Как создать школьную газету?
(Конспект внеурочного занятия по журналистике)ПРЕЗЕНТАЦИЯ Валентина КИРИЛЛОВА,учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории лицея-интерната г. Буинска, руководитель детского о...
(Конспект внеурочного занятия по журналистике)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Валентина КИРИЛЛОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории лицея-интерната г. Буинска, руководитель детского объединения «Юнкор»
Газета – это история мира за сутки.
Это история мира, в котором мы живем и события
которого интересуют нас больше,
чем относящиеся к прошлому, существующему лишь в памяти.
А. Шопенгауэр
Цель: формирование знаний воспитанников о выпуске газеты.
Задачи:развивать литературно-творческие и аналитические способности, умение работать в команде в процессе игры.
Оборудование и материалы: проектор, презентация, ватман, клей, ножницы, подшивки газет, распечатанные названия газеты, рубрик, эмблемы, различные картинки для иллюстрации газеты, маркеры.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Валентина Викторовна. Ребята, прежде чем начать наше занятие, пусть каждый из вас повернется вправо и скажет соседу комплимент или несколько приятных слов, которые могли бы поднять ему настроение (упражнение для создания положительного эмоционального настроя «Круг положительных эмоций»)
Учащиеся: «Ты сегодня хорошо выглядишь», «у тебя красивая прическа», «ты очень обаятельный», «у тебя добрая улыбка», «ты очень милый человек» и т.д.
Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Работать сегодня мы с вами будем в 3-х командах, и попрошу вас занять свои места по цветам светофора. Первая команда - команда «красных» - садится за 1 стол, вторая команда - команда «желтых» - за 2 стол, а третья команда - команда «зеленых» - за 3 стол. А чтобы вы не запутались, на столах у вас есть цветные карточки красного, желтого и зеленого цвета.
Педагог: Ребята, вы знаете, я не раз слышала от школьников, что их заставляют делать газеты, но они не знают, с чего им начать. Поэтому наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы посвятить рассмотрению этой проблемы.
Вначале я бы хотела сказать о документах, которыми руководствуемся мы в своей работе. В них есть статьи, предоставляющие ребенку право свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы.
Слайд 1.Права ребенка согласно Конвенции о правах ребенка: ст. № 12 «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение», ст. № 17 «Государство поощряет детские издания, борется с изданиями, приносящими вред»;
Слайд 2.Права ребенка согласно Конституции Российской Федерации: Ст. № 29.П. 1 «Каждому гарантируется свобода мысли и слова», Ст. № 29. П. 4 «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»;
Слайд 2.Права ребенка согласно закону Российской Федерации об образовании:Ст. № 50 П.4 Обучающиеся имеют право на получение информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Педагог: Ребята, скажите, где, в первую очередь, вы можете реализовать эти права?
Учащиеся: В школьной газете.Слайд 5
Педагог: Правильно, это право необходимо использовать в процессе создания школьной газеты. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: «Как создать школьную газету?».
Ребята, с чего нужно начать при создании школьной газеты? Слайды 6-9 (по порядку)
Учащиеся: Молодцы, ребята, вы правильно назвали необходимые составляющие.
Далее идет показ слайда, и педагог анализирует с воспитанниками, какие составляющие не были названы.
а) придумать название и эмблему;
в) придумать рубрики в газете;
б) из числа редколлегии газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;
в) сделать макет газеты;
Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое макет газеты?
Учащиеся отвечают:
Макет – предварительное распределение всех элементов текста и иллюстраций.
Педагог: Итак, ребята, сейчас мы с вами распределим обязанности по выпуску газеты и выпустим первый номер нашей школьной газеты.
Команда «красных» придумывает название газеты и ее эмблему, своего рода «лицо» газеты.
Педагог: Ребята, а как в журналистских кругах это называется?
Учащиеся отвечают:в журналистских кругах это называется шапка. Шапка – это «лицо» газеты, верхняя часть первой полосы, титул, включающий в себя заголовок, номер, периодичность, эмблему, возможен девиз и т.д.
Педагог: Итак, приступайте к выполнению задания, при этом не забудьте дать обоснование, почему вы дали именно такое название газете и выбрали такую эмблему. Все понятно?
Учащиеся отвечают, задают вопросы.
Педагог: Команда «желтых» определяет название рубрик для газеты. В газете их может быть гораздо больше, но, за отсутствием времени, мы ограничимся тремя. Причем в газете несколько рубрик могут быть постоянными, а остальные меняться в зависимости от событий и тем для выпуска.
Педагог: И, скажите, почему именно эти рубрики считаете важными.
Учащиеся: отвечают, задают вопросы.
Педагог: Итак, команда «зеленых» определяет состав редакции газеты и распределяет обязанности участников.
