Мир водорослей
(Урок-игра по биологии в V классе)Марина СИТДИКОВА, учитель биологии I квалификационной категории гимназии №10 г.ЗеленодольскаЦель урока. Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Водоросли».Ти...
(Урок-игра по биологии в V классе)
Марина СИТДИКОВА,
учитель биологии I квалификационной категории гимназии №10 г.Зеленодольска
Цель урока. Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Водоросли».
Тип урока. Урок обобщения и систематизация знаний.
Метод обучения: дидактическая игра.
Познавательный аспект: обобщение и систематизация и закрепление биологических объектов по теме: водоросли и их разновидности.
Развивающий аспект: умение работать в классе: понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Воспитательный аспект: воспитание внимательности, умение работать в коллективе.
Учебный аспект: Характеризовать особенность низших растений. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли, как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Задачи урока:
– повысить интерес к изученному разделу «Водоросли»;
– создать стимул к самостоятельному приобретению знаний по теме;
– развивать умения работать в команде по принципу «Один за всех и все за одного»; воспитывать чувство коллективизма, ответственности.
Планируемые результаты:
предметные:
– выделять и описывать существенные признаки водорослей;
– характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей;
– распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах;
– сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;
– объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей;
– использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека;
метапредметные: овладение учебными умениями:
– работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
– работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;
личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: проблемная, коммуникативная (дискуссионная), деятельностная, информационная, рефлексивная технологии.
Оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор; таблицы с изображением хламидомонады, улотрикса, спирогиры, ламинарии, порфиры, ульвы и фукуса.
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель. Добрый день. Я рада приветствовать вас. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.
Работать будем в инструктивной карте, по результатам каждой работы поставите себе балл в лист самооценки. Подпишите работу.
- Актуализация знаний
– Тему нашего урока вы назовёте сами, когда послушаете следующий фрагмент: «Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступала на всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть морского судна погибла, погиб и сам Беринг. В живых осталась группа, которая стала употреблять в пищу эти растения». Что же спасло людей? (Слайд 1)
– Водоросли, так как они содержат много витаминов, спасающих от цинги.
– Действительно, сегодня речь вновь пойдёт о водорослях. Появляющийся на стенках аквариума зеленый налет и тина, налипающая на весла, когда плывешь в лодке, и вкусная, полезная морская капуста (ламинария), необычный «красный снег» на Камчатке и на острове Новая Земля. На планете трудно найти место, где не было бы водорослей. Давайте еще раз совершим погружение в этот удивительный мир – мир водорослей!
Итак, тема сегодняшнего урока – «Мир водорослей». (Слайд 2)
III. Открытие новых знаний
Задание 1. Третий лишний. (4 балла) (Слайд 3 – 5)
Найдите и подчеркните «лишнее» слово в списке, объясните свой выбор:
- Спирогира, улотрикс, хламидомонада.
- Хлорелла, ламинария, цистозейра.
- Хламидомонада, хлорелла, спирогира.
- Филлофора, порфира, хламидомонада.
Задание 2. Абракадабра. (3 балла) (Слайд 6)
Составить название известных терминов
-сло-ще-е-ви- – …, -зо-ды-и-ри – …, -фор-хром-ато – …
Задание 3. Биологическое лото. (7 баллов) (Слайды 7 – 8)
Найти к термину (желтая карточка) биологическое понятие (белая карточка)
- Альгология – … (наука о водорослях).
- Слоевище – … (тело водорослей).
- Ризоиды – … (корнеобразные выросты тела, служащие для прикрепления водорослей).
- Светочуствительный глазок – … (органоид, реагирующий на свет).
- Хроматофор – … (хлоропласт водоросли).
- Хлорофилл – … (пигмент зеленого цвета).
- Низшие растения – … (растения, не имеющие тканей и органов).
Задание 4. Графический диктант. (7 баллов) (Слайд 9)
Под диктовку не отрывая ручку от тетради, поставьте знак-шифр, соответствующий названию водорослей. Шифры: ˄ – зеленые водоросли; ∩ – бурые водоросли; п – красные водоросли.
Название водорослей: 1) порфира; 2) хламидомонада; 3) ламинария; 4) хлорелла; 5) спирогира; 6) нителла; 7) ульва.
1–2–3–4–5–6–7–.
