История образования ТАССР
Эльвира ГИЗЗАТУЛЛИНА,учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Адав-Тулумбаевской средней школы Буинского районаЦель: ознакомить учащихся с историей образования ТАССР.Тип урок...
Эльвира ГИЗЗАТУЛЛИНА,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Адав-Тулумбаевской средней школы Буинского района
Цель: ознакомить учащихся с историей образования ТАССР.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: наглядный, частично-поисковый.
Методы контроля: устный, письменный.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник (Галлямова А.Г. и др. История Татарстана и татарского народа. XX – начало XXI века. – Казань: Хәтер, 2009); мультимедийный проектор, экран, презентация, ксерокопии документов, дидактические карточки.
Ход урока
(Перед началом урока класс делится на две группы.)
I. Организационный этап
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Начинаем ровно в срок
Наш Парламентский урок,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
II. Изучение нового материала
Учитель. Ребята, перед началом изучения новой темы посмотрите, пожалуйста, небольшой видеофильм. (Содержание видеофильма: социологическая группа, которая состояла из 4 учащихся нашей школы, провела опрос. Респондентам были заданы следующие вопросы: «Что вы знаете о
ТАССР, об истории ее создания и развития? Какую дату мы будем отмечать 27 мая 2020 года?»)
Учитель. Как мы видим, респонденты дали разные ответы, но у большинства ответ на вопрос один: ТАССР – моя Родина. А как ответили бы вы? Я надеюсь, что в конце нашего урока вы дадите на эти вопросы полные и правильные ответы.
Я еще раз хочу обратить ваше внимание на ответ первого вопроса «ТАССР – моя Родина».
Да, ТАССР – это наша Родина, это наша история. У татарского поэта Гарая Рахима в стихотворении «Сабантуй моей мечты» есть прекрасные слова:
В истории твоей – мои истоки,
Грядущее твое – во мне живет...
Ты расцветаешь, Родина, – в восторге
Душа моя тем цветом расцветет.
ТАССР – это не только родина ваших родителей, бабушек и дедушек, это и ваша Родина. А историю своей Родины должен знать каждый человек, который считает себя гражданином нашей великой Республики Татарстан. «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней», – говорил великий человек Д.Лихачев. Его слова являются эпиграфом нашего урока.
Ребята, какой вывод можно сделать, исходя из вышесказанного и из содержания видеофильма? (Учащиеся высказывают варианты ответов, учитель подводит к выводу – ознакомиться с историей образования ТАССР.)
Значит, тема нашего парламентского урока – «История образования ТАССР». Исходя из темы попробуем определить цель нашего урока. (Варианты ответов учащихся, учитель корректирует.)
Учитель. Как вы знаете, после Октябрьской революции 1917 г. на развалинах Российской империи создавались новые государства, объединенные
между собой союзными и федеративными отношениями. Активную работу по созданию государственности татарского народа вели татарские политические деятели, среди которых были сторонники разных вариантов реализации идеи государственности.
Какие это были идеи? Почему эти проекты не были приняты? Вы узнаете об этом, изучив документы, которые лежат у вас на партах. (1-я группа работает с проектом штата «Идель-Урал» (приложение 1), 2-я группа работает с проектом ТБССР (приложение 2). Потом представитель каждой группы дает краткую характеристику изученного проекта, объясняет причины его непринятия.)
Политбюро ЦК РКП(б) 13 декабря 1919 г. по предложению В. И. Ленина отменило Положение о ТБССР. В постановлении говорилось: «Вопрос о Татарской республике обсуждать особо, если об этом поступит заявление со стороны коммунистов-татар.»
Такое заявление не заставило себя ждать. 26 января 1920 г. Политбюро ЦК ЦК РКП(б) одобрило организацию Татарской Социалистической Советской Республики. В это же время была создана комиссия для изучения и определения границ будущей республики. Среди представленных ей в марте материалов был и проект Положения о Татарской автономной республике.
8 февраля вопрос о Татарской автономной республике обсуждался на общем собрании коммунистов-татар Казани. С докладом о ходе подготовки проекта декрета об образовании ТАССР выступил Ш.Усманов.
В начале мая 1920 г. работа по подготовке проекта декрета о создании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в основном завершилась. 4 мая 1920 г. вопрос о Татарской республике обсуждался на заседании Политбюро ЦК РКП (б) под председательством В.И.Ленина. В этот же день Политбюро ЦК РКП(б) и СНК создают комиссию.
Для чего была создана эта комиссия? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к приложению 3. (Учитель раздает ксерокопию источника и сам
текст постановления на отдельном листе и организует работу с документами.)
