Дифференциация гласных о-ё в словосочетаниях
Презентация(Занятие по коррекции нарушений чтения и письма у детей с ЗПР, II класс)Елена ЧЕРМАКОВА, учитель-логопед первой квалификационной категории Центра диагностики и консультирования для детей, н...
Презентация
(Занятие по коррекции нарушений чтения и письма у детей с ЗПР, II класс)
Елена ЧЕРМАКОВА,
учитель-логопед первой квалификационной категории Центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи г. Нижнекамска
Оксана БАКЛАНОВА,
учитель- логопед высшей квалификационной категории Центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи г. Нижнекамска
Цели:
- закрепление знаний о гласных звуках и буквах о, ё; умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными о, ё в словах и словосочетаниях;
- развитие навыков звукового анализа на уровне слова и словосочетания, навыков построения словосочетаний, навыков словообразования;
-закрепление навыков чтения и письма;
- обогащение и уточнение словарного запаса по теме «Зоопарк»;
- развитие зрительно-пространственных функций;
- воспитание бережного отношения к жителям зоопарка.
Оборудование: слово из недописанных букв «Зоопарк», карточки с зашумлёнными буквами «о», «ё»;карточки со словами; схема по теме занятия;ноутбук, экран, презентация; мяч, тетради, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия
- Предлагаю вам совершить путешествие, а куда – определите самостоятельно, расшифровав слово из недописанных букв (Зоопарк).
- Что такое зоопарк? (Ответы детей.)
- Вы были в зоопарке? (Ответы детей.)
- Для чего мы ходим в зоопарк? (Ответы детей.)
Вывод: зоологический парк – это учреждение для содержания животных в неволе с целью демонстрации (показа), сохранения, воспроизводства и научного изучения.
- Прежде чем начать путешествие по зоопарку, вспомним правила поведения в нём. Как нужно вести себя в зоопарке? (Ответы детей.)
- Итак:
- Животных, которых мы посетим, будет много. Но букв, которые часто встретятся сегодня, будет только две. Отгадайте их: они спрятались здесь (показ «зашумлённых» букв о, ё на карточках).
- Запишите в тетрадь число и тему занятия: о – ё.
- Запомните движения для этих гласных: на букву «о» соединяем руки в круг над собой, а на букву «ё» – поднимаем прямо руки вверх.
2.Дифференциация гласных в словах.
- В нашем зоопарке много животных (Слайд 1). На их клетках есть таблички с названием животного (раздаю карточки со словами: м…рж, ор…л, ос…л, к…з…л). Вставьте пропущенные буквы о-ё и прочитайте слова.(Работа в карточках со словами.)
- Проверим. Назовите пропущенные буквы и изобразите руками. Объясните свой выбор, подчеркните гласные красным карандашом, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным.
- Итак, чтобы правильно читать и писать слова с этими гласными буквами, необходимо помнить: после твёрдых согласных пишется гласная «о», после мягких - гласная «ё»? (На доске перед буквами креплю синий и зелёный квадраты.)
Часто-часто поморгаем,
После глазки закрываем.
Сосчитаем до пяти: 1, 2, 3, 4, 5
И занимаемся опять.
Пальчиковая гимнастика.
«Гусь – заяц – коза» (Выполнение фигур из пальцев одновременно двумя руками).
- Первое животное в нашем зоопарке – МОРЖ. Посмотрите на слайд 2. Морж какой по величине? (Огр…мный.)
- Морж что делает? (Плыв…т.)
- Подберите нужную букву. Изобразите её руками. Объясните свой выбор.
- Запишите словосочетания в тетрадь: огромный морж, морж плывёт. Подчеркните гласные и согласные.
- Второе – ОРЁЛ. Посмотрите на слайд 3. Орёл какой? (Г…рдый.)
- Орёл что делает? (Клю…т.)
- Подберите нужную букву. Изобразите её руками. Объясните свой выбор.
- Запишите словосочетания в тетрадь: гордый орёл, орёл клюёт. Подчеркните гласные и согласные.
