Адаптация первоклассника к школьному обучению
Нурия ХАДИЕВА,учитель начальных классов первой категории Красноключинской средней школы Нижнекамского района Адаптация, или приспособление, к школе – это очень ответственный период в жизни первокласс...
Нурия ХАДИЕВА,
учитель начальных классов первой категории Красноключинской средней школы Нижнекамского района
Адаптация, или приспособление, к школе – это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребенка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам.
Многие родители полагают, что достаточно научить ребенка читать, считать до 10 (20, 100), писать печатными буквам, чтобы в школе у него не было никаких проблем. Однако это далеко не всегда так, и родители с изумлением замечают, что стремившийся попасть в школу ребенок начинает выказывать свое недовольство, да и учитель говорит, что не все гладко. Почему же так происходит и из чего складывается адаптация к школьному обучению?
Адаптация не происходит сразу, и во многом ее успех зависит от психологической и физической готовности ребенка к школьному обучению, от его индивидуальных особенностей, от условий семейного воспитания, от его умения общаться со сверстниками. Семье принадлежит ведущая роль в психическом и физическом развитии ребенка. Отметим значимость различных аспектов готовности для успешной адаптации ребенка к школе.
Многие исследователи полагают, что одной из основных характеристик физического развития ребенка, готовящегося к поступлению в школу, является выносливость, которая, в свою очередь, тесно связана с работоспособностью. Физическая работоспособность ребенка будет повышаться, если будущий первоклассник способен выполнять целенаправленные действия, проводя значительное количество времени на свежем воздухе, плавая в бассейне, выполняя закаливающие процедуры, занимаясь спортом или просто делая утреннюю гимнастику.
Важной заботой родителей также должно стать укрепление нервной системы ребенка, формирование правильной осанки, охрана зрения, слуха.
Следует помнить, что организм поступающего в школу ребенка еще полностью не сформировался, функциональные особенности не сложились. Поэтому, стремясь физически развить своего ребенка, родители должны помнить о тех нервно-психических затратах, которые потребуются от будущего первоклассника при выполнении организуемой физической нагрузки.
Школа требует от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения. Показать ребенку отличие новой позиции школьника от того, какой статус был у него в качестве дошкольника, – это еще одна забота родителей, желающих, чтобы их ребенок как можно быстрее и успешнее адаптировался к школе. Однако разговор родителей о том, чего не следует делать в школе, нельзя сводить только к перечню запретов.
Важное значение для успешной адаптации ребенка к школе имеют сформированные коммуникативные навыки у будущего первоклассника. Школа предполагает коллективную деятельность, поэтому родители должны постараться, чтобы у ребенка была возможность общения со сверстниками, даже если он не посещает дошкольное образовательное учреждение. Успешность адаптации по этому направлению во многом определяется профессионализмом учителя. Именно от него зависит, какие отношения сложатся в классе, будут ли дети получать положительные эмоции при общении со сверстниками. Нельзя, особенно на начальных этапах обучения, акцентировать внимание первоклассников на ошибках их товарищей, поэтому современная практика школы отказалась от отметок и оценок при характеристике успехов первоклассников. Отметка рассматривается как психотравмирующая ситуация, затрудняющая процесс адаптации к школе. Справедливости ради следует отметить, что многие учителя не в силах отказаться от оценки и вместо традиционного балла начинают использовать какие-либо условные обозначения (тучки, звездочки). Ученики очень быстро разбираются в такой системе оценивания, что вызывает точно такой же комплекс проблем, что и отметка.
Конечно, учитель должен оценивать успехи ребенка (похвала никем не отменялась), а вот его неудачи совсем не обязательно делать достоянием гласности. Следует также помнить и о безоценочных способах поддержки ребенка, хорошо разработанных в педагогике Ш.А. Амоношвили (нашептывание, поглаживание). И если уж в школе можно обходиться без отметок, то дома это тем более возможно.
Все-таки одна из основных задач, которые стоят перед школой, – это усвоение определенной суммы знаний. Но не совсем правы те родители, которые полагают, что интеллектуальная готовность складывается лишь из умения ребенка читать, считать и писать. Тот ребенок быстрее адаптируется к школьному обучению, у которого достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, хороший уровень развития произвольного внимания. Учебная деятельность – это новый вид деятельности для ребенка, и возникает он не сразу. На начальном этапе обучения у ребенка еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность лежит в основе формирования учебной деятельности.
Познавательные мотивы на начальном этапе обучения не являются для ребенка значимыми. Как полагает В.В. Давыдов, «эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач». Подробнее рассмотрим такие аспекты адаптации, как физиологический и социально-психологический.
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряженности функциональных систем организма. Исследователи изучали показатели высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, состояние сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, состояние здоровья, успеваемости, режима дня, учебной активности на уроках. Такое комплексное исследование позволило выделить три основных уровня физиологической адаптации.