Примерный состав редакции газеты:
- редакция (то лат. redactus – «приведенный в порядок») – административная единица учреждений системы средств массовой информации (печати, радиовещания, телевидения, кино);
- главный редактор – лицо, осуществляющее проверку и правку авторского текста; руководитель редакции газеты, журнала, издательства;
- обозреватель, менеджер по рекламе (прием и составление объявлений) – лицо, отвечающее за сбор и распространение информации;
- фотоиллюстратор – лицо, занимающееся сбором фотоматериала для освещения рубрик в газете;
- корректор – лицо, занимающееся правкой авторского текста на предмет орфографических, лексических, фактических ошибок и т.д.;
- корреспондент – постоянный сотрудник редакции, выступающий как автор и выполняющий поручения редакции;
- ответственные за дизайн и верстку – сотрудники редакции, занимающиеся конечным оформлением собранных и отредактированных материалов.
Это необходимо сделать, так как в редколлегии должны быть четко распределены обязанности. Только в этом случае номер будет подготовлен в установленный срок.
Учащиеся: выбирают названия для газеты, рубрики, ответственных.
Макет необходимо распечатать и положить рядом с ватманом.
название эмблема
рубрика №1 рубрика № 2 рубрика № 3
состав редакции
Ответы команд:
Педагог: Итак, попросим команду «красных» озвучить нам название, показать эмблему и дать обоснование своему выбору. (Идет обсуждение названия.) Молодцы, ребята, можете прикрепить эмблему и название к макету газеты.
Теперь попросим команду «желтых» озвучить нам выбранные рубрики. И сказать, почему для этого номера газеты они остановили свой выбор на этих рубриках. Прикрепите их на макете нашей газеты.
И, наконец, попросим команду «зеленых» озвучить состав редколлегии.
Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
III. Итоговый
1). Аналитический:
Педагог и воспитанники анализируют, насколько четко они достигли цели, поставленной в начале занятия.
Работа над содержанием и оформлением газеты:
а) придумать название и эмблему;
в) придумать рубрики в газете;
б) из числа редакции газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;
в) сделать макет газеты.
2). Рефлексивный: воспитанникам раздаются листочки, на которых они пишут, что они знали о создании газеты до занятия и что знают теперь. Записи зачитываются и анализируются совместно с ребятами.
Педагог сообщает детям домашнее задание: ребята, дома попробуйте заполнить рубрики необходимой информацией.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Валентина КИРИЛЛОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории лицея-интерната г. Буинска, руководитель детского объединения «Юнкор»
Газета – это история мира за сутки.
Это история мира, в котором мы живем и события
которого интересуют нас больше,
чем относящиеся к прошлому, существующему лишь в памяти.
А. Шопенгауэр
Цель: формирование знаний воспитанников о выпуске газеты.
Задачи:развивать литературно-творческие и аналитические способности, умение работать в команде в процессе игры.
Оборудование и материалы: проектор, презентация, ватман, клей, ножницы, подшивки газет, распечатанные названия газеты, рубрик, эмблемы, различные картинки для иллюстрации газеты, маркеры.
- Организационно-подготовительный этап
Педагог: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Валентина Викторовна. Ребята, прежде чем начать наше занятие, пусть каждый из вас повернется вправо и скажет соседу комплимент или несколько приятных слов, которые могли бы поднять ему настроение (упражнение для создания положительного эмоционального настроя «Круг положительных эмоций»)
Учащиеся: «Ты сегодня хорошо выглядишь», «у тебя красивая прическа», «ты очень обаятельный», «у тебя добрая улыбка», «ты очень милый человек» и т.д.
Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Работать сегодня мы с вами будем в 3-х командах, и попрошу вас занять свои места по цветам светофора. Первая команда - команда «красных» - садится за 1 стол, вторая команда - команда «желтых» - за 2 стол, а третья команда - команда «зеленых» - за 3 стол. А чтобы вы не запутались, на столах у вас есть цветные карточки красного, желтого и зеленого цвета.
- Конструирующий этап:
- Основной:
Педагог: Ребята, вы знаете, я не раз слышала от школьников, что их заставляют делать газеты, но они не знают, с чего им начать. Поэтому наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы посвятить рассмотрению этой проблемы.
Вначале я бы хотела сказать о документах, которыми руководствуемся мы в своей работе. В них есть статьи, предоставляющие ребенку право свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы.
Слайд 1.Права ребенка согласно Конвенции о правах ребенка: ст. № 12 «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение», ст. № 17 «Государство поощряет детские издания, борется с изданиями, приносящими вред»;
Слайд 2.Права ребенка согласно Конституции Российской Федерации: Ст. № 29.П. 1 «Каждому гарантируется свобода мысли и слова», Ст. № 29. П. 4 «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»;
Слайд 2.Права ребенка согласно закону Российской Федерации об образовании:Ст. № 50 П.4 Обучающиеся имеют право на получение информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Педагог: Ребята, скажите, где, в первую очередь, вы можете реализовать эти права?
