Цветик-Семицветик
(Внеклассное мероприятие для детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста) Гюзель БАГАВИЕВА,учитель начальных классов, дефектолог школы – интерната для детей с ОВЗ г. Нижнекамска Дети с наруш...
(Внеклассное мероприятие для детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста)
Гюзель БАГАВИЕВА,
учитель начальных классов, дефектолог школы – интерната для детей с ОВЗ г. Нижнекамска
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порождённых первичным недостатком – нарушением слуха. Эти особенности не позволяют таким детям эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно необходимые умения и навыки.
В ходе всего учебно-воспитательного процесса педагогами нашей школы-интерната особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи, развитию мышления.
При разработке данного занятия учитывались возрастные особенности и реальные возможности наших детей.
В начальной школе-интернате есть ребята с высокой мотивацией, которые умеют и любят учиться, но есть и слабые ученики, с которыми приходится много и упорно работать, чтобы добиться результата.
Более подробно хотелось бы остановиться на одном из приёмов обучения произношению глухих и слабослышащих детей – фонетическая ритмика. Это один из этапов урока или занятия для детей с нарушениями слуха (проводится в начале урока, занятия). Устная речь детей с нарушениями слуха характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но и нарушением ритмико-интонационной её стороны. Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (рук, головы, корпуса тела) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
На данном занятии показаны упражнения на умение правильно воспроизводить и автоматизировать звук «с»; упражнения с закрытыми слогами в движении (умение различать, изображать и воспроизводить различные ритмы) и с открытыми слогами на месте (на нормализацию речевого дыхания и связанной с ней слитности речи, умение изменять силу и высоту голоса, воспроизведение речевого материала в заданном темпе).
Предлагаю вниманию читателей внеклассное занятие для детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Цель. Формирование у учащихся интереса к математике, русскому языку, чтению, развитию речи, окружающему миру посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
1.Развитие интереса к учебным предметам через игровой и занимательный материал.
2.Развитие речи, логического мышления, воображения, смекалки.
3.Совершенствование умения составлять целое из частей, вычислительные навыки.
4.Развитие у учащихся коммуникативных компетентностей (культуры общения, умения работать в группах).
5.Воспитание дружеских взаимоотношений, выручки, желания помочь друзьям по команде.
Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к математике, русскому языку, чтению, развитию речи, окружающему миру как учебному предмету.
Оборудование: оформленная доска, карточки с заданиями для команд, речевые единицы, иллюстрации, ТСО (аудиозапись).
- Самоопределение к учебной деятельности.
Проверка и настройка слуховых аппаратов, установка на слуховое внимание.
– Вы слышите хорошо? Здравствуйте.
– Ребята, сегодня мы приглашаем вас поиграть, соревноваться, показать свои знания в разных науках, порадоваться за тех ребят, кто будет впереди, поддержать тех, кто немного отстанет, растеряется, но самое главное пожелание – получить от игры радость.
– Внимание на доску. На доске висит Цветик–Семицветик.
– Что это? Цветок. Что это за цветок? (Цветик-Семицветик.)
– Мы с вами читали, смотрели сказку Валентина Катаева про необыкновенный цветок.
– Сколько лепестков у Цветика–Семицветика? (Семь.)
– Мы тоже будем срывать лепестки, как девочка Женя, а на обратной стороне лепестка название учебного предмета (урока). У каждого предмета (урока) задание. Играть будем, разделившись на команды. Посмотрите, у каждого из вас своя эмблема. Будут соревноваться две команды: «Знайки» и «Умейки». Каждая команда по очереди будет срывать любой лепесток и выполнять задания. За каждое верно выполненное задание команда получает лепесток Цветика–Семицветика. В конце игры по полученным лепесткам нужно собрать каждой команде свой Цветик–Семицветик.
– Ребята, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра.
– Итак, начинается наша игра. Условия игры: с места не кричать, только руки поднимать. Работаем дружно, друг другу помогаем.
- Проведение игры.
1.Фоноритмика (дежурный звук «с»)
– Первый лепесток выбирает команда «Знайки»
– Что написано? (Ритмика.) Будет ритмика.
– Что будем делать? (Говорить правильно.)
са–СА–со–сы
са–са–СО–сы
са–са–со–СЫ (Закрытые слоги, в движении)
ас–ас–ас–ас–ас
ос–ос–ос–ос–ос (Открытые слоги, на месте, делаем умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономичным выдохом, на одном выдохе произносим слоги «ас», «ос»)
– Молодцы! Всем по одному лепестку!
- Развитие речи. (Представление - индивидуально)
– Следующий лепесток выбирает команда «Умейки». Какой предмет? (Развитие речи.)
– Вам было дано домашнее задание. Какое? (Рассказать о себе)
– Будем говорить о себе. (Как тебя зовут? Какая у тебя фамилия? В каком классе ты учишься? Как зовут твоих родителей? Есть ли у тебя брат или сестра? Как их зовут? В каком городе ты живёшь?)