Первый уровень – ориентировочный, когда практически все системы организма отвечают на начало систематического обучения бурной реакцией. Такое состояние сравнимо с «физиологической бурей» и длится относительно долго (две-три недели).
Второй уровень – неустойчивое приспособление, которое выражается в поиске организмом наиболее оптимальных ответных реакций. Если на первом этапе «буря» (о чем обязательно должны помнить и учителя, и родители), то на этом этапе организм платит более умеренную цену, и «буря» начинает затихать.
Третий уровень – относительно устойчивое приспособление, когда находятся такие способы реагирования, которые требуют наименьших затрат. Нахождение организмом оптимальных путей реагирования очень важно, так как абсолютно любая деятельность школьника (учебная, общение, досуговая) требует напряжения всех систем организма. И чем больше это напряжение, тем больше требуется сил.
По мнению многих исследователей, процесс физиологической адаптации длится примерно 5-6 недель. Учителя и родители, зная об этом аспекте адаптации, должны позаботиться, чтобы не нанести ущерба организму первоклассника.
Важно помнить, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, следовательно, процесс адаптации к школе у каждого отдельного ребенка будет проходить по-своему. В некоторых случаях фаза устойчивого приспособления может затягиваться до девяти недель, а иногда и весь первый год обучения в школе.
Проблемой физиологической адаптации в основном занимаются медицинские работники, которые говорят о таких явлениях, как «школьный стресс», «школьный шок». Под «школьным стрессом» понимается «такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой».
В зависимости от состояния здоровья выделяют детей с легкой, средней, тяжелой адаптацией.
При легкой степени адаптации снижение напряженности в деятельности организма наблюдается в течение первой четверти, при средней – в течение первого полугодия. В случае тяжелой адаптации к концу учебного года у ребенка отмечается ухудшение здоровья.
Если работоспособность ребенка на протяжении первого полугодия повышается, программный материал хорошо усваивается, показатели состояния здоровья соответствуют норме, то физиологическая адаптация протекает успешно.
Итак, подводя итоги анализа физиологической адаптации, можно отметить, что наиболее тяжело она протекает у детей, у которых в анамнезе неблагополучное протекание периода новорожденности, черепно-мозговые травмы, хронические заболевания, задержка функционального развития, расстройства нервно-психической сферы.
Другой аспект адаптации ребенка к школе – это социально-психологическая адаптация. Если физиологическая адаптация происходит как бы сама по себе, автоматически, то социально-психологическая адаптация – это активный процесс.
Адаптация к новой группе, коллективу происходит, если среда воздействует на тебя, но и сам ученик меняет социально-психологическую ситуацию, создает свою личную микросреду. Адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к учителю, но и педагогам к новым для них воспитанникам, родителям к своему ребенку в статусе школьника.
Период социально-психологической адаптации – это первоначальный этап пребывания в школе. Результат адаптации – «адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности».
Как и в случае физиологической адаптации, социально-психологическая у разных детей протекает по-разному. Исследователи выделяют три уровня социально-психологической адаптации на начальном этапе обучения в школе.
Высокий уровень адаптации – отношение первоклассника к школе положительное, он с удовольствием ходит на занятия, легко и глубоко осваивает программный материал, прилежен, способен решать усложненные задачи, объяснения учителя слушает внимательно, при этом проявляя интерес к самостоятельной деятельности, положение среди сверстников высокое, охотно и добросовестно выполняет все общественные поручения.
Средний уровень адаптации – ребенок также с удовольствием посещает школу, успешно усваивает учебный материал, но, если учитель подробно и наглядно все объяснил, способен самостоятельно решать типовые задачи, при этом внимателен лишь в том случае, если занят чем-то для него интересным, со многими одноклассниками находится в дружеских отношениях, добросовестно выполняет общественные поручения.
Низкий уровень адаптации – первоклассник либо равнодушен к школе, либо относится отрицательно, его настроение часто подавленное, на уроках нередки нарушения дисциплины, учебный материал усваивается отдельными фрагментами, никакого интереса при самостоятельном выполнении учебных заданий не проявляет, да и сами задания выполняет нерегулярно. Взрослые должны регулярно напоминать и контролировать учебный процесс, помогать в приготовлении уроков, выполнении общественных поручений. Среди одноклассников такой ребенок, как правило, не имеет друзей, и лишь часть из них знает по именам и фамилиям. По данным исследователей, среди первоклассников можно встретить 14% детей, у кого социально-психологическая адаптация происходит достаточно тяжело.
Итак, чтобы период адаптации к школе прошел относительно легко, очень важно, чтобы первоклассник осознавал важность учения, чтобы отсутствовали конфликтные ситуации, был благоприятный социальный статус в группе сверстников.
Комментарийлар