Разработка информационного обеспечения Олимпиадной подготовки по русскому языку и лингвистике
Приложение 1Тематическое планированиеТемаКол-во часовЛекц.Практ.I. Введение в курс «Ол...
Приложение 1
Тематическое планирование
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Лекц. | Практ. |
I. Введение в курс «Олимпиадный русский». Базовый уровень | 48 | ||
1. Фонетика. Орфоэпия. | 5 | 1 | 4 |
Классификация гласных и согласных звуков. | 1 | ||
Транскрипция. | 2 | ||
Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты. | 2 | ||
2. История письма. | 4 | 1 | 3 |
Типы письма. Русский алфавит и его история. | 1 | ||
Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь. | 1 | ||
Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь. | 2 | ||
3. Историческая грамматика. | 8 | 3 | 5 |
Признаки старославянизмов. | 1 | ||
Позиционные и исторические чередования звуков. | 2 | 1 | |
Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных. | 1 | 1 | |
Носовые гласные, история буквы ять. | 1 | ||
Строение слога в древнерусском и современном русском языках. | 1 | ||
4. Языки мира. | 5 | 3 | 2 |
Национальный язык. Мировые языки. Пуризм. | 1 | ||
Генеалогическая классификация языков. | 1 | 1 | |
Лингвистическая карта мира. | 1 | ||
Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интер-лингвистика. | 1 | ||
5. Ученые-лингвисты. | 2 | 2 | |
Лингвисты XIX в.: А.Х. Востоков, В.И. Даль, Я.К. Грот, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский и др. | 1 | ||
Лингвисты XX в.: В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.В. Щерба, Р.И. Аванесов и др. | 1 | ||
6. Морфемика. Словообразование. | 4 | 2 | 2 |
Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные. | 1 | ||
Способы словообразования. | 1 | 1 | |
Морфонология. | 1 | ||
7. Лексика. Фразеология. | 4 | 2 | 2 |
Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы. | 1 | 1 | |
Устаревшая лексика. | 1 | ||
Приметы исконно русских и заимствованных слов. | 1 | ||
8. Морфология. | 3 | 1 | 2 |
Основные грамматические категории. | 1 | 2 | |
9. Синтаксис. | 4 | 2 | 2 |
Структурные типы предложений. | 1 | ||
Синтаксические синонимы. | 1 | ||
Типы односоставных предложений. | 1 | 1 | |
10. Орфография. Пунктуация. | 4 | 2 | 2 |
Основные принципы русской орфографии. Нарушения морфологического принципа. | 1 | ||
Основные принципы русской пунктуации. | 1 | ||
Повторение сложных орфографических правил. | 2 | ||
11. Нормы грамматики. | 2 | 1 | 1 |
Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки. | 1 | 1 | |
12. Лексикография. | 3 | 1 | 2 |
Основные типы словарей. | 1 | 1 | |
Содержание словарной статьи. | 1 | ||
Знакомство с древнерусскими текстами | 4 | 2 | 2 |
Классификация древнерусских памятников. | 1 | ||
Основные памятники древнерусской письменности. | 1 | ||
Особенности древнерусских текстов. Сложности перевода. | 2 | ||
Основы ораторского искусства | 2 | 1 | 1 |
Принципы построения устного выступления. | 1 | 1 | |
II. «Олимпиадный русский». Продвинутый уровень | 30 | 1 | |
1. Фонетика. | 2 | 2 | |
Фонетические пропорции. | 1 | ||
Диалектные особенности северных и южных русских говоров. | 1 | ||
2. Историческая грамматика. | 4 | 4 | |
Упрощение групп согласных. | 1 | ||
Этимологический анализ слов. Народная этимология. Деэтимологизация. | 1 | ||
Исторические изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение. | 2 | ||
3. Языки мира. | 2 | 1 | 1 |
Типологическая классификация языков. | 1 | 1 | |
4. Морфемика. Словообразование. | 3 | 3 | |
Словообразовательное значение. | 2 | ||
Однокоренные слова и формы слова. | 1 | ||
5. Лексика. Фразеология. | 4 | 4 | |
Типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, единства, сочетания, выражения. | 2 | ||
Семантическая структура многозначного слова. Разграничение омонимии и полисемии. | 2 | ||
6. Морфология. | 4 | 1 | 3 |
Части речи. Их основные грамматические категории. | 1 | 2 | |
Супплетивизм. | 1 | ||
7. Синтаксис. | 3 | 3 | |
Синтаксическая функция слова. | 1 | ||
Неполные предложения. Типы неполных предложений. | 2 | ||
8. Орфография. Пунктуация. | 2 | 2 | |
9. Нормы грамматики. | 3 | 3 | |
Чтение и перевод древнерусского текста | 2 | 2 | |
«Слово о полку Игореве». Перевод фрагментов. | 1 | ||
«Моление Даниила Заточника». Перевод фрагментов. | 1 | ||
Основы ораторского искусства. | 2 | 2 | |
III. «Олимпиадный русский». Высокий уровень | |||
Решение задач открытого типа | 33 | 1 | |
1. Фонетика. | 2 | 2 | |
Звук, буква, фонема. Их соотношение. | 2 | ||
2. Историческая грамматика. | 8 | 8 | |
Утрата и появление морфологических категорий в истории русского языка. | 3 | ||
Особенности в употреблении падежей в древнерусском языке. | 2 | ||
Особенности древнерусских синтаксических конструкций. | 3 | ||
3. Морфемика. Словообразование. | 8 | 8 | |
Разбор слова по составу. | 2 | ||
Значения словообразовательных аффиксов. | 1 | ||
Синонимия, антонимия, омонимия морфем. | 2 | ||
Морфонологические явления на стыке морфем. | 2 | ||
Чересступенчатое словообразование. | 1 | ||
4. Лексика. Фразеология. | 4 | 4 | |
Понятие лексико-семантической группы. | 2 | ||
Понятие о компонентном анализе слова. | 2 | ||
5. Морфология. | 6 | 1 | 5 |
Части речи. Их основные грамматические категории. | 3 | ||
Средства выражения грамматического значения слова. | 2 | ||
6. Синтаксис. | 5 | 1 | 4 |
Особенности структуры и семантики сложного предложения. | 1 | 2 | |
Сложные синтаксические конструкции. | 2 | ||
Чтение и перевод древнерусского текста | 6 | 6 | |
Перевод фрагментов древнерусских текстов. | 6 | ||
Основы ораторского искусства. | 6 | 6 | |
Подготовка и представление докладов. | 2 | ||
Решение задач комбинированного типа | 10 | 10 | |
Лингвистическое конструирование | 10 | 10 | |
Подготовка к выполнению творческих заданий | 10 | 10 | |
Типы и стили речи. | 2 | ||
Жанры. | 4 | ||
Информационная переработка текстов разных жанров. | 4 | ||
170 часов |
Комментарийлар