Учитель. Разработка детальных границ будущей республики была возложена на Г. Шарафа. Разработанный правительственной комиссией проект декрета об образовании Татарской Республики обсуждался на заседании СНК 25 мая 1920 г.
После большой кропотливой работы 27 мая 1920 г. был подписан Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике». Исторический момент подписания Декрета воссоздан на картине татарских художников Л.Фаттахова и Х.Якупова «Подписание В.И.Лениным декрета об образовании Татарской АССР». За эту картину, которая была написана к 30-летию образования ТАССР, в 1951 г. художники были удостоены Государственной премии.
Кем же был подписан данный документ? Для того чтобы ответить на этот вопрос, внимательно посмотрите на картину, а также можете обратиться к тексту документа №2, который лежит на ваших партах. (Учащиеся работают с ксерокопией данного документа. Озвучивают свои ответы – В.И.Ульянов (Ленин), М.И. Калинин, А.С.Енукидзе) (приложение 4).
Учитель. Что определял этот документ? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к декрету «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике». 1-я группа изучает 1-й раздел документа, 2-я группа – 2-й раздел документа. (Учитель организует самостоятельное изучение документа в группах. В конце работы учащиеся делают вывод.)
Учитель. Образование ТАССР было провозглашено 25 июня 1920 г. 25 - 27 сентября 1920 г. состоялся Учредительный съезд Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. Был избран ЦИК ТАССР во главе с председателем Б.Мансуровым, образовано правительство республики во главе с С.Саид-Галиевым.
Республика образовалась как многонациональное государство, входившее в состав РСФСР. Практически с 1922 г., со времени образования СССР, татарская элита добивалась статуса союзной республики.
Ребята, какие ответы вы дадите на те вопросы, которые были поставлены в начале нашего урока? (Ответ учащихся.)
III. Закрепление изученного материала
Учитель. А сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, проведем тестовую работу (Учащиеся выполняют работу, соединяя цифры правильных ответов. При правильном соединении цифр должен получиться парусник. Приложение 5.) Дайте название своему кораблю, но знайте: как его назовёте, так он и поплывет. Плывите по океану Знаний, но всегда помните:
В России мест красивых много,
Но Татарстан – мне всех милей!
IV. Домашнее задание
Написать историческое сочинение по картине художников Л.Фаттахова и Х.Якупова «Подписание В.И.Лениным декрета об образовании Татарской АССР».
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Адав-Тулумбаевской средней школы Буинского района
Цель: ознакомить учащихся с историей образования ТАССР.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: наглядный, частично-поисковый.
Методы контроля: устный, письменный.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник (Галлямова А.Г. и др. История Татарстана и татарского народа. XX – начало XXI века. – Казань: Хәтер, 2009); мультимедийный проектор, экран, презентация, ксерокопии документов, дидактические карточки.
Ход урока
(Перед началом урока класс делится на две группы.)
I. Организационный этап
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Начинаем ровно в срок
Наш Парламентский урок,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
II. Изучение нового материала
Учитель. Ребята, перед началом изучения новой темы посмотрите, пожалуйста, небольшой видеофильм. (Содержание видеофильма: социологическая группа, которая состояла из 4 учащихся нашей школы, провела опрос. Респондентам были заданы следующие вопросы: «Что вы знаете о
ТАССР, об истории ее создания и развития? Какую дату мы будем отмечать 27 мая 2020 года?»)
Учитель. Как мы видим, респонденты дали разные ответы, но у большинства ответ на вопрос один: ТАССР – моя Родина. А как ответили бы вы? Я надеюсь, что в конце нашего урока вы дадите на эти вопросы полные и правильные ответы.
Я еще раз хочу обратить ваше внимание на ответ первого вопроса «ТАССР – моя Родина».
Да, ТАССР – это наша Родина, это наша история. У татарского поэта Гарая Рахима в стихотворении «Сабантуй моей мечты» есть прекрасные слова:
В истории твоей – мои истоки,
Грядущее твое – во мне живет...
Ты расцветаешь, Родина, – в восторге
Душа моя тем цветом расцветет.
ТАССР – это не только родина ваших родителей, бабушек и дедушек, это и ваша Родина. А историю своей Родины должен знать каждый человек, который считает себя гражданином нашей великой Республики Татарстан. «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней», – говорил великий человек Д.Лихачев. Его слова являются эпиграфом нашего урока.
Ребята, какой вывод можно сделать, исходя из вышесказанного и из содержания видеофильма? (Учащиеся высказывают варианты ответов, учитель подводит к выводу – ознакомиться с историей образования ТАССР.)
