Логотип Магариф уку
Цитата:

Мир водорослей

(Урок-игра по биологии в V классе)Марина СИТДИКОВА, учитель биологии I квалификационной категории гимназии №10 г.ЗеленодольскаЦель урока. Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Водоросли».Ти...

(Урок-игра по биологии в V классе)


Марина СИТДИКОВА,


учитель биологии I квалификационной категории гимназии №10 г.Зеленодольска


Цель урока. Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Водоросли».


Тип урока. Урок обобщения и систематизация знаний.


Метод обучения: дидактическая игра.


Познавательный аспект: обобщение и систематизация  и закрепление  биологических объектов по теме: водоросли и их разновидности.


Развивающий аспект: умение работать в классе: понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.


Воспитательный аспект: воспитание внимательности, умение работать в коллективе.


Учебный аспект: Характеризовать особенность низших растений. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли, как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.


Задачи урока:


– повысить интерес к изученному разделу «Водоросли»;


– создать стимул к самостоятельному приобретению знаний по теме;


– развивать умения работать в команде по принципу «Один за всех и все за одного»; воспитывать чувство коллективизма, ответственности.


Планируемые результаты:


предметные:


– выделять и описывать существенные признаки водорослей;


– характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей;


– распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах;


– сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;


– объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей;


– использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека;


метапредметные: овладение учебными умениями:


– работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;


– работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;


личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии.


Используемые педагогические технологии, методы и приемы: проблемная, коммуникативная (дискуссионная), деятельностная, информационная, рефлексивная технологии.


Оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор; таблицы с изображением хламидомонады, улотрикса, спирогиры, ламинарии, порфиры, ульвы и фукуса.


Ход урока



  1. I. Организационный момент


Учитель. Добрый день. Я рада приветствовать вас. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.


Работать будем в инструктивной карте, по результатам каждой работы поставите себе балл в лист самооценки. Подпишите работу.



  1. Актуализация знаний


– Тему нашего урока вы назовёте сами, когда послушаете следующий фрагмент: «Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступала на всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть морского судна погибла, погиб и сам Беринг. В живых осталась группа, которая стала употреблять в пищу эти растения». Что же спасло людей? (Слайд 1)


– Водоросли, так как они содержат много витаминов, спасающих от цинги.


– Действительно, сегодня речь вновь пойдёт о водорослях. Появляющийся на стенках аквариума зеленый налет и тина, налипающая на весла, когда плывешь в лодке, и вкусная, полезная морская капуста (ламинария), необычный «красный снег» на Камчатке и на острове Новая Земля. На планете трудно найти место, где не было бы водорослей. Давайте еще раз совершим погружение в этот удивительный мир – мир водорослей!


Итак, тема сегодняшнего урока – «Мир водорослей». (Слайд 2)


III. Открытие новых знаний


Задание 1. Третий лишний. (4 балла) (Слайд 3 – 5)


Найдите и подчеркните «лишнее» слово в списке, объясните свой выбор:



  1. Спирогира, улотрикс, хламидомонада.

  2. Хлорелла, ламинария, цистозейра.

  3. Хламидомонада, хлорелла, спирогира.

  4. Филлофора, порфира, хламидомонада.


Задание 2. Абракадабра. (3 балла) (Слайд 6)


Составить название известных терминов


-сло-ще-е-ви-  – …, -зо-ды-и-ри – …, -фор-хром-ато – …


Задание 3. Биологическое лото. (7 баллов) (Слайды 7 – 8)


Найти к термину (желтая карточка) биологическое понятие (белая карточка)



  1. Альгология – … (наука о водорослях).

  2. Слоевище – … (тело водорослей).

  3. Ризоиды – … (корнеобразные выросты тела, служащие для прикрепления водорослей).

  4. Светочуствительный глазок – … (органоид, реагирующий на свет).

  5. Хроматофор – … (хлоропласт водоросли).

  6. Хлорофилл – … (пигмент зеленого цвета).

  7. Низшие растения – … (растения, не имеющие тканей и органов).


Задание 4. Графический диктант. (7 баллов) (Слайд 9)


Под диктовку не отрывая ручку от тетради, поставьте знак-шифр, соответствующий названию водорослей. Шифры: ˄ – зеленые водоросли; ∩ – бурые водоросли; п – красные водоросли.


Название водорослей: 1) порфира; 2) хламидомонада; 3) ламинария; 4) хлорелла; 5) спирогира; 6) нителла; 7) ульва.