Учащиеся: В школьной газете.Слайд 5
Педагог: Правильно, это право необходимо использовать в процессе создания школьной газеты. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: «Как создать школьную газету?».
- Прежде всего, нужно решить, для чего вообще ваша газета создается. Развлекать читателя? Просвещать? Давать темы для размышлений?(Делать жизнь людей лучше и интереснее; сообщать новости, которые происходят в классе, школе и за ее пределами; рассказывать о лучших учениках и учителях, о том хорошем, что есть в школе и классе; обсуждать волнующие проблемы.)
Ребята, с чего нужно начать при создании школьной газеты? Слайды 6-9 (по порядку)
Учащиеся: Молодцы, ребята, вы правильно назвали необходимые составляющие.
Далее идет показ слайда, и педагог анализирует с воспитанниками, какие составляющие не были названы.
- Приступить к работе над содержанием и оформлением газеты:
а) придумать название и эмблему;
в) придумать рубрики в газете;
б) из числа редколлегии газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;
в) сделать макет газеты;
Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое макет газеты?
Учащиеся отвечают:
Макет – предварительное распределение всех элементов текста и иллюстраций.
Педагог: Итак, ребята, сейчас мы с вами распределим обязанности по выпуску газеты и выпустим первый номер нашей школьной газеты.
Команда «красных» придумывает название газеты и ее эмблему, своего рода «лицо» газеты.
Педагог: Ребята, а как в журналистских кругах это называется?
Учащиеся отвечают:в журналистских кругах это называется шапка. Шапка – это «лицо» газеты, верхняя часть первой полосы, титул, включающий в себя заголовок, номер, периодичность, эмблему, возможен девиз и т.д.
Педагог: Итак, приступайте к выполнению задания, при этом не забудьте дать обоснование, почему вы дали именно такое название газете и выбрали такую эмблему. Все понятно?
Учащиеся отвечают, задают вопросы.
Педагог: Команда «желтых» определяет название рубрик для газеты. В газете их может быть гораздо больше, но, за отсутствием времени, мы ограничимся тремя. Причем в газете несколько рубрик могут быть постоянными, а остальные меняться в зависимости от событий и тем для выпуска.
Педагог: И, скажите, почему именно эти рубрики считаете важными.
Учащиеся: отвечают, задают вопросы.
Педагог: Итак, команда «зеленых» определяет состав редакции газеты и распределяет обязанности участников.
Примерный состав редакции газеты:
- редакция (то лат. redactus – «приведенный в порядок») – административная единица учреждений системы средств массовой информации (печати, радиовещания, телевидения, кино);
- главный редактор – лицо, осуществляющее проверку и правку авторского текста; руководитель редакции газеты, журнала, издательства;
- обозреватель, менеджер по рекламе (прием и составление объявлений) – лицо, отвечающее за сбор и распространение информации;
- фотоиллюстратор – лицо, занимающееся сбором фотоматериала для освещения рубрик в газете;
- корректор – лицо, занимающееся правкой авторского текста на предмет орфографических, лексических, фактических ошибок и т.д.;
- корреспондент – постоянный сотрудник редакции, выступающий как автор и выполняющий поручения редакции;
- ответственные за дизайн и верстку – сотрудники редакции, занимающиеся конечным оформлением собранных и отредактированных материалов.
Это необходимо сделать, так как в редколлегии должны быть четко распределены обязанности. Только в этом случае номер будет подготовлен в установленный срок.
Учащиеся: выбирают названия для газеты, рубрики, ответственных.
Макет необходимо распечатать и положить рядом с ватманом.
название эмблема
рубрика №1 рубрика № 2 рубрика № 3
состав редакции
Ответы команд:
Педагог: Итак, попросим команду «красных» озвучить нам название, показать эмблему и дать обоснование своему выбору. (Идет обсуждение названия.) Молодцы, ребята, можете прикрепить эмблему и название к макету газеты.
Теперь попросим команду «желтых» озвучить нам выбранные рубрики. И сказать, почему для этого номера газеты они остановили свой выбор на этих рубриках. Прикрепите их на макете нашей газеты.
И, наконец, попросим команду «зеленых» озвучить состав редколлегии.
Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
III. Итоговый
1). Аналитический:
Педагог и воспитанники анализируют, насколько четко они достигли цели, поставленной в начале занятия.
Работа над содержанием и оформлением газеты:
а) придумать название и эмблему;
в) придумать рубрики в газете;
б) из числа редакции газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;
в) сделать макет газеты.
2). Рефлексивный: воспитанникам раздаются листочки, на которых они пишут, что они знали о создании газеты до занятия и что знают теперь. Записи зачитываются и анализируются совместно с ребятами.
- Информационный:
Педагог сообщает детям домашнее задание: ребята, дома попробуйте заполнить рубрики необходимой информацией.
Комментарийлар