Объем прямоугольного параллелепипеда
Объем прямоугольного параллелепипеда (урок математики в 5 классе) Елена Татаринова,учитель математикиI квалификационной категорииСОШ №31 г. Нижнекамск Людмила Никитина,учитель математик...
Объем прямоугольного параллелепипеда
(урок математики в 5 классе)
Елена Татаринова,
учитель математики
I квалификационной категории
СОШ №31 г. Нижнекамск
Людмила Никитина,
учитель математики
I квалификационной категории
СОШ №31 г. Нижнекамск
Учебно-методическая разработка урока по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» ориентирована на обучающихся 5 класса. Данная тема тесно связана с предыдущими и последующими уроками. Для достижения цели и задачи используются современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС – частично-поисковый, иллюстративный и средства: наглядный и практический метод. Первичное осмысление и закрепление знаний проводится на каждом этапе урока.
Цель: научить находить объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Планируемые результаты:
предметные: получить представление об объёме прямоугольного параллелепипеда, научить находить объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
личностные: контролировать процесс и результат математической деятельности.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала;
Оборудование урока: мультимедиа, проектор, ноутбук, модели пространственных фигур, модели прямоугольного параллелепипеда различных объемов и кубов, куб, объемом 1 дм3
Эпиграф:
Математик также как художник или поэт, создает узоры. И если его узоры более устойчивы, то лишь по тому, что они составлены из идей… Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики.
английский математик Годфри Харолд Харди
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга. Садитесь. Начинаем урок математики.
Ребята, результаты своих умений вы будете фиксировать в таблице достижений. Они у вас на парте, посмотрите их, подпишите. За каждое задание сегодня на уроке, вы поставите в тетрадь достижений себе баллы. По окончании урока мы подведем итог и каждый из вас получит отметку.
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень важным понятием, которое окружает нас в обычной жизни. Начнем урок с примеров для закрепления навыков устного счета.
а) Ребята, кто готов к ответу, поднимаем руку.
3,9 : 3 2,8 : 2 = 34 см = м
+ 3,7 + 4 = 106 см = м
: 0,5 : 0,3 = 47 см = дм
* 7,13 *0,5 = 391 дм = м
Активные ученики, поставьте себе по 1 баллу.
Сегодня на уроке нам понадобиться еще одна единица измерения 1 л = 1
– На предыдущих занятиях мы изучали фигуру, которая называется ….. (в руках модель прямоугольного параллелепипеда).
– А сейчас мы проверим, что вы знаете об этом геометрическом теле.
б) Математический диктант со взаимопроверкой. (5 баллов – по 1 баллу за верный ответ)
– Берем чистые листочки, подписываем их. Вам необходимо ответить на 5 вопросов.
Вопросы:
– А сейчас взаимопроверка. Меняемся листочками – проверяем работу соседа. Проверяющий ставит количество баллов и подписывает свою фамилию.
– А теперь откроем тетради и запишем число и “классная работа”.
Один ученик подходит к столу учителя и выбирает из множества объемных тел прямоугольный параллелепипед.
- Теперь посмотрим, как вы сможете разделить фигуры на две группы. По какому признаку их можно разделить?
- Посмотрите на следующее изображение.
– Что объединяет эти фигуры? (Они объемные)
– Две из них нам знакомы. Как вы думаете, что мы будем находить у них? (Объем)
– Запишем тему: «Объем прямоугольного параллелепипеда».
– Перед нами параллелепипед с измерениями 5 см, 3 см, 4 см и один маленький кубик, который является кубической единицей. Его обьем 1 см3. Наша задача подсчитать сколько кубических единиц содержится в фигуре?
– Разделим фигуру на слои. Сколько их получится? Сколько в каждом? (15 кубиков). Сколько всего получится? (Всего получилось 60 см 3 )
– Получим формулу.
Запишем формулу в тетрадь.
– А как же быть с кубом? Учащиеся предлагают варианты.
– Рассмотрим решение задачи на нахождение объема.
Задача 1. Найти объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 6 см, 3 см и 4 см.
Решение.
а=6см, b=3 см, с=4 см
V=a*b*с
V=6*3*4=72 см3
Ответ: 72 см3
– А теперь ваша очередь решать. Выполняем задание по вариантам
№1 (3 балла)
1 вариант – Ширина 3 см, длина на 2 см больше ширины, высота 8 см. Найти объем.
2 вариант – Ширина 5 дм, длина 2 дм, высота на 6 дм больше длины. Найти объем.
№2
Найти объем фигуры, составленной из кубиков, если объем одного кубика 1
(1 балл за каждый рисунок)
№3 (4 балла)
Дуремару для разведения пиявок, нужен аквариум, вмещающий не менее 390 л воды. В магазине есть аквариум с измерениями 90 см, 60 см и 75 см. Подойдет ли он аптекарю? (1 л = 1 )
№4 (4 баллов)
Определите объем воздуха в классе длиной 13 м, шириной 8,5 м и высотой 3,5 м. сколько учеников можно поместить в этом классе, если на каждого учащегося должно приходиться 10 воздуха.
Выучить формулы объема прямоугольного параллелепипеда. Каждому нужно будет составить свою задачу на объем, на следующем уроке мы с вами их разберем, и каждый сможет выступить в роли учителя.
Что нового вы узнали на уроке?
Где это новое применяется?
