Быть учителем престижно
Наиля САДРИЕВА,учитель русского языка и литературы Нижнеошминской средней школы Мамадышского района, педагогический стаж 20 лет.Престижно ли сегодня быть учителем? Думаю, да! Любят дети, уважают роди...
Наиля САДРИЕВА,
учитель русского языка и литературы Нижнеошминской средней школы Мамадышского района, педагогический стаж 20 лет.
Престижно ли сегодня быть учителем? Думаю, да! Любят дети, уважают родители – не это ли престиж? Как же добиться такого авторитета?
Учитель должен быть понят и принят современными учениками. Для этого надо искать, развиваться, творить, то есть стремиться к прогрессу – быть инновационным практиком, целью которого является развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, создание обстановки сотрудничества ученика и учителя. Использование на уроках технологии развития критического мышления, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, проектных методов позволяют повысить мотивацию к обучению и интерес к предмету и вместе с тем поднять качество обученности.
Хочется остановиться на проектах, предполагающих совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов и дающем обучающимся возможность раскрыть свой творческий потенциал. Работая над проектом, ученики учатся ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, ориентироваться в информационном пространстве, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, интерпретировать результат. Примером может послужить проект «История моей семьи в истории страны», который способствовал развитию навыков критического мышления, в том числе, определения надежных источников информации, выделения актуальной информации и его систематизации, а также развитию навыков владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Результатом проекта стал одноименный журнал, включающий следующие главы: «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Моя династия», «Человек рожден для труда». Ученики брали интервью у своих родителей, родственников и односельчан, составили статью для журнала, каждая из трех команд оформила соответствующую главу, а потом дети презентовали журнал перед целевой аудиторией. Конечный продукт проекта – журнал, они подарили школьному и сельским библиотекам, музею. Презентация прошла на высоком уровне, участники услышали много слов благодарности и одобрения от родителей, учителей школы и района, жителей села, и, конечно же, испытывали удовлетворение от проделанной работы. По окончании проекта обучающиеся проанализировали свою работу, выявили сильные и слабые стороны. Так ребята попробовали себя в реальной деятельности. Кроме того, проект дал возможность ученикам рассказать о значимых страницах истории своей семьи, о судьбах родственников, совершивших боевые и трудовые подвиги, ставшие частью истории нашей страны. А ведь благодаря привитию уважения к истории своей страны, а значит, и тем, кто живет рядом, формируется гражданская и культурная грамотность. Грамотный гражданин же будет ценить учителя, сумевшего раскрыть возможности каждого из своих учеников, ведь выполняя проектную работу, никто из обучающихся не остается в стороне (роли в команде распределены), каждый может реализовать себя.
Педагог А.А.Куманев писал: «Учитель-мастер обязан убедить ученика, что он - кладезь возможностей, что он - творец собственного "я"». Поэтому перед школой и учителем стоит задача развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, что возможно через совершенствование традиционных и внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий. Составление банка одаренных детей, плана работы с этими учениками, индивидуального маршрута с учетом специфики и возможности обучающегося приводит к увеличению числа детей, активно занимающихся интеллектуальной и творческой деятельностью. Для сельского ученика, нашедшего применение своим силам и возможностям и ставшего победителем и призёром олимпиад и конкурсов не только муниципального и республиканского, но и всероссийского и международного уровней, учитель становится авторитетом.
Повышению заинтересованности способствует и ведение внеурочной деятельности. Разработанная мною программа внеурочной деятельности «Живое слово» удовлетворяет познавательные потребности учащихся в вопросах, связанных с историей развития языка, раскрывает неисчерпаемый мир слова. На занятиях ученики в игровой форме исследуют и анализируют языковые единицы. Работа по программе создает условия для пробуждения потребности к самостоятельной работе над познанием русского языка и развития индивидуальных способностей учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что умелое использование инновационных технологий для повышения мотивации к учебе, развития личностных качеств обучающегося смогут привести к поднятию престижа учителя.
Комментарийлар