Функционально-смысловые типы речи
(Конспект урока русского языка в 6 классе)Юлдуз ФЕДОРЧЕНКО, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №146 г.КазаниТема: Составление монологического высказывания (в р...
(Конспект урока русского языка в 6 классе)
Юлдуз ФЕДОРЧЕНКО,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №146 г.Казани
Тема: Составление монологического высказывания (в рамках подготовки к устному экзамену)
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодической направленности)
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности; способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о монологе.
Предметные: формирование умений составлять монолог в устной и письменной форме; совершенствование умений правильно оформлять монологическую речь на письме; обогащение словарного запаса учащихся.
Метапредметные: владеть приемами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Ресурсы урока:
Основные: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. – М., 2013.
Дополнительные: портрет А.С. Пушкина, выставка театральных программ и буклетов, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
Технические: компьютер, мультимедийная доска для демонстрации презентационного материала, аудиоколонки, презентатор.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.
Предварительные задания к уроку:
Ученики сидят за спаренными партами группами по 4 человека.
ХОД УРОКА
Звучат звуки настройки оркестра перед музыкальным спектаклем.
Учитель: Доброе утро, ребята. Вы слышите, как оркестранты настраивают свои инструменты перед началом представления. Так и мы, посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую работу.
На экране театральные маски.
Учитель: Ребята, я нахожусь в некотором затруднении. Хотела выбрать карнавальные маски, а нашла только такие. Мне кажется, что маска, которая плачет, совсем не подходит для веселого праздника. Вы как думаете?
Ответы учеников: Это не карнавальные, а театральные маски.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ответы учеников: Маска, которая смеется, символизирует веселые спектакли (комедии), а маска, которая плачет, грустные (трагедии).
Учитель: Ах, вот в чем дело! Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли! Значит, это театральные маски! А может, вы мне подскажете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Ученики: Мы будем говорить о театре.
III. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Совершенно верно. А вы были когда-нибудь в театре?
Ученики: (Все были в театре)
Учитель: Молодцы! В таком случае ответьте мне, пожалуйста, что вас поразило в театре больше всего?
Ученики: Игра актеров, как они могут играть так, как будто все происходит на самом деле; красивая обстановка в театре; оркестр; какие артисты талантливые; люстра; атмосфера театра, зрители: никто не пришел в джинсах, все нарядные, во второй обуви…
Учитель: Какие вы наблюдательные и внимательные! Попробуйте сформулировать в одном предложении, чем для вас является театр. Подумайте 20 секунд.
Ученики: Театр – это волшебный мир, который открывается по взмаху волшебной палочки дирижера; это чудо наяву; мир фантазии режиссера и таланта артистов, это сказка, которая становится реальностью.
Учитель: Замечательно, ребята, когда вы говорили, я словно побывала в театре, настолько ваши предложения были яркими и образными.
Учитель: Недавно моя соседка Ирочка тоже ходила в театр. И вот что она рассказала.
На экране текст И. Пивоваровой «Интересный концерт». Ученица выразительно читает текст наизусть.
ИНТЕРЕСНЫЙ КОНЦЕРТ
— Мы с мамой были на концерте! — закричала она прямо с порога. — Ой, до чего концерт был интересный — ужас! Сейчас я тебе всё по порядку расскажу. Слушай…
Сначала мы пришли и стали раздеваться. Очередь в раздевалке — ужас! Все нарядные, духами пахнут, а некоторые в длинных платьях до пола.
И мы взяли бинокль. Ой, Люська, какой бинокль красивый — ужас! Весь беленький, перламутровый! Я сразу стала в него на очередь глядеть, только почему-то ничего не разглядела. А потом мы стали подниматься по лестнице. Лестница такая широкая, мраморная, а посередине ковёр. Я бы ни за что не разрешила по такому ковру в ботинках ходить! Я бы по нему только босиком пускала. Такой замечательный ковёр — ужас!
А потом мы пришли в зал и сели на свои места. Ой, какие у нас места были хорошие! Такие мягкие, бархатные… И кнопочками обиты. Очень хорошие места!
Ну, наконец прозвенел последний звонок, и… мы стали на сцену глядеть. А там на сцене рояль посерёдке, а по обе стороны занавес свисает. Тоже бархатный.
