождения, они рождаются в боях». [4] (Слайд 11)
О наших соотечественниках и земляках – участниках специальной военной операции на Украине, отдавших свою жизнь за освобождение братского украинского народа от нацистов, расскажут учащиеся 11 класса. (В ходе выступления учащихся о Кульметьеве Андрее Федоровиче, Хайрове Айдаре Алиевиче, Малыгине Александре Сергеевиче демонстрируется презентация «Вечная слава героям!»)
Учитель. Вечная память – погибшим в боях, умершим от ран, пропавшим без вести, погибшим мирным жителям… Вы вечно будете жить в наших сердцах! (Слайд 12) Почтим же их память минутой молчания. (Объявляется минута молчания. Встают все участники мероприятия. Звучит метроном.)
Учитель. Как показывает исторический опыт, в ратном деле россияне всегда были в числе первых. Но вовсе не из-за любви к завоеваниям. Так уж сложилась история страны, что ей все время приходилось отстаивать свою независимость. Поэтому беспримерная стойкость и мужество – в крови у наших воинов. Будем же помнить их славные победы. Будем достойными их славы! (Демонстрируется видеоклип песни О. Газманова «Вперед, Россия!» Поют все участники.)
Учитель. Россия – федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. (Слайд 13) А сколько этих субъектов?
Учащиеся. 89.
Учитель. И среди них одним из самых густонаселенных субъектов является наша республика – Республика Татарстан, в которой проживает 4 млн человек, представителей 173 национальностей. (Слайды 14 – 15).
Но не только в военной доблести проявляется единение российских народов – оно отражается и в общей культуре.
Учитель. Национальное многообразие – настоящее богатство России и нашего края. (Слайд 16)
С Татарстаном связаны имена знаменитых ученых, деятелей литературы и искусства. Здесь в разное время жили, учились, творили писатели, ученые, композиторы и художники, чьи имена известны не только в нашей стране, но и во всем мире.
Всемирную литературу и искусство обогатили творения Кул Гали (татарский поэт XIII в.), Мухаммедьяра (татарский поэт XVI в.), поэта и публициста Габдуллы Тукая, писателей: Сергея Аксакова, Льва Толстого, художника Ивана Шишкина, оперного певца Федора Шаляпина, композитора Салиха Сайдашева и др. (Учащиеся называют известные им произведения литературы, искусства перечисленных и других деятелей культуры.)
Учитель. В жизни каждого народа и его страны есть замечательные государственные, национальные и религиозные праздники, которые делают нашу жизнь интересной и содержательной. (Слайд 17) Например, Курбан-байрам и Ураза-байрам – у мусульман, Рождество – у христиан, Навруз – обрядовый праздник у народов Азии, Масленица – у русских, Уяв – у чувашей, Сабантуй – татарский праздник весны, труда и дружбы, который проводят после завершения полевых работ.
Все это в совокупности и составляет базовые национальные ценности российского народа, которые лежат в основе гражданского единства и гражданской идентичности.
III. Контроль усвоения материала
Учитель. О том, как вы усвоили тему нашего урока, узнаем, проведя небольшую квест-игру.
Для этого поделимся на две команды, состоящие из 3 человек. На столах каждой команды находятся конверты, файлы с определенной информацией, фломастеры и клей. Время работы – 3 мин. Командам необходимо, используя наглядные материалы и средства, в отведенное время создать мини-проекты на темы «Россия многонациональная» или «Героические страницы прошлого», связанные с темой нашего урока. Приступаем к работе. (Пока команды выполняют задания, демонстрируется видеоклип песни «Мин яратам сине, Татарстан!» Остальные учащиеся вместе исполняют эту песню.)
Учитель. Команды, вы готовы? Посмотрим, как наши команды справились с заданиями? (Командиры каждой команды представляют мини-проект.)
Учитель. Спасибо, ребята! Вы успешно справились с этой работой. А сейчас предоставляется слово гостье нашего мероприятия – депутату Государственного Совета РТ, заместителю руководителя объединения женщин-депутатов Государственного Совета РТ «Мәрхәмәт-Милосердие» Людмиле Николаевне Рыбаковой. (Выступление депутата. Учащиеся задают вопросы депутату.)

  1. IV. Подведение итогов


Учитель. Пройдет немного времени, и вы, ребята, станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже главой республики или государства. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы. Но самая главная задача, стоящая перед нами – гражданами республики и великой страны – помнить о том, что нас много, а дом у нас один – наша Родина на планете Земля. Все мы здесь и сейчас должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи. И я уверена, что вы станете настоящими гражданами нашей великой Родины!
И завершить наше мероприятие я хочу словами великого татарского народного поэта Габдуллы Тукая (слайд 18):
На русской земле проложили мы след,
Мы – чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали.
Один за другим проходили года —
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Как тигры воюем, нам бремя не бремя,
Как кони работаем в мирное время.
Мы — верные дети единой страны,
Ужели бесправными быть мы должны?
(Г. Тукай «На русской земле», 1913 г.) [5]
Учитель. На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание!
Литература

  1. Саяпин В.А. «Мы – граждане России»: методические рекомендации по проведению Парламентского урока. – 2023/авт. – сост. В.А. Саяпин. – Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2023. –16 с.

  2. Сысоева А. 2023 год в Татарстане объявлен Годом национальных культур и традиций. 20. 10. 2022. https://magarif-uku.ru/ru/2023-god-v-tatarstane-stanet-godom-nacion/

  3. https://fraze.ru/index.php/aforizm/aforizmy-na-bukvu-p/poetom-mozhesh-ty-ne-byt-no-grazhdaninom-byt-obyazan

  4. 4. http://www.aphorisme.ru/comments/24743/?q=967&a=24743

  5. Тукай Г. На русской земле. 1913. https://www.culture.ru/poems/23814/na-russkoi-zemle

  6. Звук метронома https://noisefx.ru/skachat-zvuk-metronoma.html

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