1–2–3–4–5–6–7–.


Задание 5. Музыкальное растение. (1 балл)


Назовите «музыкальное растение» ,в которых есть ноты.


…МиДо… – простейшая зеленая водоросль. (Хламидомонада) (Слайд 13)


Задание 6. Почему вода в аквариуме зеленая? (1балл) (Слайд 12)


Задание 7. Лови ошибку. (3 балла) (Слайды 10 – 11)


В предложенном тексте найдите ошибки:



  1. Фотосинтез у водорослей происходит в хлоропластах.

  2. Хламидомонада – многоклеточная водоросль

  3. Ламинария относится к зеленым водорослям


Задание 8. Проблема! (Слайд 14)


– Задумывались ли вы над тем, откуда появилось слово «Водоросли».


Все ли растения, растущие в воде, будут водорослями?


Задание 9. Заполните слепой текст.


Водоросли относятся к … растениям, та как их тело представляет собой … Хламидомонада состоит из одной … Хлорофилл у неё находится в крупной пластиде, который  называется … Передвигается она в воде при помощи …


Задание 10. Верите ли вы? (Слайды 17 – 18)


– Верите ли вы, что в XIII веке в Китае был издан императорский указ, обязывающий всех жителей каждый год употреблять определённое количество морской капусты? (Да)


– Верите ли вы, что в морях и океанах есть растения длиной свыше 60 м? (Да)


– Верите ли вы что из морских растений делают строительные материалы? (Да, трепел или горная мука из диатомей.)


– Верите ли вы, что даже на дне Марианского желоба (впадины) растут растения? (Нет, там нет света.)


– Верите ли вы, что бывает красный снег? (Да, есть.)


– Верите ли вы, что без водорослей не было бы других растений? (Да)


– Верите ли вы, что водоросли были в космосе? (Да)


Задание11. Верно ли утверждение? Поставьте напротив + или – (7 баллов) (Слайд 24)



  1. Все растущие в воде растения – водоросли.

  2. Водоросли живут не только в воде, но и на суше.

  3. Водоросли прикрепляются к субстрату при помощи корней.

  4. Тело водорослей называется слоевищем.


5.У харовых водорослей есть ризоиды, с помощью которых они прикрепляются к грунту.



  1. Улотрикс относится к высшим растениям.

  2. Хлорофилл у водорослей находится в хроматофоре.


Задание 13. Строение водоросли. (Слайд 15)


Подпиши название частей водоросли.


Задание 14. Синквейн.


Составьте синквейн:


1 строка – существительное, определяющее содержание синквейна;


2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;


3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;


4 строка – короткое предложение, в котором отражено отношение к понятию;


5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.



  1. 1. Водоросли.

  2. 2. Водные, наземные.

  3. 3. Фотосинтезируют, дышат, размножаются.

  4. 4. Хроматофор – зелёная пластида водорослей.


5 – Хламидомонада.



  1. IV. Контроль и самоанализ


Задание 14. Составление кластера. (Слайды 17 – 23)


– Давайте, представим фантастическую ситуацию, что на Земле внезапно исчезли все водоросли: и маленькие, и большие. Как вы думаете, что произойдёт в этом случае? Какие-то предположения уже есть...


Предполагаемые ответы: жизнь прекратится, так как водоросли в процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, водоросли служат пищей и убежищем для моллюсков, рыб и других водных обитателей. Некоторые виды участвуют в почвообразовании. Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники). Являются продуктами питания для человека. Используются в качестве добавки к корму для скота. Изготовление удобрений. Использование для биологической очистки сточных вод. Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.


Задание 15. Биология+математика. (Слайд 16)


Подсчитайте количество набранных баллов, по результатам работы поставьте себе оценку в лист самооценки.


Если 33 – 36 баллов – «5». Молодец!


Если 26 – 32 баллов – «4». Так держать!


Если 19 – 25баллов – «3». Подтянись!


Если менее 18 баллов – «2» Прочитай внимательно тему дома и выполни повторно трудные для тебя задания.


(Подсчитывают баллы, оценивают свою работу.)


Рубрика «Это интересно…»



  1. V. Подведение итогов урока


Я благодарю всех, кто был сегодня активен, за работу. Думаю, что сегодняшний урок был полезен для вас.



  1. VI. Домашнее задание


– Представьте, что социальная сеть «В контакте» в группе «Биология» предложила вам разместить краткую заметку о значении водорослей. Подберите информацию для этой заметки, так, чтобы она была интересна и полезна для пользователей сети.


Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