«Игровые народные посиделки»
(Сценарий праздника для детей) Наталия КАРПОВА, учитель начальных классов гимназии №32 г.НижнекамскаЦель: сохранение и развитие традиции русской народной культуры.Задачи: воспитание патриотизма, толе...
(Сценарий праздника для детей)
Наталия КАРПОВА,
учитель начальных классов гимназии №32 г.Нижнекамска
Цель: сохранение и развитие традиции русской народной культуры.
Задачи:
Оформление сцены:
Оформление выставки: «Народные промыслы»
Ответственные: учителя 2-х и 5-х классов
Участники праздника:
Гости праздника:
ученики параллели 3–их классов МОУ «Гимназия №25».
Ход праздника.
Хозяин. Возрождаем мы традиции народные и покажем танцы, игры хороводные.
Хозяйка. Сами мы стихи сочиняли, песни, хороводы выбирали!
Вдвоем. Просим вас нам помогать: хлопать дружно, подпевать!
Хозяин. Добро пожаловать к нам, гости дорогие!
У нас здесь игры и забавы удалые.
В них свои силы можно испытать.
Хозяйка. И веселее, и дружнее стать.
Под музыку выходит 2 Б класс с песней «Во поле березонька стояла».
Хозяин .Из какой деревни вы к нам пожаловали?
2 А хором. Баранки.
Хозяйка. А зачем?
2 А. Посиделки у вас справить и друг друга позабавить!
Хозяйка. Вот садитесь, отдохните, всех потом повеселите. (Дети садятся на скамейки).
Под музыку выходит 2 А класс с песней «Как у бабушки козел».
Хозяин. Ой вы гости дорогие! Посиделки вам зачем?
Калачи и так я съем!
2 А. Игровые посиделки – это овсе не безделки!
Хороводы, игры, песни – с ними жить нам интересней!
В них обычаи родные предстают, словно живые!
В играх сможем их узнать, другим детям передать!
Хозяйка. Посиделки игровые, песни, игры удалые,
И работа, и веселье, словно в доме новоселье.
Хозяин. Слава нашей стороне, слава русской старине,
И труду, и играм слава! Будет добрая забава!
Испытать я вас желаю и игру вам предлагаю.
(Проводит игру «Светит месяц».)
Участники встают парами (мальчик с девочкой), боком к центру, лицом друг к другу, берутся за руки, руки держат в стороны «лодочкой» так, что левая рука мальчика и правая рука девочки направлены к центру круга, ладони девочки на ладонях мальчика.
Под песню «Светит месяц» пары делают 2 приставных шага к центру круга, 2 приставных шага из центра круга. Затем делают размашистый хлопок в ладоши ( перед собой) и хлопок левой рукой по левой руке партнера. Еще хлопок в ладоши ( перед собой) и хлопок правой ладонью по правой ладони партнера. В последнем хлопке ладони соединяются и плавно разъединяются при переходе танцующего к следующему по кругу партнеру. Каждый участник переходит в ту сторону, в какую смотрит. Мальчики двигаются против часовой стрелки и ближе к центру круга. Танец продолжается, пока не пропоют всю песню.
Хозяйка. А теперь-ка, в добрый час!
Представляем первый сказ!
2 А. Из деревни мы Баранки.
Собрались к вам спозаранку.
Поплясать да поиграть.
И загадки загадать.
(Загадывают загадки для гостей из гимназии №25.(по количеству рядов в зале), зрители их отгадывают)
Загадки.
Ученики 2 Б класса исполняют потешку.
Потешка.
- Андрейка, детка, о чем плачешь?
- Об ворота ударился головой.
- Ну ка скажи, когда это случилось?
- Вчера вечером.
- Почему же ты плачешь сегодня?
- Так ведь вчера дома никого не было!
О хозяйстве вам расскажем.
Вам свою игру покажем.