Значит, тема нашего парламентского урока – «История образования ТАССР». Исходя из темы попробуем определить цель нашего урока. (Варианты ответов учащихся, учитель корректирует.)
Учитель. Как вы знаете, после Октябрьской революции 1917 г. на развалинах Российской империи создавались новые государства, объединенные
между собой союзными и федеративными отношениями. Активную работу по созданию государственности татарского народа вели татарские политические деятели, среди которых были сторонники разных вариантов реализации идеи государственности.
Какие это были идеи? Почему эти проекты не были приняты? Вы узнаете об этом, изучив документы, которые лежат у вас на партах. (1-я группа работает с проектом штата «Идель-Урал» (приложение 1), 2-я группа работает с проектом ТБССР (приложение 2). Потом представитель каждой группы дает краткую характеристику изученного проекта, объясняет причины его непринятия.)
Политбюро ЦК РКП(б) 13 декабря 1919 г. по предложению В. И. Ленина отменило Положение о ТБССР. В постановлении говорилось: «Вопрос о Татарской республике обсуждать особо, если об этом поступит заявление со стороны коммунистов-татар.»
Такое заявление не заставило себя ждать. 26 января 1920 г. Политбюро ЦК ЦК РКП(б) одобрило организацию Татарской Социалистической Советской Республики. В это же время была создана комиссия для изучения и определения границ будущей республики. Среди представленных ей в марте материалов был и проект Положения о Татарской автономной республике.
8 февраля вопрос о Татарской автономной республике обсуждался на общем собрании коммунистов-татар Казани. С докладом о ходе подготовки проекта декрета об образовании ТАССР выступил Ш.Усманов.
В начале мая 1920 г. работа по подготовке проекта декрета о создании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в основном завершилась. 4 мая 1920 г. вопрос о Татарской республике обсуждался на заседании Политбюро ЦК РКП (б) под председательством В.И.Ленина. В этот же день Политбюро ЦК РКП(б) и СНК создают комиссию.
Для чего была создана эта комиссия? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к приложению 3. (Учитель раздает ксерокопию источника и сам
текст постановления на отдельном листе и организует работу с документами.)
Учитель. Разработка детальных границ будущей республики была возложена на Г. Шарафа. Разработанный правительственной комиссией проект декрета об образовании Татарской Республики обсуждался на заседании СНК 25 мая 1920 г.
После большой кропотливой работы 27 мая 1920 г. был подписан Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике». Исторический момент подписания Декрета воссоздан на картине татарских художников Л.Фаттахова и Х.Якупова «Подписание В.И.Лениным декрета об образовании Татарской АССР». За эту картину, которая была написана к 30-летию образования ТАССР, в 1951 г. художники были удостоены Государственной премии.
Кем же был подписан данный документ? Для того чтобы ответить на этот вопрос, внимательно посмотрите на картину, а также можете обратиться к тексту документа №2, который лежит на ваших партах. (Учащиеся работают с ксерокопией данного документа. Озвучивают свои ответы – В.И.Ульянов (Ленин), М.И. Калинин, А.С.Енукидзе) (приложение 4).
Учитель. Что определял этот документ? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к декрету «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике». 1-я группа изучает 1-й раздел документа, 2-я группа – 2-й раздел документа. (Учитель организует самостоятельное изучение документа в группах. В конце работы учащиеся делают вывод.)
Учитель. Образование ТАССР было провозглашено 25 июня 1920 г. 25 - 27 сентября 1920 г. состоялся Учредительный съезд Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. Был избран ЦИК ТАССР во главе с председателем Б.Мансуровым, образовано правительство республики во главе с С.Саид-Галиевым.
Республика образовалась как многонациональное государство, входившее в состав РСФСР. Практически с 1922 г., со времени образования СССР, татарская элита добивалась статуса союзной республики.
Ребята, какие ответы вы дадите на те вопросы, которые были поставлены в начале нашего урока? (Ответ учащихся.)
III. Закрепление изученного материала
Учитель. А сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, проведем тестовую работу (Учащиеся выполняют работу, соединяя цифры правильных ответов. При правильном соединении цифр должен получиться парусник. Приложение 5.) Дайте название своему кораблю, но знайте: как его назовёте, так он и поплывет. Плывите по океану Знаний, но всегда помните:
В России мест красивых много,
Но Татарстан – мне всех милей!
IV. Домашнее задание
Написать историческое сочинение по картине художников Л.Фаттахова и Х.Якупова «Подписание В.И.Лениным декрета об образовании Татарской АССР».
Комментарийлар