Ещё раз о нравственности...
Лилия ШАКИРТЯНОВА,учитель русского языка и литературы средней школы №3 пгт Актюбинский Азнакаевского района «Неладно что-то в датском королевстве», или ещё раз о нравственностиСчитается, что науч...
учитель русского языка и литературы средней школы №3 пгт Актюбинский Азнакаевского района
«Неладно что-то в датском королевстве», или ещё раз о нравственности
Считается, что научно-технический прогресс изменяет нравственный облик человека, тем более молодого, дескать, молодёжь подвержена дурному влиянию. Когда появились книги, люди сетовали: чтение развращает молодежь («А все Кузнецкий мост…»), появилось телевидение – увы, что стало с молодым поколением? Появился всемогущий Интернет со всевозможными гаджетами – куда катится человечество?!
Подобные стенания слышны, когда нужно найти ответ на вопрос: почему они, молодые, другие? Великий классик усмехнулся бы: «Люди как люди… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»
История повторяется, и очередное молодое поколение являет миру свое новое лицо: оно прекрасно и уродливо одновременно. Потребительское отношение к жизни, инфантильность, равнодушие соседствуют с такими качествами, как отчаянная смелость, доброта, отзывчивость, желание быть нужным обществу. Свидетельством тому последние события: история с адыгейской золотой медалью, молодёжное движение «Волонтеры Победы».
Современная молодёжь прагматична, и режущее ухо «А зачем мне это надо?» порой обескураживает своей безаппеляционностью. Поди объясни им, что есть высокие идеи, цели, смыслы. Современная молодёжь реалистична, смотрит на мир сквозь призму реальности, и такие качества, как трезвость мысли, расчетливость – не самые худшие качества.
С современной молодежью интересно работать.
Более чем 25-летний стаж работы с детьми подтверждает: ученики – пластичный материал, и задача учителя-предметника – создать в учебе атмосферу здорового соперничества, когда сильный ученик стремится к самосовершенствованию, а слабый тянется за сильным. Коллективизм в советской педагогике, сотрудничество в так называемой сингапурской методике противопоставлены индивидуализму, который все более поражает современное общество. Индивидуализм как отношение к жизни проникает и в систему образования. Это нехарактерно для нашего менталитета, это чуждое явление.
Общеизвестно, что уроки литературы – благодатная почва для формирования нравственности учащихся. И вот здесь возникает парадокс: процент читающих школьников менее 50 %, а художественное произведение необходимо не только прочитать, но и проанализировать. Как быть? И текут мысли о добром и вечном, увы, в пустоту.
Большим воспитывающим зарядом обладает детская литература, и отечественная педагогика уделяла ей самое пристальное внимание. Вспомните знаменитый «Детгиз». Но в современных программах по литературе для 5–10 классов нет ни классических «Белеет парус одинокий» и «Сын полка» В.Катаева, ни «Школы» А.Гайдара – ничего из детской литературы 20-го века, которая обладает, согласитесь, мощным воспитывающим началом.
Как устранить сей пробел? Через уроки внеклассного чтения, внеклассную работу, индивидуальные образовательные маршруты. Ежегодно организуемый в школе проект по литературе «Рейтинг книг» позволяет учащимся транслировать прочитанное в ученическую аудиторию. Цель проекта – поделиться прочитанным, рассказать о самом интересном, запомнившемся эпизоде, ученик должен показать себя мастером – рассказчиком, что невозможно без личностного отношения к прочитанному произведению. В начале учебного года определяется тема, по которой учащиеся самостоятельно или под руководством учителя подбирают художественную литературу, книгу, которую они, прочитав, презентуют в конце ноября. Определяется как книга-победитель, набравшая наибольшее количество голосов, так и рассказчик-победитель. Так, в течение нескольких лет были прочитаны книги по следующим темам: «Зарубежная литература» (2013 год), «Советские писатели детям» (2014 год), «Литература о Великой Отечественной войне» (2015 год), «Современная русская литература» (2017 год). В «Открытом микрофоне», который проводится на перемене совершенно в свободной манере, учащиеся читают наизусть стихотворения поэтов самых разных направлений и эпох. Безусловно, все это невозможно без личного восприятия прочитанного произведения, когда читатель находит отклик того, что его волнует. Вот здесь и начинается то, что называется воспитанием чувств.
Комментарийлар