А потом на сцену вышла очень красивая тётенька. Ну, у неё платье было так себе, мне не понравилось. Рукавчики короткие, тут сборочки, а тут такие пуговицы… Зато причёска, Люсь, потрясающая! Тут спереди чёлка длинная, а вот тут сбоку волосы кверху, и тут такие большие кудри. Я такой причёски никогда не видела! Ну, в общем, она первую вещь сыграла, и все захлопали.
А потом села и заиграла вторую вещь. Да так громко! Прямо стены затряслись!
Знаешь, как старалась! Даже на месте подскакивала! Честное слово! Она так по роялю дубасила, что я боялась, как бы рояль не сломался. Все-таки жалко рояль. Такой красивый, черный, блестящий! Она по нему, наверное, целый час дубасила, у меня даже в ушах звенело…
Очень интересный был концерт!
(По И. Пивоваровой)
Учитель: Ребята, вам ничего не показалось странным в рассказе девочки?
Ученики: Ира ничего не рассказала о самом концерте, о музыке.
Учитель: По каким, на Ваш взгляд, критериям Ира оценивает концерт? На какие детали она обращает внимание? Поищите в тексте ответ на этот вопрос с партнером по плечу. Каждый участник говорит по 20 секунд. Начинает участник, который сидит правее.
(Учитель слушает ответ одного или двух учеников. Еще одного ученика необходимо спросить: «Что сказал твой собеседник?», чтобы убедиться, что дети внимательно слушают друг друга и способны принять чужую точку зрения. Если слабый ученик поднимает руку, учитель дает ему слово в первую очередь и хвалит)
Ответы учеников: Ира обращает внимание прежде всего на то, как выглядят зрители, какой красивый бинокль, какие мягкие кресла, во что одета артистка и какая у нее прическа, рояль очень ей понравился…
Учитель: По-вашему, если люди делятся впечатлениями от спектакля или концерта, то они должны говорить о чем-то другом? О чем же, как вы думаете?
Ученики: Прежде всего собеседник хочет услышать, каким был сам концерт или спектакль, как играли актеры, понравилась ли музыка, какие были на сцене декорации, интересные ли были костюмы… Возможно, ваш собеседник тоже захочет посмотреть этот спектакль или концерт.
Учитель: А какие слова и детали в монологе героини Вам кажется совершенно неуместными? И какими стилистически нейтральными словами вы можете их заменить? Работаем в маршрутных листах. Задание № 1. У вас 1 минута.
Ответы учеников: ужас – прелесть, красота, восторг, прекрасно; тетенька – женщина, артистка, музыкант, пианистка; глядеть – смотреть, наблюдать; вещь – произведение, пьеса; дубасить – играть на рояле, на инструменте, посередке – посередине, на середине сцены…
Учитель: Можно ли по рассказу девочки определить круг её интересов? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, поработаем в паре с партнером по лицу. Начинает партнер, у которого волосы темнее. По 20 секунд говорит каждый участник. Если вам не хватит времени на обсуждение, я добавлю вам еще немного времени.
Ответы учеников: Иру заинтересовали платья зрительниц и артистки, она описывает прическу пианистки, она разбирается в тканях, ей понравился рояль, кресла в зале, жалеет ковер, боится, что его испачкаю.
Учитель: Кем Ира могла бы стать в будущем, как вы думаете?
Ученики: Она могла бы стать парикмахером, швей, дизайнером одежды, модельером, хорошей домохозяйкой…
Учитель: Ребята, а какими чертами характера, на ваш взгляд, обладает эта девочка?
Ученики: Девочка любознательная, ей все интересно. Она чистоплотная и любит все красивое. Она хороший друг, потому что сразу пришла делиться своей радостью к подружке. Она простоватая, но добрая. Мне кажется, что она впервые в театре и поэтому ее восхищают внешние детали, а не концерт. Она еще маленькая и не разбирается в музыке, но если она будет чаще ходить в театр, она, конечно, будет внимательно слушать музыку и игру актеров.
Учитель: А вот что писал о театре один замечательный человек. Закройте глаза и представьте себе… Ученик читает наизусть выразительно.
На экране отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Учитель: Открывайте глаза, ребята. Что вы представили себе во время звучания отрывка, что увидели мысленным взором?
Ученики: Я увидел зрительный зал, заполненный зрителями, все ждут, когда начнется представление. Я представила, как гаснет медленно большая люстра, луч света падает на сцену, а там – балерина парит, как пушинка. Я как будто смотрю на сцену, где танцуют маленькие девочки в костюмах ангелов, а посередине танцует Истомина, она исполняет главную роль…
Учитель: А что вы могли бы рассказать об этом человеке, если бы услышали из его уст такой монолог?