- Третье – ОСЁЛ. Посмотрите на слайд 4. Осёл какой по настроению? (Вес…лый.)
- Осёл что делает? (Вез…т мешки.)
- Подберите нужную букву. Изобразите её руками. Объясните свой выбор.
- Запишите словосочетания в тетрадь: весёлый осёл, осёл везёт мешки. Подчеркните гласные и согласные.
- Четвёртое – КОЗЁЛ. Посмотрите на слайд 5. Козёл жил в горах, значит, он какой? (Г…рный.) Козёл что делает? (Ид…т.)
- Подберите нужную букву. Изобразите её руками. Объясните свой выбор.
- Запишите словосочетания в тетрадь: горный козёл, козёл идёт. Подчеркните гласные и согласные.
Дети встают в круг.
- В нашем зоопарке живут не только взрослые животные, но и мамы со своими детёнышами. Я называю животное – маму, бросаю мяч одному из вас; вы вспоминаете название её детёныша, называете его и бросаете мяч обратно мне.
У моржихи - … моржонок.
У орлицы - … орлёнок.
У ослицы - … ослёнок.
У козы - … козлёнок.
У зайчихи - … зайчонок.
У лисы - … лисёнок.
У ежихи - … ежонок.
У волчицы - … волчонок.
У медведицы - … медвежонок.
У тигрицы - … тигрёнок.
У слонихи - … слонёнок.
У львицы - … львёнок.
- Путешествие по зоопарку подходит к концу. Прочитаемрассказ про него: «Сегодня мы были в зоопарке. Там много зверей и птиц. У них есть детёныши. Нам было интересно!» (Дети читают текст по цепочке.)
- Припомните правила поведения в зоопарке. (Ответы детей.)
III. Итог
- Какие гласные были сегодня «главными» на занятии? (о – ё)
- Какое задание вы сегодня выполнили правильно и за что вы можете себя похвалить?
(Занятие по коррекции нарушений чтения и письма у детей с ЗПР, II класс)
Елена ЧЕРМАКОВА,
учитель-логопед первой квалификационной категории Центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи г. Нижнекамска
Оксана БАКЛАНОВА,
учитель- логопед высшей квалификационной категории Центра диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи г. Нижнекамска
Цели:
- закрепление знаний о гласных звуках и буквах о, ё; умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными о, ё в словах и словосочетаниях;
- развитие навыков звукового анализа на уровне слова и словосочетания, навыков построения словосочетаний, навыков словообразования;
-закрепление навыков чтения и письма;
- обогащение и уточнение словарного запаса по теме «Зоопарк»;
- развитие зрительно-пространственных функций;
- воспитание бережного отношения к жителям зоопарка.
Оборудование: слово из недописанных букв «Зоопарк», карточки с зашумлёнными буквами «о», «ё»;карточки со словами; схема по теме занятия;ноутбук, экран, презентация; мяч, тетради, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия
- I. Организационный момент
- Приветствие. Знакомство.
- Развитие зрительного восприятия и навыков буквенного гнозиса.
- Предлагаю вам совершить путешествие, а куда – определите самостоятельно, расшифровав слово из недописанных букв (Зоопарк).
- Что такое зоопарк? (Ответы детей.)
- Вы были в зоопарке? (Ответы детей.)
- Для чего мы ходим в зоопарк? (Ответы детей.)
Вывод: зоологический парк – это учреждение для содержания животных в неволе с целью демонстрации (показа), сохранения, воспроизводства и научного изучения.
- Прежде чем начать путешествие по зоопарку, вспомним правила поведения в нём. Как нужно вести себя в зоопарке? (Ответы детей.)
- Итак:
- Соблюдайте чистоту и тишину!
- Нельзя кормить, пугать и дразнить животных!
- Запрещено заходить за ограждения, прислоняться к нему и просовывать руки.
- II. Основная часть
- Формулирование и запись темы занятия.
- Животных, которых мы посетим, будет много. Но букв, которые часто встретятся сегодня, будет только две. Отгадайте их: они спрятались здесь (показ «зашумлённых» букв о, ё на карточках).
