Логотип Магариф уку
Цитата:

Обобщение правил о правописании корня

(Урок-путешествие по русскому  языку. III класс)Роза ТУКТАРОВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Камскополянской средней школы №1 Нижнекамского районаДанный урок предусматри...

(Урок-путешествие по русскому  языку. III класс)

Роза ТУКТАРОВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Камскополянской средней школы №1 Нижнекамского района


Данный урок предусматривает формирование орфографического действия, овладеть которым учащиеся должны не путём заучивания отдельных частных правил, а в процессе собственного исследования.


Цели: закреплять и обобщить знания учащихся о безударных гласных и   сомнительных согласных и их правописании; развивать у учащихся творческие способности, мыслительные операции сравнения, обобщения; умения анализировать,  мыслить самостоятельно, работать в группе; воспитание коллективизма, дружелюбного отношения друг к другу, интереса к предмету.


Оборудование: Презентация: «Поезд», станции: «Проверяй-ка», «Вспоминай-ка», «Запоминай-ка», «Поиграй-ка», «Словознай-ка», «Распределяй-ка», «Думай-ка»; карточки с заданиями для работы в группах, в парах; магнитные (3 цвета) фишки, для общей самооценки.


Ход урока:


1. Создание психологического комфорта.


Каждый день – всегда, везде,


На занятиях, в игре


Смело, чётко говорим


И тихонечко сидим.


2. Выравнивание знаний.


– Ребята, сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну со строгим названием – «Грамматика», есть там город, который называется «Словария». Но не волнуйтесь! Путешествие будет весёлым, интересным. Правда, вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой станции.


А теперь послушайте, пожалуйста, загадку:


В поле лестница лежит,


Дом по лестнице бежит. (Поезд.)


– Да, вы отгадали, путешествовать мы будем на поезде.


Хором (слайд 1):


За наукой в путешествие


Сегодня мы отправимся.


Смекалку, фантазию нашу возьмём.


Дорогой с пути никуда не свернём,


Но чтобы цели нам скорее достичь,


Должны мы по рельсам


Красиво пройтись!


3. Постановка и решение учебной задачи.


– Станция, на которой стоит поезд и ждёт нас, называется «Проверяй-ка» (слайд 2) .


Чтобы пройти в вагоны и занять места вы должны написать (зрительный) словарный диктант. (Учитель показывает карточки с пропущенными буквами, дети пишут, затем слова появляются на экране, с выделенными орфограммами,  для самопроверки.)  (Слайд 3.)


а) словарный диктант: Пятн.ца, с..одня, .нварь, п.года, вет.р, м.роз, мес.ц, .дежда, вал.нки, в.рона, в.р.бей, вдру., праз.ник.


б) самопроверка;


в) – Что вы можете сказать об этих словах?


(Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными.)


– Назовите лишние слова. (Вдруг – слово с парным согласным, праздник – с непроизносимым согласным в корне.)


– На какие же правила могут быть задания, приготовленные для вас на станциях? (…)


Слайд 4: Станция «Вспоминай-ка». (Задания в вагонах.)


– Для вас ещё одна загадка: Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)


(Следующие задания даются в группы.)


– Ребята, помните – важно не только самому выполнить задание, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.


1-я группа (вагон 1):  Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда получите тот текст, который был у А.С.Пушкина. Запишите эти пары, сделайте вывод.


Видит: весь сияя в злате,


Царь Султан сидит в палате


На престоле и венце


С печальной думой на лице.


Добрый день, князь ты мой прекрасный,


Что ж ты тих, как день пасмурный?


Опечалился чему?


(Запись в тетрадях: С печальной – с грустной, добрый день – здравствуй, пасмурный – ненастный.)


(Вывод: Непроизносимые согласные в корне надо проверять …)


2-я группа (вагон 2):  Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Сделайте вывод. (Даётся текст с ошибками.)


Зима влису.


Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. Она уснула, как в сказке. На диревьях лижат сниговые шубы. Наснегу кругом узоры птичьих слидов. Маладые ёлочки укрылись мягким снежком.


3-я группа (вагон 3): Выпишите слова, у которых надо проверить согласную. Сделайте вывод.


Кружева                     салазки                     трава


Ошибка                      дожди                       лягушка


Лодочка                      булавка                    зубной


Слайд 5: Станция «Запоминай-ка».  (Работа в группах.)


Какие три правила учат писать буквы в корне слова? (Обсуждения в группах.)


1. Если буква гласная вызвала сомнение, то немедленно её ставь под ударение!


Слайд 6


Безударный – хитрый гласный.


Слышим мы его прекрасно?


А в письме какая буква?


Здесь поможет нам наука:


Гласный ставь под ударение,


Чтоб развеять все сомнения!


2. Подсказка Деда Мороза ещё со второго класса: Согласный в слове проверяй, рядом гласный подставляй! Или: … (подобрать проверочное  слово)


3. В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми .Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки чётко произносятся.


Слайд 7: Станция «Поиграй-ка»


Физкультминут.


Раз – подняться, подтянуться,


Два – согнуться, подтянуться,


Три – в ладоши три хлопка,


Головою три кивка.


На четыре – руки шире.


Пять – руками помахать,


Шесть – за места тихо сесть.


Слайд 8: Игра «Заменялки». Замените одним словом.


Вода, которая замёрзла  – …


Его срывают с дерева – …


В нём растут плодовые деревья – …


Один из них был белым, а другой серым – …


Самое могучее дерево – …


Слайд 9. Станция «Словознай-ка»


Даны пословицы и поговорки с пропущенными словами, назовите их. Объясните значения пословиц.


1. Зима без … (снега), лето без … (хлеба).


2. Мороз да метели под … (февраль) налетели.


3. Лето собирает, а зима … (поедает).


Слайд 10. Станция «Распределяй-ка»


Фронтальная работа по учебнику: стр.116, упр.312.


Рефлексия.


а) Слайд 11: Станция «Думай-ка»


б) Общая самооценка.


Вот и подошло к концу путешествие по городу «Словария». Много было станций на нашем пути. Ваши ответы помогли машинисту (а на этот раз им была я) благополучно завершить поездку. Я благодарю вас всех. Прошу сдать проездные билеты. (Общая самооценка ставится цветными магнитными фишками.)

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