Ученики: Этот человек часто бывает в театре, так красиво он его описал, он даже знает фамилию балерины. Это очень творческий человек. У него очень красивая речь, много эпитетов, сравнений, олицетворение есть. Это талантливый человек, очень хороший поэт.
Учитель: Может быть, вы догадаетесь, кто это?
Ответы учеников: Это может быть сама Истомина, потому что она хорошо знает театр. Может быть, это режиссер театра. Если это очень талантливый поэт, это, наверное, Пушкин.
Учитель: Да, это самый любимый наш поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на самом деле был талантливый человек с богатой фантазией, страстный театрал, который не только любил ходить в театр, но и писал для театра. По его произведениям снято много фильмов и поставлено много спектаклей во всех театрах страны. Вы большие молодцы, ребята. Но мне кажется, что нам пора сделать физкультминутку. Сегодня ее проведет…
Следующие 10 слайдов – картины известных художников на театральную тему.
Физкультминутка. Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Ученица: Мы с вами полетим, «как пух от уст Эола». Задвиньте стулья, чтобы было удобно двигаться.
Встали прямо, оттянули плечи немного назад, подбородок выше. Плавно поднимаем руки в стороны и вверх. Мы легкие как перышко, нас поднимает легкий ветерок. Теперь ветер стих, и мы опускаемся вниз, плавно и медленно, руки в сторону и вниз, и сами садимся. Вот снова подул ветер, и мы снова летим, руки в сторону и вверх, поднимается, вытягиваем спинку, покружимся немного и садимся за парты.
Учитель: Молодцы, ребята. Продолжим работу. На прошлом уроке мы говорили с вами о диалоге. Скажите, пожалуйста, то, что вы услышали, это диалог?
Ученики: Нет. Это монолог.
Учитель: Докажите свою точку зрения.
Ученики: Диалог – это обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц. А монолог – это речь, рассказ, выражение мыслей и чувств от первого лица.
Учитель: Что же получается, ребята, что по одному монологу человека можно сделать выводы о его интересах, о его интеллекте, о воспитании, о свойствах характера?
Ученики: Конечно, можно. Мы так много узнали о девочке, даже не зная ее, только по речи. Мы даже догадались, что второй монолог написал Пушкин, потому что его речь красивая и поэтичная.
Учитель: Да, ребята, я тоже считаю, что по речи можно многое узнать о человеке: и его мысли, и интеллектуальные способности, и свойства его характера. Подводя итог этой части урока, предлагаю вам придумать и написать на маршрутном листе афоризм, крылатое высказывание языке, которое так много о нас может сказать. У вас 1 минута.
Ответы учеников: Язык – это зеркало нашей души. Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты. Твой язык все про тебя расскажешь. Молчание – золото, а слово – зеркало. Хочешь стать лучше – учи русский язык. Твоя речь – твой портрет. Следи за речью так, как следишь за чистотой своей одежды.
Учитель: Ребята, а какой вывод из вышесказанного можно сделать?
Ученики: За своей речью надо следить. Надо думать о том, что ты говоришь.
Учитель: Давайте выполним упражнение «Мысли на столе». У каждого из вас 4 карточки. Отвечая вопрос, какой же должна быть наша речь, напишите по четыре слова. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, это могут быть словосочетания. Произносим вслух слово, чтобы слова не повторялись другими учениками, пишем его и выкладываем на середину стола. У вас 1 минута.
Сейчас участник № перемешивает карточки и выкладывает три ряда по три карточки. Участник № нумерует их от 1 до 9.
Время выполнить «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ».
Выбираем три слова в любом направлении (справа налево или слева направо, сверху вниз или снизу вверх, по диагонали в любую сторону). Используя выбранные вами слова , придумайте предложение-ответ на вопрос: «Какой должна быть наша речь?» Предложение не должно быть слишком простым, три выбранных слова не могут использоваться как однородные члены предложения. Менять слова местами нельзя. У вас 2 минуты.
Прекращаем работу по сигналу «Повтори мои хлопки».
Ребята, давайте поделимся своими мыслями в команде по часовой стрелке, начиная с участника №1 (ученики читают свои предложения).
А теперь выберите совместно самое интересное предложение за столом, и прочитайте ваши предложения для всего класса.
Ответы учеников: Я выбрала слова «красочный, интересно, смысл». У меня получилось такое предложение. Наша речь должна быть красочной и яркой, чтобы нас интересно было слушать, и в наших словах должен быть глубокий смысл.
