«Наследники принца»
(Интерпретация образа Гамлета в русской поэзии Серебряного века: урок-квест по литературе для IX класса)Лилия БАГМАНОВА,учитель русского языка и литературы I квалификационной категории школы №18 г.Каз...
(Интерпретация образа Гамлета в русской поэзии Серебряного века: урок-квест по литературе для IX класса)
Лилия БАГМАНОВА,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории школы №18 г.Казани
Цели:
Оборудование урока:
Содержание урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с людьми, которые в разное время получили наследство от одного знаменитого принца. Кто эти люди и как они распорядились наследством – в этом нам предстоит разобраться. Для начала вы должны разделиться на 4 команды и получить задание (5 мин).
Задание для групп «Угадай наследника». Переходя от точки к точке, открывайте конверт и узнавайте факт из жизни наследника. Если угадаете, о ком идет речь, подойдите к портрету этого человека и обнаружите лист с посланием поэта (8-10 мин).
Группа 1.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
(Ответ: Анна Ахматова)
Группа 2.
(Ответ: Александр Блок)
Группа 3.
(Ответ: Марина Цветаева)
Группа 4.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
(Ответ: Борис Пастернак)
Учитель: Каждый из поэтов оставил послание. Нужно понять, кому оно посвящено.
Анна Ахматова
Я — …. Холодеет кровь,
Когда плетёт коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.
Тебя, …. мою,
Увёл далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
Александр Блок
— На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, — но сна и там нет!
— Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
— ….!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах…
— Но я её любил
Как сорок тысяч…
— Меньше,
Всё ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
— Но я её —
(недоумённо)
— любил??
М.Цветаева
Гул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоске,Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Aвва Oтче,Чашу эту мимо пронеси. Я люблю Твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить — не поле перейти.
Борис Пастернак
Учитель: Мы установили, что все эти поэты обращались к образу Гамлета. Что же так привлекло их в личности, судьбе этого героя? Для дальнейшего исследования необходимо выбрать себе роль: историк, психолог, литературовед.
Задание по группам: учащиеся распределяются по группам в зависимости от выбранной роли, на выполнение задания дается 15 мин, можно пользоваться Интернетом (http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3707.html), энциклопедией «Уильям Шекспир»
Задание для историков: узнать историю создания стихотворения и соотнести ее с биографией поэта.
Задание для психологов: проанализировать психологическое состояние лирического героя стихотворения.
Задание для литераторов: выписать изобразительно-выразительные языковые средства и определить их роль в тексте.
Итоговое индивидуальное задание: дать ответ на проблемный вопрос: «Почему образ Гамлета привлекал поэтов?» (5-8 предложений, 10 мин).
Подводятся итоги урока. Учащиеся должны закончить фразы
Урок показался мне…
За урок я узнал…
Меня заинтересовало…
Домашнее задание. Выучить стихотворение А.Ахматовой, А.Блока, М.Цветаевой, Б.Пастернака наизусть (на выбор). Сопоставить сонет У.Шекспира №102 и его переводы, сделанные С.Я.Маршаком, А.М.Финкелем и Н.В.Гербелем (см. http: //lib.ru/SHAKESPEAR/sonnets6.txt).
Лилия БАГМАНОВА,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории школы №18 г.Казани
Цели:
- Образовательная: вовлечение каждого учащегося в активный образовательный процесс, организация индивидуальной и групповой деятельности школьников.
- Развивающая: развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельно работать с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
- Воспитательная: воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям и истории.
Оборудование урока:
- портреты А.Ахматовой, А.Блока, М.Цветаевой, Б.Пастернака;
- Энциклопедия «Уильям Шекспир»;
- ПК с выходом в Интернет.
Содержание урока
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с людьми, которые в разное время получили наследство от одного знаменитого принца. Кто эти люди и как они распорядились наследством – в этом нам предстоит разобраться. Для начала вы должны разделиться на 4 команды и получить задание (5 мин).
- Стадия осмысления
Задание для групп «Угадай наследника». Переходя от точки к точке, открывайте конверт и узнавайте факт из жизни наследника. Если угадаете, о ком идет речь, подойдите к портрету этого человека и обнаружите лист с посланием поэта (8-10 мин).
Группа 1.
- Настоящая фамилия – Горенко.
- В 1965 году этот человек стал обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.
- Первый сборник стихотворений назывался «Вечер».
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
- Автограф.
(Ответ: Анна Ахматова)
Группа 2.
- Первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте.
- Образ Любови Менделеевой лег в основу цикла «Стихи о Прекрасной Даме».
- Автор поэмы «Двенадцать».
- Один из признанных гениев Серебряного века.
- О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
(Ответ: Александр Блок)
Группа 3.
- Автор поэмы «Крысолов».
- Отец – основатель Музея изящных искусств.
- Слушала курс французской литературы в Сорбонне.
- Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась. - Первый сборник стихотворений – «Вечерний альбом».
(Ответ: Марина Цветаева)
Группа 4.
- В юности проявил себя как разносторонний человек: сочинял музыку, писал картины, изучал историю.
- Перевел «Фауста» Гете.
- В 1958 году за вклад в русскую лирическую литературу ему была присуждена Нобелевская премия.
- Его роман «Доктор Живаго» был под запретом в России 30 лет.
- Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
(Ответ: Борис Пастернак)
Учитель: Каждый из поэтов оставил послание. Нужно понять, кому оно посвящено.
- У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: "Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака..."
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь,-
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.
2.
И как будто по ошибке
Я сказала: "Ты..."
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор...
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестёр.
Анна Ахматова
Я — …. Холодеет кровь,
Когда плетёт коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.
Тебя, …. мою,
Увёл далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
Александр Блок
— На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, — но сна и там нет!
— Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
— ….!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах…
— Но я её любил
Как сорок тысяч…
— Меньше,
Всё ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
— Но я её —
(недоумённо)
— любил??
М.Цветаева
Гул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоске,Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Aвва Oтче,Чашу эту мимо пронеси. Я люблю Твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить — не поле перейти.
Борис Пастернак
Учитель: Мы установили, что все эти поэты обращались к образу Гамлета. Что же так привлекло их в личности, судьбе этого героя? Для дальнейшего исследования необходимо выбрать себе роль: историк, психолог, литературовед.
Задание по группам: учащиеся распределяются по группам в зависимости от выбранной роли, на выполнение задания дается 15 мин, можно пользоваться Интернетом (http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3707.html), энциклопедией «Уильям Шекспир»
Задание для историков: узнать историю создания стихотворения и соотнести ее с биографией поэта.
Задание для психологов: проанализировать психологическое состояние лирического героя стихотворения.
Задание для литераторов: выписать изобразительно-выразительные языковые средства и определить их роль в тексте.
- Стадия рефлексии
Итоговое индивидуальное задание: дать ответ на проблемный вопрос: «Почему образ Гамлета привлекал поэтов?» (5-8 предложений, 10 мин).
Подводятся итоги урока. Учащиеся должны закончить фразы
Урок показался мне…
За урок я узнал…
Меня заинтересовало…
Домашнее задание. Выучить стихотворение А.Ахматовой, А.Блока, М.Цветаевой, Б.Пастернака наизусть (на выбор). Сопоставить сонет У.Шекспира №102 и его переводы, сделанные С.Я.Маршаком, А.М.Финкелем и Н.В.Гербелем (см. http: //lib.ru/SHAKESPEAR/sonnets6.txt).
Комментарийлар