- Запишите в тетрадь число и тему занятия: о – ё.
- Запомните движения для этих гласных: на букву «о» соединяем руки в круг над собой, а на букву «ё» – поднимаем прямо руки вверх.
2.Дифференциация гласных в словах.
- В нашем зоопарке много животных (Слайд 1). На их клетках есть таблички с названием животного (раздаю карточки со словами: м…рж, ор…л, ос…л, к…з…л). Вставьте пропущенные буквы о-ё и прочитайте слова.(Работа в карточках со словами.)
- Проверим. Назовите пропущенные буквы и изобразите руками. Объясните свой выбор, подчеркните гласные красным карандашом, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным.
- Итак, чтобы правильно читать и писать слова с этими гласными буквами, необходимо помнить: после твёрдых согласных пишется гласная «о», после мягких - гласная «ё»? (На доске перед буквами креплю синий и зелёный квадраты.)
- Офтальмопауза.
Часто-часто поморгаем,
После глазки закрываем.
Сосчитаем до пяти: 1, 2, 3, 4, 5
И занимаемся опять.
Пальчиковая гимнастика.
«Гусь – заяц – коза» (Выполнение фигур из пальцев одновременно двумя руками).
- Дифференциация гласных в словосочетаниях (работа с презентацией в тетради).
- Первое животное в нашем зоопарке – МОРЖ. Посмотрите на слайд 2. Морж какой по величине? (Огр…мный.)
- Морж что делает? (Плыв…т.)
- Подберите нужную букву. Изобразите её руками. Объясните свой выбор.
- Запишите словосочетания в тетрадь: огромный морж, морж плывёт. Подчеркните гласные и согласные.
- Второе – ОРЁЛ. Посмотрите на слайд 3. Орёл какой? (Г…рдый.)
- Орёл что делает? (Клю…т.)
- Подберите нужную букву. Изобразите её руками. Объясните свой выбор.
- Запишите словосочетания в тетрадь: гордый орёл, орёл клюёт. Подчеркните гласные и согласные.
- Третье – ОСЁЛ. Посмотрите на слайд 4. Осёл какой по настроению? (Вес…лый.)
- Осёл что делает? (Вез…т мешки.)
- Подберите нужную букву. Изобразите её руками. Объясните свой выбор.
- Запишите словосочетания в тетрадь: весёлый осёл, осёл везёт мешки. Подчеркните гласные и согласные.
- Четвёртое – КОЗЁЛ. Посмотрите на слайд 5. Козёл жил в горах, значит, он какой? (Г…рный.) Козёл что делает? (Ид…т.)
- Подберите нужную букву. Изобразите её руками. Объясните свой выбор.
- Запишите словосочетания в тетрадь: горный козёл, козёл идёт. Подчеркните гласные и согласные.
- Физминутка с перекидыванием мяча «Мамы и детёныши» - развитие навыков словообразования.
Дети встают в круг.
- В нашем зоопарке живут не только взрослые животные, но и мамы со своими детёнышами. Я называю животное – маму, бросаю мяч одному из вас; вы вспоминаете название её детёныша, называете его и бросаете мяч обратно мне.
У моржихи - … моржонок.
У орлицы - … орлёнок.
У ослицы - … ослёнок.
У козы - … козлёнок.
У зайчихи - … зайчонок.
У лисы - … лисёнок.
У ежихи - … ежонок.
У волчицы - … волчонок.
У медведицы - … медвежонок.
У тигрицы - … тигрёнок.
У слонихи - … слонёнок.
У львицы - … львёнок.
- Развитие навыков чтения (Слайд 6).
- Путешествие по зоопарку подходит к концу. Прочитаемрассказ про него: «Сегодня мы были в зоопарке. Там много зверей и птиц. У них есть детёныши. Нам было интересно!» (Дети читают текст по цепочке.)
- Припомните правила поведения в зоопарке. (Ответы детей.)
III. Итог
- Какие гласные были сегодня «главными» на занятии? (о – ё)
- Какое задание вы сегодня выполнили правильно и за что вы можете себя похвалить?
Комментарийлар