«Убедительный, слушатель, выразительный»»: Наша речь должна быть убедительной, чтобы слушатели нам поверили, выразительной, чтобы слушали, открыв рот.
«Понятный, словарный запас, завораживающий» Чтобы люди нас правильно поняли, речь должна быть понятной, в некоторых случаях она должна быть художественной, чтобы показать наш словарный запас и внутренний мир, а для того чтобы люди слушали нас на одном дыхании, она должна быть завораживающей.
Учитель: Браво, ребята, Это была сложная работа, но вы хорошо справились. Очень интересно и полезно было послушать вас. Я очень довольна вами.
Мы не случайно говорили, что речь наша должна быть яркой, образной, способной заинтересовать собеседника, продуманной, то есть подготовленной. Как вы думаете, для чего мы провели такую сложную подготовительную работу? Какова главная цель нашего урока?
Ученики: Наверное, мы будем писать рассказы о театре. Мы будем писать монологи о театре.
Учитель: Совершенно верно.
Сейчас попробуем подготовить монологическое высказывание или, проще говоря, монолог о театре. Как у нас получится, как у Пушкина или как у Ирки, зависит от нашего лексикона.
Мы проведем МОЗГОВОЙ ШТУРМ «четыре в одном» и вспомним как можно больше слов о театре, то есть соберем театральный словарик.
У вас на листах четыре рубрики, по одной на каждого: Какие бывают театры? Кто работает в театре? Что мы видим на сцене? Что можно делать в театре? В течение 1 минуты каждый участник заполняет свою рубрику. Пишем!
Начиная с участника №2, по часовой стрелке зачитываем название своей рубрики, а затем слова. Сейчас небольшое совещание в группе. Какие слова вы могли бы добавить в эти рубрики? Подсказываем своим партнерам новые слова и в течение 1 минуты вписываем их в листок.
Дополним наши словари при помощи упражнения «С МИРУ ПО НИТКЕ». Какой стол хочет поделиться информацией? Участники стола № зачитывают свои слова, а вы, ребята, запишите себе в рубрики те слова, которых у вас нет.
Прервемся на физкультминутку. Сегодня ее проведет… Садимся за парты, сигнал тишины.
Итак, мы стали обладателями хорошего театрального словарика, который нам, конечно, поможет сочинить монолог о театре. У вас есть еще одно подспорье: облака слов, которые вы подготовили дома. Но я подготовила для вас СЮРПРИЗ. Я хочу усложнить вашу задачу. Вы, ребята, не просто сочините монолог о театре. Вы получите разноуровневые задания. Среди них есть задания проще, есть сложнее, кому как повезет, но все задания интересны для творческих людей с фантазией. Вы ведь именно такие???
Обратите внимание на ваши менеджметы. У каждого рядом с номером за столом есть приклеенный номер от 1 до 12. Посмотрите на экран: ваш номер соответствует номеру задания. Начинаем работать, у вас на написание монолога 5-7 минут ( в зависимости от темпа урока).
Сигнал тишины «КОЛОКОЛЬЧИК»
Слушаю 7-8 ответов (при хорошем темпе урока) и рецензии учеников на выступления одноклассников (что понравилось, удачные моменты, какие изобразительно-выразительные средства использованы автором, соответствует ли теме)
Какие вы молодцы! Сразу видно, что вы бываете в театре и любите театр. Как завзятые театралы, ответьте тем, кто еще не был в театре: что нужно сделать (понять, почувствовать), чтобы полюбить театр. Итак,
Чтобы полюбить театр, нужно…
Слушаю 3-4 ответа. Умницы!
РЕФЛЕКСИЯ:
Ребята, как вы сегодня работали на уроке, как вам кажется?
Что у вас получилось особенно хорошо?
А с каким заданием были проблемы?
Посоветуйте мне, какую же оценку вам сегодня поставить?
Значит, традиционная кричалка? ОТЛИЧНАЯ РАБОТА!
Юлдуз ФЕДОРЧЕНКО,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №146 г.Казани
Тема: Составление монологического высказывания (в рамках подготовки к устному экзамену)
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодической направленности)
Задачи урока:
- Продолжить знакомство с типами речи.
- Развивать умения анализа и интерпретации текста.
- Совершенствовать умение составления монологического высказывания в устной и письменной форме.