– Молодцы! Справились с заданием. Все подготовились, выполнили домашнее задание. Всем по лепестку!
- Математика (Повторить правила дорожного движения.)
-Ребята, срывает лепесток команда «Знайки». Следующее задание по предмету математика.
По данным геометрическим фигурам по образцу собрать светофор. Назвать и посчитать геометрические фигуры.
- Окружающий мир.
– Молодцы, ребята! Хорошо знаете ПДД. Первым, кто выполнил задание по математике – это команда «Знайки»! Вам – лепесток.
Следующий лепесток срывает команда «Умейки». Команды получают задание по окружающему миру.
1) Какое сейчас время года? (Зима)
2) Назовите зимние месяцы. Сколько их? Расставьте месяцы по порядку (Речевые единицы). Один–лишний (Ноябрь)
Декабрь Январь Февраль Ноябрь
3) Назовите зимующих птиц. (Картинки и речевые единицы – соответствие.)
– Почему этих птиц называют зимующими? Могут выжить в холодное время года, найти себе корм.
– Как помогают птицам зимой? Вешают кормушки, насыпают крупу, семечки, кладут хлеб, сало.
4) Какая погода зимой? (Холодно. Дует ветер. Идёт снег.)
– Как нужно одеваться зимой? Как уберечь себя от болезней? Тепло, правильно одеваться. Витамины.
– Молодцы, ребята, много знаете о зиме, зимующих птицах! Лепесток–команде «Умейки»!
- Физминутка.
– Лепесток выбирает команда «Знайки». Что на лепестке написано, прочитайте. (Физкультминутка.)
– Немного отдохнём. Идите к доске. Становитесь в круг.
1) Игра с использованием мяча. Предлагается сказать названия предметов. (Учитель бросает и говорит, например, дерево – один участник должен учителю возвратить мяч с названием дерева.)
Дерево-...Птицы-…Животные-…Фрукты–…Овощи-…
Предмет в школе-…
2) Показать зверей и птиц. (Заяц, лиса, медведь, пингвин, дятел, кукушка, сова.)
– Молодцы, всем по лепестку!
- Русский язык.
– Продолжаем игру. Выбирает лепесток команда «Умейки». На лепестке русский язык. А вот и задание.
1) Дописать буквы и прочитать слова. Картинки помогут.
2) Графическая эстафета: вставить подходящее слово (команда выполняет по «цепочке», проверяют вместе.)
- Дует холодный северный … .
- На землю падают белые … .
- В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая … .
- Под сосной в сугробе спрятался трусливый … .
- Его ищет по всему лесу хитрая … .
- Ночью протяжно воет … .
- Наступила настоящая … .
(Ветер, снежинки, белка, заяц, лиса, волк, зима – карточки)
– Победила команда «Умейки»! Поздравляем!
- Чтение.
– Ребята! Последний лепесток! Команда «Знайки», срывайте лепесток. Какой предмет? Чтение.
– Послушайте и скажите, из каких сказок эти строки? Включить аудиозапись.
1) …я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…(Колобок.)
– Чему учит нас эта сказка? Сказка учит слушать взрослых, есть смелые, добрые и злые, хитрые, что делать при опасностях, нельзя быть доверчивым.
2)…тянет, потянет, вытянуть не может…(Репка)
– Чему учит нас эта сказка? Сказка учит дружбе и взаимопомощи.
3)…я пойду – молока куплю, а вы сидите, дверь никому не открывайте…(Волк и семеро козлят.)
– Чему учит нас эта сказка? Сказка учит деток, что нужно слушаться маму, что нельзя открывать дверь незнакомым людям.
4)…кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт…(Теремок)
– Чему учит нас эта сказка? Сказка учит всех жить в мире и дружбе, в добром согласии.
– Победила команда «Знайки»! Вам–лепесток Цветика–Семицветика!
III. Итог. Рефлексия.
– Вот и закончена игра. Итоги подводить пора! Посчитаем, сколько лепестков собрала каждая команда? Семь
Победила дружба! (Дети каждой команды собирают, приклеивают лепестки Цветика–Семицветика, показывают результат.)
– Дети, вам понравилось наша игра? (Ответы детей)
– Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей)
– Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) IV. Домашнее задание (Индивидуально). Домашнее задание будем искать.
– Прочитайте: Повернись назад, посмотри перед собой, иди вперёд, найди шкаф, поверни налево, теперь направо, найди парту, посмотри под парту, подойди к окну.
– Где нашли? (На подоконнике)
-Что нужно сделать? (Назвать и посчитать геометрические фигуры. Занести посчитанные фигуры в таблицу).
– Молодцы! Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались вам во время игры. Я думаю, что вы всегда так будете стараться. Спасибо вам за игру! До новых встреч!
Комментарийлар