(Инсценируют песню – игру «Кашу варить»)
Пары встают по кругу лицом к центру, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Выбранная по жребию пара под веселую плясовую музыку, пританцовывая , бежит через круг под «воротца» любой пары. Развернувшись, первая пара становится «воротцами», а пара, под чьими руками пробежали, сама, приплясывая, бежит через круг под любые воротца. Внезапно прерывается музыка. Пара, оказавшаяся в этот момент в кругу, выполняет задание, придуманное играющими. Начинается игра словами:
«По кругу парами встаем, партнера за руку берем
И руки поднимаем, «воротца» получаем.
Играть всех приглашаем!»
Хозяйка и хозяин проводят игру со зрителями «Веретена не точены».
Ведущий делит присутствующих на 3 группы ( по количеству рядов в зале).
1-ый ряд поет на мотив «Барыни» слова:»Веретена не точены, веретена не точены!» (И при этом вращают перед грудью руками как бы наматывая шерсть. Вариант движения – щелкать пальцами).
2-ой ряд будет петь : «Лежат яблоки мочены». (И при этом показывать, приподняв руки и поворачивая кистями как будто в них по яблоку . Вариант движения – шлепать ладонями по коленкам.)
3-ий ряд будет петь: «Барыня, барыня!».(И при этом хлопать в ладоши, притоптывать ногами, а руки поставить на пояс.) Ведущий, после пробного исполнения с гостями каждого ряда в отдельности и со всеми по порядку начинает игру. Он , как дирижер, указывает то на одну, то на другую группу, меняя порядок куплетов и ускоряя темп пения.
2Б. Из деревни мы Веснушки.
Плясуны и хохотушки.
Солнце любит за веснушки.
Ну а мы любим ватрушки!
Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
2 Б исполняют шутливые диалоги. (небылицы)
1)-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
2)-Фома, что из леса не идешь?
-Да медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Да он не идет!
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
3)-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит – надо идти!
4)-Что наши девчата делают?
-Шьют да поют.
-А матушки?
-Порют да плачут.
5)-Фома, у тебя в избе тепло?
-Тепло. На печи в шубе согреться можно!
(Две девочки из 2 А класса читают частушки:
1)Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать иду, хоть и маленькая.
2)-Пойду плясать по соломушке,
Раздайся, народ, по сторонушке!
(Исполняют частушки ученики из 2 А и 2 Б классов, участники группы «Забавушка»)
Под музыку выходит 2 В класс с хороводной песней :
2 В. Из деревни мы Пышково!
Что особого такого?
У нас хлеб и калачи сами лезут из печи.
Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?
( Инсценировка сказки О.Высотской «Золотое яичко» учениками 2 В класса).
Девочка. Жили – были дед да баба,
Была у них курочка - ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое – золотое.
Баба. Эй, старик, проснись скорей!
Дед. Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба. Да смотри, что я нашла:
Наша курочка – пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед. Ну снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба. Да яйцо – то не простое,
А, гляди – ка, золотое.
Дед. Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба. Погляди, горит как жар.
Дед. Не случился бы пожар!
Баба. Ох , горит, слепит глаза!
Дед. Чудеса !
Ты в сундук запри его.
(Раздается стук в дверь.)
Баба. Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед. Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись). В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед. Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица.
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба. Наказанье с глупым мужем!
Что ты старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед. Пусть смеются, мне не жалко!
Баба. Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед. Я хозяин или нет?!
Баба. Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда – то подевалось!
Дед. Ну чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба. И шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед. Только то видать надежно,
Что дается нам с трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Баба. Эй, сосед!
Забывать друзей не след. .Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.
Дед и баба (вместе) Заходите без стесненья!
Девочка. Счастья вам, хозяин с хозяйкой! Большого здоровья!
С новым вас урожаем! С вкусными блинами!
(На стол к самовару ставятся 3 тарелки с блинами.)
Ученики 5 А и 2 В классов встают полукругом, поют русскую народную песню «Блины» .
Хозяйка. А в наших деревнях ребята знают много пословиц и поговорок. Правда?
Дети хором. Правда!
Проводится конкурс для учащихся гимназии №25 «Закончи пословицу» (по рядам)
Завершается конкурс пословицей про плохого мастера:
Сбил, сколотил – вот колесо.
Сел да поехал – «Ах, хорошо!»
