Единицы измерения площадей
(Урок математики в V классе)Резеда КАРИМУЛЛИНА,учитель математики высшей квалификационной категории Каратунской средней школы Апастовского района. Цели урока:обучающая: актуализировать учебное содержа...
Резеда КАРИМУЛЛИНА,
учитель математики высшей квалификационной категории Каратунской средней школы Апастовского района.
Цели урока:
обучающая: актуализировать учебное содержание главы: формулы, понятие периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата; вывести схему-шаблон для преобразования единиц и довести эту работу до автоматизма;
развивающая: развивать мыслительные операции, необходимые для сравнения, анализа; сформировать умения обосновывать свой ход решения;
воспитательная: развивать у учащихся умение работать в группах, в парах, умение слушать и доказывать, развивать коммуникативность.
Оборудование. Презентация, карточки с заданиями, интерактивная доска, два мешочка с бочонками лото с номерами от 1 до 9, на доске начерчены две таблицы 3Ч3 для игры «Крестики-нолики».
Учащиеся располагаются за четырьмя столами по 4 человека. Столы пронумерованы. В двух углах кабинета висят таблички: «Единица измерения длины» и «Единица измерения площади». На доске магнитами прикреплены единицы измерения площадей (1 мм2; 1см2; 1дм2; 1м2; 1ар (сотая); 1га; 1км2) в хаотическом порядке.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Прошу вас обсудить примеры, записанные на доске, а после обсуждения один участник стола даст ответ. Каждый стол выполняет пример, соответствующий номеру своего стола.
1) 50 ∙10 000; 2) 12 000 000: 10 000; 3) 320 ∙100; 4) 250 000 :100.
(Представитель каждого стола дает ответ, участники стола садятся.)
Структура КОНЭРС
На столах лежат перевернутые обратной стороной карточки.
5 м | 500 см |
12 км | 12000 м |
4 дм | 40 см |
6 дм2 | 600 см2 |
5 см2 | 500 мм2 |
12ар | 1200 м2 |
3 га | 30000 м2 |
Наугад возьмите по одной. Подумайте, какая единица измерения использована при записи величины? А теперь подойдите к соответствующему углу (единица измерения длины или единица измерения площади).
Встаньте напротив друг друга парами те, у кого записаны равные величины. Поясните друг другу, почему вы выбрали именно этот угол? Начинает тот, кто выше ростом.
Создайте новую пару так, чтобы были ученики из разных углов.
Подумайте и вспомните, какие формулы мы изучали. Проговорите друг другу все основные изученные формулы. Начинают те, у кого волосы темнее.
А теперь ваш партнер за 30 с перечислит все формулы. Два ученика прокомментируют ответ партнера.
Поблагодарите своего партнера по работе и садитесь на свои места. (Просматриваются формулы ещё раз по слайду 2.)
А сейчас, применяя изученные формулы, устно решим задачи. (Слайд 3.)
Найдите периметры и площади прямоугольников и квадрата. Найдите площадь закрашенной части фигуры.
Закрепление знаний.
II. Усвоение новых знаний.
Учитель. Наша задача научиться заменять одни единицы измерения другими. Я чувствую, что иногда у нас возникают проблемы. Давайте создадим себе шпаргалку.
Откроем тетради и запишем тему урока, число.
Вы хорошо должны уметь сравнивать единицы измерения. Расположите единицы измерения площадей в порядке возрастания. (Один ученик прикрепляет таблички на магнитную доску в порядке возрастания.)
1 мм2; 1 см2; 1 дм2; 1 м2; 1ар (сотая); 1га; 1 км2
Заметим, когда мы меняем крупные деньги на мелкие, их количество увеличивается, хотя сумма та же. Так и с единицами измерения площадей. Заменяем большую единицу меньшей – увеличивается (умножаем).
Пример: 5дм2 = 5∙100 см2 = 500 см2
Заменяем меньшую единицу большей – уменьшается (делим).
Пример: 2000 мм2 = 2000 : 100 см2 = 20см2
Перерисуйте для себя схему. (Слайд 5.)
Большее → меньшее (∙)
Меньшее → большее (:)
Закрепим эти правила на примерах. Выполним задания с слайда 6 с полными объяснениями.
500 смІ = … дмІ; 500 смІ = … ммІ; 600 мІ = … а; 600 мІ = … дмІ; 600 ар = … мІ; 800 га = … ар; 800 ар = … га; 12 га = … мІ; 50 дмІ = … смІ.
III. Закрепление знаний.
Игра «Крестики-нолики».
(Учащиеся встают и разбиваются на две команды, эта работа сочетает в себе и физминутку.)
На доске нарисованы два квадрата 3 Ч 3. Поочередно представители каждой команды вытаскивают номер вопроса из мешочка и отвечают на него. При правильном ответе одна команда ставит крестик, другая – нолик. Та команда, которая первая в один ряд поставит три своих значка и выигрывает. Игра проводится дважды по двум табличкам, чтобы могли принять участие большее количество учеников. При неправильном ответе одной команды может дать ответ другая команда.
Перечень вопросов (обязательно на слух):
I команда.
• За три часа турист на автобусе проехал 180 км. Какова скорость автобуса?
• Стороны прямоугольника 5 см и 60 мм. Найдите площадь.
• Сторона квадрата 8 дм. Найдите площадь.
• Выразите 5 см2 в мм2.
• Периметр квадрата 32 м. Найдите площадь квадрата.
• Выразите 50000м2 в га.
• Скорость мотоциклиста 60 км/ч. Какое расстояние он проедет за 240 минут?
II команда.
• За два часа турист прошел 12 км. С какой скоростью шел турист?
• Стороны прямоугольника 40 мм и 5 см. Найдите площадь.
• Сторона квадрата 7дм. Найдите площадь.
• Выразите 8 см2 в мм2.
• Периметр квадрата 40 м. Найдите площадь квадрата.
• Выразите 80000 м2 в га.
• Скорость мотоциклиста 50 км/ч. Какое расстояние он проедет за 180 минут?
Определяются победители, самые активные ученики и оцениваются.
Работа с учебником.
Выполнить №756 примечание: если данная величина состоит из двух единиц, надо заменить каждую из единиц и результаты суммировать.
Рассмотреть 3га 18 а = 30 000 м2 + 1800 м2 = 31 800 м2
№757 практическая задача.
Знакомство с историческим материалом. (По слайду 7.)
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Комментарийлар