- Развивать речевые, интеллектуальные и практические умения школьников.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности; способствовать речевому самосовершенствованию на основе применения знаний о монологе.
Предметные: формирование умений составлять монолог в устной и письменной форме; совершенствование умений правильно оформлять монологическую речь на письме; обогащение словарного запаса учащихся.
Метапредметные: владеть приемами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Ресурсы урока:
Основные: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. – М., 2013.
Дополнительные: портрет А.С. Пушкина, выставка театральных программ и буклетов, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
Технические: компьютер, мультимедийная доска для демонстрации презентационного материала, аудиоколонки, презентатор.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.
Предварительные задания к уроку:
- Выразительно, особенности речи героини, прочитать текст И. Пивоваровой «Интересный концерт» (ученица).
- Выразительно прочитать отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (ученик).
Ученики сидят за спаренными партами группами по 4 человека.
ХОД УРОКА
- Этап мотивации
Звучат звуки настройки оркестра перед музыкальным спектаклем.
Учитель: Доброе утро, ребята. Вы слышите, как оркестранты настраивают свои инструменты перед началом представления. Так и мы, посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую работу.
- II. Формулировка темы и целей урока
На экране театральные маски.
Учитель: Ребята, я нахожусь в некотором затруднении. Хотела выбрать карнавальные маски, а нашла только такие. Мне кажется, что маска, которая плачет, совсем не подходит для веселого праздника. Вы как думаете?
Ответы учеников: Это не карнавальные, а театральные маски.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ответы учеников: Маска, которая смеется, символизирует веселые спектакли (комедии), а маска, которая плачет, грустные (трагедии).
Учитель: Ах, вот в чем дело! Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли! Значит, это театральные маски! А может, вы мне подскажете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Ученики: Мы будем говорить о театре.
III. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Совершенно верно. А вы были когда-нибудь в театре?
Ученики: (Все были в театре)
Учитель: Молодцы! В таком случае ответьте мне, пожалуйста, что вас поразило в театре больше всего?
Ученики: Игра актеров, как они могут играть так, как будто все происходит на самом деле; красивая обстановка в театре; оркестр; какие артисты талантливые; люстра; атмосфера театра, зрители: никто не пришел в джинсах, все нарядные, во второй обуви…
Учитель: Какие вы наблюдательные и внимательные! Попробуйте сформулировать в одном предложении, чем для вас является театр. Подумайте 20 секунд.
Ученики: Театр – это волшебный мир, который открывается по взмаху волшебной палочки дирижера; это чудо наяву; мир фантазии режиссера и таланта артистов, это сказка, которая становится реальностью.
Учитель: Замечательно, ребята, когда вы говорили, я словно побывала в театре, настолько ваши предложения были яркими и образными.
- IV. Организация познавательной деятельности
Учитель: Недавно моя соседка Ирочка тоже ходила в театр. И вот что она рассказала.
На экране текст И. Пивоваровой «Интересный концерт». Ученица выразительно читает текст наизусть.
ИНТЕРЕСНЫЙ КОНЦЕРТ
— Мы с мамой были на концерте! — закричала она прямо с порога. — Ой, до чего концерт был интересный — ужас! Сейчас я тебе всё по порядку расскажу. Слушай…
Сначала мы пришли и стали раздеваться. Очередь в раздевалке — ужас! Все нарядные, духами пахнут, а некоторые в длинных платьях до пола.
И мы взяли бинокль. Ой, Люська, какой бинокль красивый — ужас! Весь беленький, перламутровый! Я сразу стала в него на очередь глядеть, только почему-то ничего не разглядела. А потом мы стали подниматься по лестнице. Лестница такая широкая, мраморная, а посередине ковёр. Я бы ни за что не разрешила по такому ковру в ботинках ходить! Я бы по нему только босиком пускала. Такой замечательный ковёр — ужас!
А потом мы пришли в зал и сели на свои места. Ой, какие у нас места были хорошие! Такие мягкие, бархатные… И кнопочками обиты. Очень хорошие места!
Ну, наконец прозвенел последний звонок, и… мы стали на сцену глядеть. А там на сцене рояль посерёдке, а по обе стороны занавес свисает. Тоже бархатный.
А потом на сцену вышла очень красивая тётенька. Ну, у неё платье было так себе, мне не понравилось. Рукавчики короткие, тут сборочки, а тут такие пуговицы… Зато причёска, Люсь, потрясающая! Тут спереди чёлка длинная, а вот тут сбоку волосы кверху, и тут такие большие кудри. Я такой причёски никогда не видела! Ну, в общем, она первую вещь сыграла, и все захлопали.