Задание 5. Музыкальное растение. (1 балл)
Назовите «музыкальное растение» ,в которых есть ноты.
…МиДо… – простейшая зеленая водоросль. (Хламидомонада) (Слайд 13)
Задание 6. Почему вода в аквариуме зеленая? (1балл) (Слайд 12)
Задание 7. Лови ошибку. (3 балла) (Слайды 10 – 11)
В предложенном тексте найдите ошибки:
- Фотосинтез у водорослей происходит в хлоропластах.
- Хламидомонада – многоклеточная водоросль
- Ламинария относится к зеленым водорослям
Задание 8. Проблема! (Слайд 14)
– Задумывались ли вы над тем, откуда появилось слово «Водоросли».
– Все ли растения, растущие в воде, будут водорослями?
Задание 9. Заполните слепой текст.
Водоросли относятся к … растениям, та как их тело представляет собой … Хламидомонада состоит из одной … Хлорофилл у неё находится в крупной пластиде, который называется … Передвигается она в воде при помощи …
Задание 10. Верите ли вы? (Слайды 17 – 18)
– Верите ли вы, что в XIII веке в Китае был издан императорский указ, обязывающий всех жителей каждый год употреблять определённое количество морской капусты? (Да)
– Верите ли вы, что в морях и океанах есть растения длиной свыше 60 м? (Да)
– Верите ли вы что из морских растений делают строительные материалы? (Да, трепел или горная мука из диатомей.)
– Верите ли вы, что даже на дне Марианского желоба (впадины) растут растения? (Нет, там нет света.)
– Верите ли вы, что бывает красный снег? (Да, есть.)
– Верите ли вы, что без водорослей не было бы других растений? (Да)
– Верите ли вы, что водоросли были в космосе? (Да)
Задание11. Верно ли утверждение? Поставьте напротив + или – (7 баллов) (Слайд 24)
- Все растущие в воде растения – водоросли.
- Водоросли живут не только в воде, но и на суше.
- Водоросли прикрепляются к субстрату при помощи корней.
- Тело водорослей называется слоевищем.
5.У харовых водорослей есть ризоиды, с помощью которых они прикрепляются к грунту.
- Улотрикс относится к высшим растениям.
- Хлорофилл у водорослей находится в хроматофоре.
Задание 13. Строение водоросли. (Слайд 15)
Подпиши название частей водоросли.
Задание 14. Синквейн.
Составьте синквейн:
1-я строка – существительное, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3-я строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4-я строка – короткое предложение, в котором отражено отношение к понятию;
5-я строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
- 1. Водоросли.
- 2. Водные, наземные.
- 3. Фотосинтезируют, дышат, размножаются.
- 4. Хроматофор – зелёная пластида водорослей.
5 – Хламидомонада.
- IV. Контроль и самоанализ
Задание 14. Составление кластера. (Слайды 17 – 23)
– Давайте, представим фантастическую ситуацию, что на Земле внезапно исчезли все водоросли: и маленькие, и большие. Как вы думаете, что произойдёт в этом случае? Какие-то предположения уже есть...
Предполагаемые ответы: жизнь прекратится, так как водоросли в процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, водоросли служат пищей и убежищем для моллюсков, рыб и других водных обитателей. Некоторые виды участвуют в почвообразовании. Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники). Являются продуктами питания для человека. Используются в качестве добавки к корму для скота. Изготовление удобрений. Использование для биологической очистки сточных вод. Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.
Задание 15. Биология+математика. (Слайд 16)
Подсчитайте количество набранных баллов, по результатам работы поставьте себе оценку в лист самооценки.
Если 33 – 36 баллов – «5». Молодец!
Если 26 – 32 баллов – «4». Так держать!
Если 19 – 25баллов – «3». Подтянись!
Если менее 18 баллов – «2» Прочитай внимательно тему дома и выполни повторно трудные для тебя задания.
(Подсчитывают баллы, оценивают свою работу.)
Рубрика «Это интересно…»
- V. Подведение итогов урока
– Я благодарю всех, кто был сегодня активен, за работу. Думаю, что сегодняшний урок был полезен для вас.
- VI. Домашнее задание
– Представьте, что социальная сеть «В контакте» в группе «Биология» предложила вам разместить краткую заметку о значении водорослей. Подберите информацию для этой заметки, так, чтобы она была интересна и полезна для пользователей сети.
Комментарийлар