Балльная система оценок
17-19 баллов «5»
13-16 баллов «4»
9-12 баллов «3»
Таблица достижений
(урок математики в 5 классе)
Елена Татаринова,
учитель математики
I квалификационной категории
СОШ №31 г. Нижнекамск
Людмила Никитина,
учитель математики
I квалификационной категории
СОШ №31 г. Нижнекамск
Учебно-методическая разработка урока по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» ориентирована на обучающихся 5 класса. Данная тема тесно связана с предыдущими и последующими уроками. Для достижения цели и задачи используются современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС – частично-поисковый, иллюстративный и средства: наглядный и практический метод. Первичное осмысление и закрепление знаний проводится на каждом этапе урока.
Цель: научить находить объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Планируемые результаты:
предметные: получить представление об объёме прямоугольного параллелепипеда, научить находить объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
личностные: контролировать процесс и результат математической деятельности.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала;
Оборудование урока: мультимедиа, проектор, ноутбук, модели пространственных фигур, модели прямоугольного параллелепипеда различных объемов и кубов, куб, объемом 1 дм3
Эпиграф:
Математик также как художник или поэт, создает узоры. И если его узоры более устойчивы, то лишь по тому, что они составлены из идей… Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики.
английский математик Годфри Харолд Харди
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга. Садитесь. Начинаем урок математики.
Ребята, результаты своих умений вы будете фиксировать в таблице достижений. Они у вас на парте, посмотрите их, подпишите. За каждое задание сегодня на уроке, вы поставите в тетрадь достижений себе баллы. По окончании урока мы подведем итог и каждый из вас получит отметку.
- Актуализация прежних знаний.
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень важным понятием, которое окружает нас в обычной жизни. Начнем урок с примеров для закрепления навыков устного счета.
а) Ребята, кто готов к ответу, поднимаем руку.
3,9 : 3 2,8 : 2 = 34 см = м
+ 3,7 + 4 = 106 см = м
: 0,5 : 0,3 = 47 см = дм
* 7,13 *0,5 = 391 дм = м
Активные ученики, поставьте себе по 1 баллу.
Сегодня на уроке нам понадобиться еще одна единица измерения 1 л = 1
– На предыдущих занятиях мы изучали фигуру, которая называется ….. (в руках модель прямоугольного параллелепипеда).
– А сейчас мы проверим, что вы знаете об этом геометрическом теле.
б) Математический диктант со взаимопроверкой. (5 баллов – по 1 баллу за верный ответ)
– Берем чистые листочки, подписываем их. Вам необходимо ответить на 5 вопросов.
Вопросы:
- Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда?
- Сколько граней?
- Сколько ребер?
- Какой фигурой является грань прямоугольного параллелепипеда?
- Три отрезка исходящие из одной вершины называются (продолжите)…..
– А сейчас взаимопроверка. Меняемся листочками – проверяем работу соседа. Проверяющий ставит количество баллов и подписывает свою фамилию.
- Формирование новых понятий и способов действия.
– А теперь откроем тетради и запишем число и “классная работа”.
Один ученик подходит к столу учителя и выбирает из множества объемных тел прямоугольный параллелепипед.
- Теперь посмотрим, как вы сможете разделить фигуры на две группы. По какому признаку их можно разделить?
- Посмотрите на следующее изображение.
– Что объединяет эти фигуры? (Они объемные)
– Две из них нам знакомы. Как вы думаете, что мы будем находить у них? (Объем)
– Запишем тему: «Объем прямоугольного параллелепипеда».
– Перед нами параллелепипед с измерениями 5 см, 3 см, 4 см и один маленький кубик, который является кубической единицей. Его обьем 1 см3. Наша задача подсчитать сколько кубических единиц содержится в фигуре?
– Разделим фигуру на слои. Сколько их получится? Сколько в каждом? (15 кубиков). Сколько всего получится? (Всего получилось 60 см 3 )
– Получим формулу.
Запишем формулу в тетрадь.
– А как же быть с кубом? Учащиеся предлагают варианты.
- Формирование умений и навыков.
– Рассмотрим решение задачи на нахождение объема.
Задача 1. Найти объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 6 см, 3 см и 4 см.
Решение.
а=6см, b=3 см, с=4 см
V=a*b*с
V=6*3*4=72 см3
Ответ: 72 см3
– А теперь ваша очередь решать. Выполняем задание по вариантам
№1 (3 балла)
1 вариант – Ширина 3 см, длина на 2 см больше ширины, высота 8 см. Найти объем.
2 вариант – Ширина 5 дм, длина 2 дм, высота на 6 дм больше длины. Найти объем.
№2
Найти объем фигуры, составленной из кубиков, если объем одного кубика 1
(1 балл за каждый рисунок)
№3 (4 балла)
Дуремару для разведения пиявок, нужен аквариум, вмещающий не менее 390 л воды. В магазине есть аквариум с измерениями 90 см, 60 см и 75 см. Подойдет ли он аптекарю? (1 л = 1 )
№4 (4 баллов)
Определите объем воздуха в классе длиной 13 м, шириной 8,5 м и высотой 3,5 м. сколько учеников можно поместить в этом классе, если на каждого учащегося должно приходиться 10 воздуха.
- Постановка домашнего задания.
Выучить формулы объема прямоугольного параллелепипеда. Каждому нужно будет составить свою задачу на объем, на следующем уроке мы с вами их разберем, и каждый сможет выступить в роли учителя.
- Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Где это новое применяется?
Балльная система оценок
17-19 баллов «5»
13-16 баллов «4»
9-12 баллов «3»
Таблица достижений
| Фамилия, имя | Устный счет (1 балл) | Диктант (5 баллов) | Задача разделения на группы (1 балл) | Задача по вариантам (2 балла) | Задача по рисунку (2 балла) | Задача №3 (4 балла) | Задача №4 (4 балла) |





Комментарийлар