Оглянулся назад – одни спицы лежат.
Хозяйка. Вы только не подумайте, что эта пословица про наших мастеров. В наших деревнях живут только хорошие работники. Правда, ребята?
Хозяин. Эх, широка душа русских людей!
Где бы ни были в глуши,
В руки брали просто ложки и играли от души!
Ой, жги – говори, заиграли ложкари!
(Исполняется песня учениками 5 А класса с подыгрыванием на деревянных ложках)
Хозяин. Что –то пляска не видна!
Нет, неправда, вот она!
Плясуны не хороши?
Сам пойди да попляши!
Мы присядем – ногу вбок!
А мы ногу на носок!
Топотушками пойдем!
Сами мы Объявляется плясать начнем!
Исполняется русский народный танец участниками танцевальной группы «Ибица»
Хозяин. Эта пляска хороша.
Веселись и пой душа!
Хозяйка. А теперь все по местам.
Угощенье будет вам!
Хозяин. Вот, ребята, угощенье!
Прямо все на удивленье!
Хозяйка. Мы не сразу все съедим,
По деревням раздадим.
Хозяин. А при этом говорим, пока всех не угостим: «По солнышку, по солнышку!
(Гостей угощают блинами)
(Угощение в это время раздается и на сцене по часовой стрелке несколькими учениками Все встают в круг и говорят хором, то ускоряя, то замедляя скандирование «по солнышку, по солнышку», пока всем не раздадут блины.)
Хозяйка и хозяин. Хороши блиночки?
Все.Хороши!
Хозяйка и хозяин. Всем друзьям сегодня на прощанье говорим
Хором: СПАСИБО! ДО СВИДАНЬЯ!
Наталия КАРПОВА,
учитель начальных классов гимназии №32 г.Нижнекамска
Цель: сохранение и развитие традиции русской народной культуры.
Задачи:
- воспитание патриотизма, толерантности, формирование культуры общения через изучение традиций и обычаев русского народа;
- поддержка творческой активности обучающихся, оказание помощи в творческом росте;
- приобщение учащихся к ценностям русской культуры.
Оформление сцены:
- на заднем плане нарисованы печка, яркие фигурки дымковских игрушек- матрешек, солнце;
- посреди сцены стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда, баранки.
Оформление выставки: «Народные промыслы»
Ответственные: учителя 2-х и 5-х классов
Участники праздника:
- хозяин с хозяйкой (ученики 5 А класса в русских народных костюмах);
- «ватага» из деревни «Баранки» (ученики 2 А класса);
- «ватага» из деревни «Веснушки» ( ученики 2 Б класса);
- «ватага» из деревни «Пышково» ( ученики 2 В класса);
Гости праздника:
ученики параллели 3–их классов МОУ «Гимназия №25».
Ход праздника.
Хозяин. Возрождаем мы традиции народные и покажем танцы, игры хороводные.
Хозяйка. Сами мы стихи сочиняли, песни, хороводы выбирали!
Вдвоем. Просим вас нам помогать: хлопать дружно, подпевать!
Хозяин. Добро пожаловать к нам, гости дорогие!
У нас здесь игры и забавы удалые.
В них свои силы можно испытать.
Хозяйка. И веселее, и дружнее стать.
Под музыку выходит 2 Б класс с песней «Во поле березонька стояла».
Хозяин .Из какой деревни вы к нам пожаловали?
2 А хором. Баранки.
Хозяйка. А зачем?
2 А. Посиделки у вас справить и друг друга позабавить!
Хозяйка. Вот садитесь, отдохните, всех потом повеселите. (Дети садятся на скамейки).
Под музыку выходит 2 А класс с песней «Как у бабушки козел».
Хозяин. Ой вы гости дорогие! Посиделки вам зачем?
Калачи и так я съем!
2 А. Игровые посиделки – это овсе не безделки!
Хороводы, игры, песни – с ними жить нам интересней!
В них обычаи родные предстают, словно живые!
В играх сможем их узнать, другим детям передать!
Хозяйка. Посиделки игровые, песни, игры удалые,
И работа, и веселье, словно в доме новоселье.