А потом села и заиграла вторую вещь. Да так громко! Прямо стены затряслись!
Знаешь, как старалась! Даже на месте подскакивала! Честное слово! Она так по роялю дубасила, что я боялась, как бы рояль не сломался. Все-таки жалко рояль. Такой красивый, черный, блестящий! Она по нему, наверное, целый час дубасила, у меня даже в ушах звенело…
Очень интересный был концерт!
(По И. Пивоваровой)
Учитель: Ребята, вам ничего не показалось странным в рассказе девочки?
Ученики: Ира ничего не рассказала о самом концерте, о музыке.
Учитель: По каким, на Ваш взгляд, критериям Ира оценивает концерт? На какие детали она обращает внимание? Поищите в тексте ответ на этот вопрос с партнером по плечу. Каждый участник говорит по 20 секунд. Начинает участник, который сидит правее.
(Учитель слушает ответ одного или двух учеников. Еще одного ученика необходимо спросить: «Что сказал твой собеседник?», чтобы убедиться, что дети внимательно слушают друг друга и способны принять чужую точку зрения. Если слабый ученик поднимает руку, учитель дает ему слово в первую очередь и хвалит)
Ответы учеников: Ира обращает внимание прежде всего на то, как выглядят зрители, какой красивый бинокль, какие мягкие кресла, во что одета артистка и какая у нее прическа, рояль очень ей понравился…
Учитель: По-вашему, если люди делятся впечатлениями от спектакля или концерта, то они должны говорить о чем-то другом? О чем же, как вы думаете?
Ученики: Прежде всего собеседник хочет услышать, каким был сам концерт или спектакль, как играли актеры, понравилась ли музыка, какие были на сцене декорации, интересные ли были костюмы… Возможно, ваш собеседник тоже захочет посмотреть этот спектакль или концерт.
Учитель: А какие слова и детали в монологе героини Вам кажется совершенно неуместными? И какими стилистически нейтральными словами вы можете их заменить? Работаем в маршрутных листах. Задание № 1. У вас 1 минута.
Ответы учеников: ужас – прелесть, красота, восторг, прекрасно; тетенька – женщина, артистка, музыкант, пианистка; глядеть – смотреть, наблюдать; вещь – произведение, пьеса; дубасить – играть на рояле, на инструменте, посередке – посередине, на середине сцены…
Учитель: Можно ли по рассказу девочки определить круг её интересов? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, поработаем в паре с партнером по лицу. Начинает партнер, у которого волосы темнее. По 20 секунд говорит каждый участник. Если вам не хватит времени на обсуждение, я добавлю вам еще немного времени.
Ответы учеников: Иру заинтересовали платья зрительниц и артистки, она описывает прическу пианистки, она разбирается в тканях, ей понравился рояль, кресла в зале, жалеет ковер, боится, что его испачкаю.
Учитель: Кем Ира могла бы стать в будущем, как вы думаете?
Ученики: Она могла бы стать парикмахером, швей, дизайнером одежды, модельером, хорошей домохозяйкой…
Учитель: Ребята, а какими чертами характера, на ваш взгляд, обладает эта девочка?
Ученики: Девочка любознательная, ей все интересно. Она чистоплотная и любит все красивое. Она хороший друг, потому что сразу пришла делиться своей радостью к подружке. Она простоватая, но добрая. Мне кажется, что она впервые в театре и поэтому ее восхищают внешние детали, а не концерт. Она еще маленькая и не разбирается в музыке, но если она будет чаще ходить в театр, она, конечно, будет внимательно слушать музыку и игру актеров.
Учитель: А вот что писал о театре один замечательный человек. Закройте глаза и представьте себе… Ученик читает наизусть выразительно.
На экране отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Учитель: Открывайте глаза, ребята. Что вы представили себе во время звучания отрывка, что увидели мысленным взором?
Ученики: Я увидел зрительный зал, заполненный зрителями, все ждут, когда начнется представление. Я представила, как гаснет медленно большая люстра, луч света падает на сцену, а там – балерина парит, как пушинка. Я как будто смотрю на сцену, где танцуют маленькие девочки в костюмах ангелов, а посередине танцует Истомина, она исполняет главную роль…
Учитель: А что вы могли бы рассказать об этом человеке, если бы услышали из его уст такой монолог?
