Логотип Магариф уку
Цитата:

Нетрадиционные методы в системе преподавания литературы

Дамир Юнусов, учитель русского языка и литературы средней школы №20 г. НижнекамскаВ Нижнекамском районе уже не первый год ведет свою работу «Школа молодого педагога», которая призвана помочь новоиспеч...

Дамир Юнусов, учитель русского языка и литературы средней школы №20 г. Нижнекамска

В Нижнекамском районе уже не первый год ведет свою работу «Школа молодого педагога», которая призвана помочь новоиспеченному учителю без особых проблем влиться в образовательный процесс, раскрыть индивидуальные педагогические способности, сформировать потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. Организует данную деятельность заместитель начальника управления образования Сибгатуллина Р.Р. Программа работы школы молодого педагога предусматривает различные формы: лекции, семинары, мастер-классы, проекты, практикумы, где зачастую обсуждаются вопросы методики планирования занятий. Здесь учат молодых педагогов быть уверенными в себе, приобретать определенный опыт и делиться своими первыми новаторскими идеями.


Как учитель русского языка и литературы я активно использую нетрадиционные методы и формы преподавания, позволяющие в наибольшей мере раскрыть индивидуальные способности обучающихся. Подобные направления дают возможность ученику почувствовать сопричастность к истории, искусству, поддерживают постоянный интерес к литературе, а процесс обучения приносит чувство удовлетворенности. Этими и другими идеями я хочу поделиться с молодыми коллегами, тем более что определенный опыт уже имеется. Совсем недавно мы приняли участие в литературной игре «Наш Пушкин», проходившей в рамках Всероссийского пушкинского фестиваля, посвященного 180-летию пребывания поэта в Казани. Конкурс стал наглядным примером успешной реализации нетрадиционных методов на уроках литературы.


В процессе подготовки к конкурсу учащиеся освоили приемы театральной инсценировки литературных произведений (эпизод из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Этот метод позволил ученикам воспринимать художественный мир как реальную действительность. Инсценирование открыло перед учащимися всё разнообразие человеческих чувств, дало духовное обогащение. Дети работали с интересом, выполняя свою определенную роль, проявляли творческую инициативу. Каждый из них имел возможность прочувствовать атмосферу той эпохи, окунуться в мир героев. Учащиеся тщательно изучали образы, их характеры, пропускали через себя и любовь, и радость, и людскую боль, а я, как педагог, увидел своих учеников с другой стороны, особенно тех, кто ранее не проявлял интерес к литературному тексту.


Помимо театральных постановок, учащиеся исполняли романсы XIX века (А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье»), разучивали танцы времен Пушкина, готовили костюмы в стиле эпохи поэта, ведь музыка неразрывно связана с литературой. Как мне кажется, музыкальное исполнение лирических произведений оказывает на учащихся более эмоциональное воздействие. Сквозь призму музыки дети улавливают все многообразие чувств лирического героя. Особенно хочется отметить бальный танец, поставленный учениками, который произвел на всех неизгладимое впечатление. Девочки на миг превратились в очаровательных барышень, а мальчики стали истинными кавалерами.


Финальным аккордом стал видеоролик, посвященный творчеству великого поэта. Это целая история вдохновленного труда. Используя современные технологии, учащиеся воссоздали действительность времен Пушкина. Юный зритель смог увидеть в знакомых лицах столь близкие образы. Творческая работа настолько воодушевила ребят, что они написали свое первое совместное стихотворение:


Сквозь года, расстояния, века


Мчатся строки из классики жанра.


Прилетели к нам издалека


Не боясь ни воды, ни пожара.


Тот поэт, что любовью к отчизне


Строки вечные нам подарил.


Он любил ее больше жизни,


Больше собственной жизни любил.


Вот Онегина вдумчивый образ,


Где-то рядом Борис Годунов


И ученый в кошачий свой голос


Рассказать всем нам сказку готов.


Ну а рядом Руслан и Людмила


Обретают любовь и покой.


И в поэме добро победило


Зло, которое лилось рекой.


Капитанская дочка примчалась


Будто в самом сладостном сне,


И, возможно, она повстречалась


Где-то в парке ему по весне.


То сидит он в темнице сырой,


И все хочет на волю пробиться,


То пророком в пустыне ночной


Серафим наставляет явиться.


То ли ангел святой, то ли бес.


Он останется лучшим из лучших


Погубил его пулей Дантес,


Но поэт вечно жив в наших душах.


Он жемчужина русской поэзии,


Яркий свет в серой, мрачной избушке.


Птицей вольной парит в поднебесье


Александр Сергеевич Пушкин!


Разве это не победа, разве это не прорыв?!


Нетрадиционные формы в системе образования применяются в различных областях наук. Эти и другие инновации активно используются молодыми педагогами, которые принимают участие в семинарах. Каждый из нас осознает это в полной мере, а «Школа молодого педагога» помогает нам поверить в себя. При содействии управления образования Нижнекамского района ведется огромная работа с молодыми специалистами по созданию условий для их профессионального роста и творческого самоутверждения. И я уверен, что «Школа…» станет отправной точкой в становлении молодого учителя.


Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