Как в обществе вернуть авторитет учителя?
Тема: Как в обществе вернуть авторитет учителя? Алсу НУРЕТДИНОВА, учитель русского языка и литературы Кичкетанской средней школы Агрызского района Мне запомнились слова моей мамы, учителя с 30-летн...
Тема: Как в обществе вернуть авторитет учителя?
Алсу НУРЕТДИНОВА,
учитель русского языка и литературы Кичкетанской средней школы Агрызского района
Мне запомнились слова моей мамы, учителя с 30-летним и завуча с 25-летним стажем, которая всю жизнь проработала в сельской школе: «Если хочешь быть настоящим учителем – заслужи уважение среди своих учеников и коллег. Только человек, заслуживший уважение коллег, может быть настоящим учителем», - говорила она. А как заслужить? Конечно же, своим профессионализмом, компетентностью и никогда не жаловаться – сама выбрала себе такую должность — сама виновата...
Какая она – сельская учительница? У неё свое подсобное хозяйство – с утра до уроков она должна успевать покормить всю скотину. А еще сельскому учителю с ранней весны до поздней осени нужно заниматься садоводством, ведь как - никак семью надо обеспечить экологически чистыми овощами и фруктами. Но нельзя забыть и другое. Надо развиваться, идти в ногу со временем, надо быть интересным человеком и для детей, и для родителей. И на конкурсах участвуем, побеждаем! Можем! Так что в сельской местности хорошие учителя обучают детей!
Учитель в селе не просто педагог, которому доверяют воспитание и обучение своих детей, это человек, которому просто доверяют. Могут прийти с вопросом, за советом, рассказать о том, что тяготит или поделиться радостью.
Сегодня село сильно отличается от тех времен, когда я только начинала свою трудовую деятельность.
Да, школы в районах закрываются. Спорить с фактом нерентабельности малокомплектных школ бесполезно. Молодежь сегодня не хочет жить в деревнях и селах, им нигде работать, их детям – нигде учиться. Каким бы ни был комфортабельным школьный автобус, доставляющий детей на учебу, родителям хочется, чтобы школа была рядом, чтобы любимому ребенку были доступны все условия. Но, все же, у меня возникает вопрос: «Что может противопоставить скромная сельская школа городским школам с собственными бассейнами, тренажерными залами, музыкальными студиями и современными лабораториями?» Вроде, ничего. Однако я убеждена, что многое.
В малокомплектных сельских школах классы состоят из 5-10 человек, и учитель может уделять больше внимания каждому из учеников. Сельские выпускники не хуже городских сдают ОГЭ и ЕГЭ, хотя не учились в профильных классах с математическим или гуманитарным уклоном! Сельский учитель не будет заниматься репетиторством, он будет счастлив, если после уроков к нему подойдут ученики и попросят объяснить непонятную тему! Даже если ученик не захочет подойти к учителю с просьбой, учитель будет умолять его, чтобы он задержался после уроков, так как ученик допустил ошибки в контрольной или проверочной работе! Да, многие сельские школы не обеспечены соответствующей школьной мебелью, шкафы еле открываются, но уже не закрываются, а учитель не будет на это обращать внимания. Это ничего, мы умеем держать в руках инструменты, быстро отремонтируем вместе с учениками, иногда и родители помогут!
Так что же это такое – «миссия сельского учителя»? Я думаю, это, действительно, призвание, предназначение к важному делу воспитания детей, лишённых многих благ, которые имеют дети городские. Огромная ответственность за то, чтобы ни один наш сельский ребёнок не чувствовал себя ущемленным, обделенным в чём-либо, чтобы дети могли легко устроить в будущем свою жизнь и не отличаться в уровне образованности и воспитанности от любого другого своего ровесника. Существует мнение, что качество образования на селе сильно отличается от города, что оно некачественное, не современное. Не соглашусь с этим мнением и считаю, что образование зависит не от места положения школы, а от специалистов, работающих в ней.
Да, у сельских учащихся есть проблемы. Нашим детям некуда пойти после уроков. Пока наши ребята могут себе позволить только посещение школьных кружков. Я считаю, что наши дети не менее талантливы, чем городские, учащиеся нашей школы занимают призовые места в конкурсах, в научно-практических конференциях и олимпиадах. Надо только создать условия для их творческого роста и создавать ситуацию успеха.
Я точно знаю, я уверена, что одаренный ребенок из села может в равной
степени, как и ребенок из города, иметь возможность проявить себя. Просто
вовремя увидеть, не потерять, дать толчок к самовыражению, дать
возможность самореализации - вот главная задача современного сельского
учителя!
Я считаю, что многие профессиональные качества учителя вырабатываются годами: терпение, умение слушать и понимать детей, адекватно выбирать приёмы и методы педагогической работы. Не всегда всё получается, бывают ошибки, иногда охватывает отчаяние. Но главное в моей профессии: твердая уверенность в себе и в своих силах!
Каждый урок для меня – это не только творческий поиск инновационных приёмов и методов, совершенствование моего профессионализма, но и сотворчество с учеником, его личностное развитие и самопознание. Я учу детей мыслить и размышлять, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – радоваться жизни, верить в успех. Конечно же, мне очень хочется, чтобы в будущем мои ученики добились успеха. И я всегда радуюсь успехам своих детей - большим и маленьким – хорошая отметка, победа в олимпиаде или конкурсе, успешная сдача экзаменов, получение профессии, достойная работа, создание семьи. Я убеждена, что успешное школьное детство и юность – начало успешной взрослой жизни. Но, по моему мнению, воспитать успешного человека может только успешный учитель!
Комментарийлар