Ученики: Этот человек часто бывает в театре, так красиво он его описал, он даже знает фамилию балерины. Это очень творческий человек. У него очень красивая речь, много эпитетов, сравнений, олицетворение есть. Это талантливый человек, очень хороший поэт.
Учитель: Может быть, вы догадаетесь, кто это?
Ответы учеников: Это может быть сама Истомина, потому что она хорошо знает театр. Может быть, это режиссер театра. Если это очень талантливый поэт, это, наверное, Пушкин.
Учитель: Да, это самый любимый наш поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на самом деле был талантливый человек с богатой фантазией, страстный театрал, который не только любил ходить в театр, но и писал для театра. По его произведениям снято много фильмов и поставлено много спектаклей во всех театрах страны. Вы большие молодцы, ребята. Но мне кажется, что нам пора сделать физкультминутку. Сегодня ее проведет…
Следующие 10 слайдов – картины известных художников на театральную тему.
Физкультминутка. Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Ученица: Мы с вами полетим, «как пух от уст Эола». Задвиньте стулья, чтобы было удобно двигаться.
Встали прямо, оттянули плечи немного назад, подбородок выше. Плавно поднимаем руки в стороны и вверх. Мы легкие как перышко, нас поднимает легкий ветерок. Теперь ветер стих, и мы опускаемся вниз, плавно и медленно, руки в сторону и вниз, и сами садимся. Вот снова подул ветер, и мы снова летим, руки в сторону и вверх, поднимается, вытягиваем спинку, покружимся немного и садимся за парты.
Учитель: Молодцы, ребята. Продолжим работу. На прошлом уроке мы говорили с вами о диалоге. Скажите, пожалуйста, то, что вы услышали, это диалог?
Ученики: Нет. Это монолог.
Учитель: Докажите свою точку зрения.
Ученики: Диалог – это обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц. А монолог – это речь, рассказ, выражение мыслей и чувств от первого лица.
Учитель: Что же получается, ребята, что по одному монологу человека можно сделать выводы о его интересах, о его интеллекте, о воспитании, о свойствах характера?
Ученики: Конечно, можно. Мы так много узнали о девочке, даже не зная ее, только по речи. Мы даже догадались, что второй монолог написал Пушкин, потому что его речь красивая и поэтичная.
Учитель: Да, ребята, я тоже считаю, что по речи можно многое узнать о человеке: и его мысли, и интеллектуальные способности, и свойства его характера. Подводя итог этой части урока, предлагаю вам придумать и написать на маршрутном листе афоризм, крылатое высказывание языке, которое так много о нас может сказать. У вас 1 минута.
Ответы учеников: Язык – это зеркало нашей души. Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты. Твой язык все про тебя расскажешь. Молчание – золото, а слово – зеркало. Хочешь стать лучше – учи русский язык. Твоя речь – твой портрет. Следи за речью так, как следишь за чистотой своей одежды.
Учитель: Ребята, а какой вывод из вышесказанного можно сделать?
Ученики: За своей речью надо следить. Надо думать о том, что ты говоришь.
Учитель: Давайте выполним упражнение «Мысли на столе». У каждого из вас 4 карточки. Отвечая вопрос, какой же должна быть наша речь, напишите по четыре слова. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, это могут быть словосочетания. Произносим вслух слово, чтобы слова не повторялись другими учениками, пишем его и выкладываем на середину стола. У вас 1 минута.
Сейчас участник № перемешивает карточки и выкладывает три ряда по три карточки. Участник № нумерует их от 1 до 9.
Время выполнить «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ».
Выбираем три слова в любом направлении (справа налево или слева направо, сверху вниз или снизу вверх, по диагонали в любую сторону). Используя выбранные вами слова , придумайте предложение-ответ на вопрос: «Какой должна быть наша речь?» Предложение не должно быть слишком простым, три выбранных слова не могут использоваться как однородные члены предложения. Менять слова местами нельзя. У вас 2 минуты.
Прекращаем работу по сигналу «Повтори мои хлопки».
Ребята, давайте поделимся своими мыслями в команде по часовой стрелке, начиная с участника №1 (ученики читают свои предложения).
А теперь выберите совместно самое интересное предложение за столом, и прочитайте ваши предложения для всего класса.
Ответы учеников: Я выбрала слова «красочный, интересно, смысл». У меня получилось такое предложение. Наша речь должна быть красочной и яркой, чтобы нас интересно было слушать, и в наших словах должен быть глубокий смысл.
