Разработка информационного обеспечения Олимпиадной подготовки по русскому языку и лингвистике
Приложение 1Тематическое планированиеТемаКол-во часовЛекц.Практ.I. Введение в курс «Ол...
Приложение 1
Тематическое планирование
Тематическое планирование
| Тема | Кол-во часов | Лекц. | Практ. |
| I. Введение в курс «Олимпиадный русский». Базовый уровень | 48 | ||
| 1. Фонетика. Орфоэпия. | 5 | 1 | 4 |
| Классификация гласных и согласных звуков. | 1 | ||
| Транскрипция. | 2 | ||
| Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты. | 2 | ||
| 2. История письма. | 4 | 1 | 3 |
| Типы письма. Русский алфавит и его история. | 1 | ||
| Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь. | 1 | ||
| Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь. | 2 | ||
| 3. Историческая грамматика. | 8 | 3 | 5 |
| Признаки старославянизмов. | 1 | ||
| Позиционные и исторические чередования звуков. | 2 | 1 | |
| Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных. | 1 | 1 | |
| Носовые гласные, история буквы ять. | 1 | ||
| Строение слога в древнерусском и современном русском языках. | 1 | ||
| 4. Языки мира. | 5 | 3 | 2 |
| Национальный язык. Мировые языки. Пуризм. | 1 | ||
| Генеалогическая классификация языков. | 1 | 1 | |
| Лингвистическая карта мира. | 1 | ||
| Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интер-лингвистика. | 1 | ||
| 5. Ученые-лингвисты. | 2 | 2 | |
| Лингвисты XIX в.: А.Х. Востоков, В.И. Даль, Я.К. Грот, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский и др. | 1 | ||
| Лингвисты XX в.: В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.В. Щерба, Р.И. Аванесов и др. | 1 | ||
| 6. Морфемика. Словообразование. | 4 | 2 | 2 |
| Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные. | 1 | ||
| Способы словообразования. | 1 | 1 | |
| Морфонология. | 1 | ||
| 7. Лексика. Фразеология. | 4 | 2 | 2 |
| Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы. | 1 | 1 | |
| Устаревшая лексика. | 1 | ||
| Приметы исконно русских и заимствованных слов. | 1 | ||
| 8. Морфология. | 3 | 1 | 2 |
| Основные грамматические категории. | 1 | 2 | |
| 9. Синтаксис. | 4 | 2 | 2 |
| Структурные типы предложений. | 1 | ||
| Синтаксические синонимы. | 1 | ||
| Типы односоставных предложений. | 1 | 1 | |
| 10. Орфография. Пунктуация. | 4 | 2 | 2 |
| Основные принципы русской орфографии. Нарушения морфологического принципа. | 1 | ||
| Основные принципы русской пунктуации. | 1 | ||
| Повторение сложных орфографических правил. | 2 | ||
| 11. Нормы грамматики. | 2 | 1 | 1 |
| Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки. | 1 | 1 | |
| 12. Лексикография. | 3 | 1 | 2 |
| Основные типы словарей. | 1 | 1 | |
| Содержание словарной статьи. | 1 | ||
| Знакомство с древнерусскими текстами | 4 | 2 | 2 |
| Классификация древнерусских памятников. | 1 | ||
| Основные памятники древнерусской письменности. | 1 | ||
| Особенности древнерусских текстов. Сложности перевода. | 2 | ||
| Основы ораторского искусства | 2 | 1 | 1 |
| Принципы построения устного выступления. | 1 | 1 | |
| II. «Олимпиадный русский». Продвинутый уровень | 30 | 1 | |
| 1. Фонетика. | 2 | 2 | |
| Фонетические пропорции. | 1 | ||
| Диалектные особенности северных и южных русских говоров. | 1 | ||
| 2. Историческая грамматика. | 4 | 4 | |
| Упрощение групп согласных. | 1 | ||
| Этимологический анализ слов. Народная этимология. Деэтимологизация. | 1 | ||
| Исторические изменения структуры слова: опрощение, переразложение, усложнение. | 2 | ||
| 3. Языки мира. | 2 | 1 | 1 |
| Типологическая классификация языков. | 1 | 1 | |
| 4. Морфемика. Словообразование. | 3 | 3 | |
| Словообразовательное значение. | 2 | ||
| Однокоренные слова и формы слова. | 1 | ||
| 5. Лексика. Фразеология. | 4 | 4 | |
| Типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, единства, сочетания, выражения. | 2 | ||
| Семантическая структура многозначного слова. Разграничение омонимии и полисемии. | 2 | ||
| 6. Морфология. | 4 | 1 | 3 |
| Части речи. Их основные грамматические категории. | 1 | 2 | |
| Супплетивизм. | 1 | ||
| 7. Синтаксис. | 3 | 3 | |
| Синтаксическая функция слова. | 1 | ||
| Неполные предложения. Типы неполных предложений. | 2 | ||
| 8. Орфография. Пунктуация. | 2 | 2 | |
| 9. Нормы грамматики. | 3 | 3 | |
| Чтение и перевод древнерусского текста | 2 | 2 | |
| «Слово о полку Игореве». Перевод фрагментов. | 1 | ||
| «Моление Даниила Заточника». Перевод фрагментов. | 1 | ||
| Основы ораторского искусства. | 2 | 2 | |
| III. «Олимпиадный русский». Высокий уровень | |||
| Решение задач открытого типа | 33 | 1 | |
| 1. Фонетика. | 2 | 2 | |
| Звук, буква, фонема. Их соотношение. | 2 | ||
| 2. Историческая грамматика. | 8 | 8 | |
| Утрата и появление морфологических категорий в истории русского языка. | 3 | ||
| Особенности в употреблении падежей в древнерусском языке. | 2 | ||
| Особенности древнерусских синтаксических конструкций. | 3 | ||
| 3. Морфемика. Словообразование. | 8 | 8 | |
| Разбор слова по составу. | 2 | ||
| Значения словообразовательных аффиксов. | 1 | ||
| Синонимия, антонимия, омонимия морфем. | 2 | ||
| Морфонологические явления на стыке морфем. | 2 | ||
| Чересступенчатое словообразование. | 1 | ||
| 4. Лексика. Фразеология. | 4 | 4 | |
| Понятие лексико-семантической группы. | 2 | ||
| Понятие о компонентном анализе слова. | 2 | ||
| 5. Морфология. | 6 | 1 | 5 |
| Части речи. Их основные грамматические категории. | 3 | ||
| Средства выражения грамматического значения слова. | 2 | ||
| 6. Синтаксис. | 5 | 1 | 4 |
| Особенности структуры и семантики сложного предложения. | 1 | 2 | |
| Сложные синтаксические конструкции. | 2 | ||
| Чтение и перевод древнерусского текста | 6 | 6 | |
| Перевод фрагментов древнерусских текстов. | 6 | ||
| Основы ораторского искусства. | 6 | 6 | |
| Подготовка и представление докладов. | 2 | ||
| Решение задач комбинированного типа | 10 | 10 | |
| Лингвистическое конструирование | 10 | 10 | |
| Подготовка к выполнению творческих заданий | 10 | 10 | |
| Типы и стили речи. | 2 | ||
| Жанры. | 4 | ||
| Информационная переработка текстов разных жанров. | 4 | ||
| 170 часов |





Комментарийлар