Логотип Магариф уку
Цитата:

Литература – средство воспитания нравственности

Резеда ФАРРАХОВА,учитель русского языка и литературы высшей квалифицированной категории Амикеевской основной школы Муслюмовского района Педагогический стаж  26 летЭссе посвящено нравственному воспитан...

Резеда ФАРРАХОВА,


учитель русского языка и литературы высшей квалифицированной категории Амикеевской основной школы Муслюмовского района


Педагогический стаж  26 лет


Эссе посвящено нравственному воспитанию учащихся на примерах произведений русской литературы. Именно уроки литературы являются уроками нравственности. Ребенок, любящий читать и понимающий прочитанное, никогда не станет безнравственным.


 


Мы живем в довольно непростое время. Люди очень сильно изменились. Исчезают такие качества, как сострадание, честность, доброта, трудолюбие, щедрость, искренность, порядочность. Обычно в селах люди более близки друг к другу, чем в городе. Но молодежь сильно меняется, по-моему, это влияние телевидения и подростков, приезжающих из города.


Я думаю, что такие изменения пугают не только меня, но и всех здравомыслящих людей. Нравственное воспитание молодежи является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня.


Что же такое нравственность? Нравственность – это выявление свободной воли, внутренняя установка личности, которая основывается на особых принципах, нормах и идеях. Нравственные качества формируются в человеке на протяжении всей его жизни, начиная с того момента, когда он начал осознавать себя, принимать решения.


Уроки литературы я считаю уроками нравственности. На уроках литературы происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм. На многие свои вопросы дети могут найти ответ в художественных произведениях. Д.Гранин сказал: «Одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины». Эти слова очень важны сегодня, потому что подростки не чувствуют ответственности за собой, виновных людей они ищут где-то на стороне. При чтении литературных произведений ребенок задумывается о сложной судьбе героев, о добре и зле. Обсуждение прочитанных текстов, ведение непосредственного диалога – всё это помогает задуматься над непростыми проблемами нашей жизни. В непринужденной беседе дети рассуждают о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о силе любви, о семье, о дружбе, о сострадании к чужой боли, о взаимопомощи.


Нравственное воспитание начинается с изучения фольклора в 5 классе. Фольклор – целостная система народных знаний, особый взгляд на мир. Пословицы и поговорки, сказки, обряды учат читателей как надо или не надо вести себя в той или иной ситуации. Колыбельные песни наполнены материнской любовью. Сказка «Царевна-лягушка» учит трудолюбию, справедливости. Литературные сказки помогают отличать добро от зла, гнев от милости, положительные человеческие качества от отрицательных. При чтении повести-сказки «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского пятиклассники осуждают Алешу за его самолюбие и излишнюю самонадеянность. Они делают вывод о том, что нельзя быть похожим на Алешу.


Каждое произведение учит отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки. Никого из учащихся не оставляет равнодушным рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Настя, сочувствующая и помогающая чужим людям, совсем забывает о матери, за три года не может написать ей ни одного письма. Какие же письма пишут дети Насте после прочтения рассказа! Я думаю, что дети, прочитавшие это произведение, никогда не будут такими равнодушными к своим близким.


Юшка из одноименного рассказа А. П. Платонова – не герой ли для подражания! Сколько терпения, силы нужно было иметь этому человеку, чтобы вынести все насмешки от окружающих. Его помощь сироте, которая никем ему не приходилась, это уже большой подвиг с его стороны. Учиться понимать чужую боль, иметь чувство сострадания учат произведения А.Н.Островского «Гроза», Л. Н.Толстого «Война и мир».


Честь и бесчестие – вфотоолнующие многих понятия, особенно сейчас. Ведь многие подростки не хотят отвечать за свои поступки. Защита Родины для них является чуждым понятием. Как не привести в пример произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Именно Петр Гринев является примером для читателей, его можно назвать эталоном благородства.


Стихи о родной природе позволяют привлечь внимание к живому миру, почувствовать его душу, его боль – найти в себе желание и силы сопереживать, сочувствовать, сострадать.


Какое бы произведение мы не взяли, каждое из них заставляет задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что есть зло, а что есть добро?


Наша литература гуманна. Она учит творить добро, быть милосердным, учит любить! Именно поэтому уроки литературы должны играть важную роль в нравственном воспитании детей. Не случайно В.Г.Белинский утверждал: «Литература учит быть человеком».


Я думаю, что именно на уроках литературы можно воспитать настоящих, морально устойчивых людей. Многое зависит от нас – учителей русского языка и литературы. Благодатного материала для нравственного воспитания учащихся у нас достаточно. Я надеюсь, ребенок, который любит читать, умеет делать правильные выводы о прочитанном, никогда безнравственным не станет.


Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