«Убедительный, слушатель, выразительный»»: Наша речь должна быть убедительной, чтобы слушатели нам поверили, выразительной, чтобы слушали, открыв рот.
«Понятный, словарный запас, завораживающий» Чтобы люди нас правильно поняли, речь должна быть понятной, в некоторых случаях она должна быть художественной, чтобы показать наш словарный запас и внутренний мир, а для того чтобы люди слушали нас на одном дыхании, она должна быть завораживающей.
Учитель: Браво, ребята, Это была сложная работа, но вы хорошо справились. Очень интересно и полезно было послушать вас. Я очень довольна вами.
Мы не случайно говорили, что речь наша должна быть яркой, образной, способной заинтересовать собеседника, продуманной, то есть подготовленной. Как вы думаете, для чего мы провели такую сложную подготовительную работу? Какова главная цель нашего урока?
Ученики: Наверное, мы будем писать рассказы о театре. Мы будем писать монологи о театре.
Учитель: Совершенно верно.
Сейчас попробуем подготовить монологическое высказывание или, проще говоря, монолог о театре. Как у нас получится, как у Пушкина или как у Ирки, зависит от нашего лексикона.
Мы проведем МОЗГОВОЙ ШТУРМ «четыре в одном» и вспомним как можно больше слов о театре, то есть соберем театральный словарик.
У вас на листах четыре рубрики, по одной на каждого: Какие бывают театры? Кто работает в театре? Что мы видим на сцене? Что можно делать в театре? В течение 1 минуты каждый участник заполняет свою рубрику. Пишем!
Начиная с участника №2, по часовой стрелке зачитываем название своей рубрики, а затем слова. Сейчас небольшое совещание в группе. Какие слова вы могли бы добавить в эти рубрики? Подсказываем своим партнерам новые слова и в течение 1 минуты вписываем их в листок.
Дополним наши словари при помощи упражнения «С МИРУ ПО НИТКЕ». Какой стол хочет поделиться информацией? Участники стола № зачитывают свои слова, а вы, ребята, запишите себе в рубрики те слова, которых у вас нет.
Прервемся на физкультминутку. Сегодня ее проведет… Садимся за парты, сигнал тишины.
Итак, мы стали обладателями хорошего театрального словарика, который нам, конечно, поможет сочинить монолог о театре. У вас есть еще одно подспорье: облака слов, которые вы подготовили дома. Но я подготовила для вас СЮРПРИЗ. Я хочу усложнить вашу задачу. Вы, ребята, не просто сочините монолог о театре. Вы получите разноуровневые задания. Среди них есть задания проще, есть сложнее, кому как повезет, но все задания интересны для творческих людей с фантазией. Вы ведь именно такие???
Обратите внимание на ваши менеджметы. У каждого рядом с номером за столом есть приклеенный номер от 1 до 12. Посмотрите на экран: ваш номер соответствует номеру задания. Начинаем работать, у вас на написание монолога 5-7 минут ( в зависимости от темпа урока).
- Монолог – описание (чего-то или кого-то)
- Значение театра в жизни человека (рассуждение)
- Вчера я был(а) в театре (повествование)
- Монолог восторженного зрителя
- Монолог критикана
- Монолог из одних существительных
- Монолог из одних глаголов
- Монолог только из прилагательных и наречий
- Монолог музыкального критика
- Монолог директора театра
- Монолог зрителя, впервые пришедшего в театр
- Монолог актрисы (актера) после спектакля (балета, оперы)
Сигнал тишины «КОЛОКОЛЬЧИК»
Слушаю 7-8 ответов (при хорошем темпе урока) и рецензии учеников на выступления одноклассников (что понравилось, удачные моменты, какие изобразительно-выразительные средства использованы автором, соответствует ли теме)
Какие вы молодцы! Сразу видно, что вы бываете в театре и любите театр. Как завзятые театралы, ответьте тем, кто еще не был в театре: что нужно сделать (понять, почувствовать), чтобы полюбить театр. Итак,
Чтобы полюбить театр, нужно…
Слушаю 3-4 ответа. Умницы!
РЕФЛЕКСИЯ:
Ребята, как вы сегодня работали на уроке, как вам кажется?
Что у вас получилось особенно хорошо?
А с каким заданием были проблемы?
Посоветуйте мне, какую же оценку вам сегодня поставить?
Значит, традиционная кричалка? ОТЛИЧНАЯ РАБОТА!
Комментарийлар