Хозяин. Слава нашей стороне, слава русской старине,
И труду, и играм слава! Будет добрая забава!
Испытать я вас желаю и игру вам предлагаю.
(Проводит игру «Светит месяц».)
Участники встают парами (мальчик с девочкой), боком к центру, лицом друг к другу, берутся за руки, руки держат в стороны «лодочкой» так, что левая рука мальчика и правая рука девочки направлены к центру круга, ладони девочки на ладонях мальчика.
Под песню «Светит месяц» пары делают 2 приставных шага к центру круга, 2 приставных шага из центра круга. Затем делают размашистый хлопок в ладоши ( перед собой) и хлопок левой рукой по левой руке партнера. Еще хлопок в ладоши ( перед собой) и хлопок правой ладонью по правой ладони партнера. В последнем хлопке ладони соединяются и плавно разъединяются при переходе танцующего к следующему по кругу партнеру. Каждый участник переходит в ту сторону, в какую смотрит. Мальчики двигаются против часовой стрелки и ближе к центру круга. Танец продолжается, пока не пропоют всю песню.
Хозяйка. А теперь-ка, в добрый час!
Представляем первый сказ!
2 А. Из деревни мы Баранки.
Собрались к вам спозаранку.
Поплясать да поиграть.
И загадки загадать.
(Загадывают загадки для гостей из гимназии №25.(по количеству рядов в зале), зрители их отгадывают)
Загадки.
- Ждали, звали, а показался – все прочь побежали.(Дождик)
- Не колода и не пень, а лежит целый день, не жнет, не косит, а обедать просит. (Лодырь)
- Огонь да вода, посередке труба.(Самовар)
Ученики 2 Б класса исполняют потешку.
Потешка.
- Андрейка, детка, о чем плачешь?
- Об ворота ударился головой.
- Ну ка скажи, когда это случилось?
- Вчера вечером.
- Почему же ты плачешь сегодня?
- Так ведь вчера дома никого не было!
О хозяйстве вам расскажем.
Вам свою игру покажем.
(Инсценируют песню – игру «Кашу варить»)
Пары встают по кругу лицом к центру, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Выбранная по жребию пара под веселую плясовую музыку, пританцовывая , бежит через круг под «воротца» любой пары. Развернувшись, первая пара становится «воротцами», а пара, под чьими руками пробежали, сама, приплясывая, бежит через круг под любые воротца. Внезапно прерывается музыка. Пара, оказавшаяся в этот момент в кругу, выполняет задание, придуманное играющими. Начинается игра словами:
«По кругу парами встаем, партнера за руку берем
И руки поднимаем, «воротца» получаем.
Играть всех приглашаем!»
Хозяйка и хозяин проводят игру со зрителями «Веретена не точены».
Ведущий делит присутствующих на 3 группы ( по количеству рядов в зале).
1-ый ряд поет на мотив «Барыни» слова:»Веретена не точены, веретена не точены!» (И при этом вращают перед грудью руками как бы наматывая шерсть. Вариант движения – щелкать пальцами).
2-ой ряд будет петь : «Лежат яблоки мочены». (И при этом показывать, приподняв руки и поворачивая кистями как будто в них по яблоку . Вариант движения – шлепать ладонями по коленкам.)
3-ий ряд будет петь: «Барыня, барыня!».(И при этом хлопать в ладоши, притоптывать ногами, а руки поставить на пояс.) Ведущий, после пробного исполнения с гостями каждого ряда в отдельности и со всеми по порядку начинает игру. Он , как дирижер, указывает то на одну, то на другую группу, меняя порядок куплетов и ускоряя темп пения.
2Б. Из деревни мы Веснушки.
Плясуны и хохотушки.
Солнце любит за веснушки.
Ну а мы любим ватрушки!
Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
2 Б исполняют шутливые диалоги. (небылицы)
1)-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
2)-Фома, что из леса не идешь?
-Да медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Да он не идет!
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
3)-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит – надо идти!
4)-Что наши девчата делают?
-Шьют да поют.
-А матушки?
-Порют да плачут.
5)-Фома, у тебя в избе тепло?
-Тепло. На печи в шубе согреться можно!
(Две девочки из 2 А класса читают частушки:
1)Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать иду, хоть и маленькая.
2)-Пойду плясать по соломушке,
Раздайся, народ, по сторонушке!
(Исполняют частушки ученики из 2 А и 2 Б классов, участники группы «Забавушка»)
Под музыку выходит 2 В класс с хороводной песней :
2 В. Из деревни мы Пышково!
Что особого такого?
У нас хлеб и калачи сами лезут из печи.
Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?
( Инсценировка сказки О.Высотской «Золотое яичко» учениками 2 В класса).
Девочка. Жили – были дед да баба,
Была у них курочка - ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое – золотое.
Баба. Эй, старик, проснись скорей!
Дед. Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба. Да смотри, что я нашла:
Наша курочка – пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед. Ну снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба. Да яйцо – то не простое,
А, гляди – ка, золотое.
Дед. Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба. Погляди, горит как жар.
Дед. Не случился бы пожар!
Баба. Ох , горит, слепит глаза!
Дед. Чудеса !
Ты в сундук запри его.
(Раздается стук в дверь.)
Баба. Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед. Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись). В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед. Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица.
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба. Наказанье с глупым мужем!
Что ты старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед. Пусть смеются, мне не жалко!
Баба. Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!
Дед. Я хозяин или нет?!
Баба. Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда – то подевалось!
Дед. Ну чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба. И шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед. Только то видать надежно,
Что дается нам с трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!
Баба. Эй, сосед!
Забывать друзей не след. .Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.
Дед и баба (вместе) Заходите без стесненья!
Девочка. Счастья вам, хозяин с хозяйкой! Большого здоровья!
С новым вас урожаем! С вкусными блинами!
(На стол к самовару ставятся 3 тарелки с блинами.)
Ученики 5 А и 2 В классов встают полукругом, поют русскую народную песню «Блины» .
Хозяйка. А в наших деревнях ребята знают много пословиц и поговорок. Правда?
Дети хором. Правда!
Проводится конкурс для учащихся гимназии №25 «Закончи пословицу» (по рядам)
- Кто не работает, (тот и не ест)
- Под лежачий камень ( вода не течет.)
- Где труд, (там и счастье)
Завершается конкурс пословицей про плохого мастера:
Сбил, сколотил – вот колесо.
Сел да поехал – «Ах, хорошо!»
Оглянулся назад – одни спицы лежат.
Хозяйка. Вы только не подумайте, что эта пословица про наших мастеров. В наших деревнях живут только хорошие работники. Правда, ребята?
Хозяин. Эх, широка душа русских людей!
Где бы ни были в глуши,
В руки брали просто ложки и играли от души!
Ой, жги – говори, заиграли ложкари!
(Исполняется песня учениками 5 А класса с подыгрыванием на деревянных ложках)
Хозяин. Что –то пляска не видна!
Нет, неправда, вот она!
Плясуны не хороши?
Сам пойди да попляши!
Мы присядем – ногу вбок!
А мы ногу на носок!
Топотушками пойдем!
Сами мы Объявляется плясать начнем!
Исполняется русский народный танец участниками танцевальной группы «Ибица»
Хозяин. Эта пляска хороша.
Веселись и пой душа!
Хозяйка. А теперь все по местам.
Угощенье будет вам!
Хозяин. Вот, ребята, угощенье!
Прямо все на удивленье!
Хозяйка. Мы не сразу все съедим,
По деревням раздадим.
Хозяин. А при этом говорим, пока всех не угостим: «По солнышку, по солнышку!
(Гостей угощают блинами)
(Угощение в это время раздается и на сцене по часовой стрелке несколькими учениками Все встают в круг и говорят хором, то ускоряя, то замедляя скандирование «по солнышку, по солнышку», пока всем не раздадут блины.)
Хозяйка и хозяин. Хороши блиночки?
Все.Хороши!
Хозяйка и хозяин. Всем друзьям сегодня на прощанье говорим
Хором: СПАСИБО! ДО СВИДАНЬЯ!
Комментарийлар