Обобщение правил о правописании корня
(Урок-путешествие по русскому языку. III класс)Роза ТУКТАРОВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Камскополянской средней школы №1 Нижнекамского районаДанный урок предусматри...
Роза ТУКТАРОВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Камскополянской средней школы №1 Нижнекамского района
Данный урок предусматривает формирование орфографического действия, овладеть которым учащиеся должны не путём заучивания отдельных частных правил, а в процессе собственного исследования.
Цели: закреплять и обобщить знания учащихся о безударных гласных и сомнительных согласных и их правописании; развивать у учащихся творческие способности, мыслительные операции сравнения, обобщения; умения анализировать, мыслить самостоятельно, работать в группе; воспитание коллективизма, дружелюбного отношения друг к другу, интереса к предмету.
Оборудование: Презентация: «Поезд», станции: «Проверяй-ка», «Вспоминай-ка», «Запоминай-ка», «Поиграй-ка», «Словознай-ка», «Распределяй-ка», «Думай-ка»; карточки с заданиями для работы в группах, в парах; магнитные (3 цвета) фишки, для общей самооценки.
Ход урока:
1. Создание психологического комфорта.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Выравнивание знаний.
– Ребята, сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну со строгим названием – «Грамматика», есть там город, который называется «Словария». Но не волнуйтесь! Путешествие будет весёлым, интересным. Правда, вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой станции.
А теперь послушайте, пожалуйста, загадку:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд.)
– Да, вы отгадали, путешествовать мы будем на поезде.
Хором (слайд 1):
За наукой в путешествие
Сегодня мы отправимся.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы цели нам скорее достичь,
Должны мы по рельсам
Красиво пройтись!
3. Постановка и решение учебной задачи.
– Станция, на которой стоит поезд и ждёт нас, называется «Проверяй-ка» (слайд 2) .
Чтобы пройти в вагоны и занять места вы должны написать (зрительный) словарный диктант. (Учитель показывает карточки с пропущенными буквами, дети пишут, затем слова появляются на экране, с выделенными орфограммами, для самопроверки.) (Слайд 3.)
а) словарный диктант: Пятн.ца, с..одня, .нварь, п.года, вет.р, м.роз, мес.ц, .дежда, вал.нки, в.рона, в.р.бей, вдру., праз.ник.
б) самопроверка;
в) – Что вы можете сказать об этих словах?
(Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными.)
– Назовите лишние слова. (Вдруг – слово с парным согласным, праздник – с непроизносимым согласным в корне.)
– На какие же правила могут быть задания, приготовленные для вас на станциях? (…)
Слайд 4: Станция «Вспоминай-ка». (Задания в вагонах.)
– Для вас ещё одна загадка: Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)
(Следующие задания даются в группы.)
– Ребята, помните – важно не только самому выполнить задание, но ещё и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.
1-я группа (вагон 1): Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда получите тот текст, который был у А.С.Пушкина. Запишите эти пары, сделайте вывод.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Султан сидит в палате
На престоле и венце
С печальной думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?
(Запись в тетрадях: С печальной – с грустной, добрый день – здравствуй, пасмурный – ненастный.)
(Вывод: Непроизносимые согласные в корне надо проверять …)
2-я группа (вагон 2): Исправьте ошибки, допущенные в тексте. Сделайте вывод. (Даётся текст с ошибками.)
Зима влису.
Побилели паля и луга. Льдом покрылась рика. Она уснула, как в сказке. На диревьях лижат сниговые шубы. Наснегу кругом узоры птичьих слидов. Маладые ёлочки укрылись мягким снежком.
3-я группа (вагон 3): Выпишите слова, у которых надо проверить согласную. Сделайте вывод.
Кружева салазки трава
Ошибка дожди лягушка
Лодочка булавка зубной
Слайд 5: Станция «Запоминай-ка». (Работа в группах.)
Какие три правила учат писать буквы в корне слова? (Обсуждения в группах.)
1. Если буква гласная вызвала сомнение, то немедленно её ставь под ударение!
Слайд 6
Безударный – хитрый гласный.
Слышим мы его прекрасно?
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударение,
Чтоб развеять все сомнения!
2. Подсказка Деда Мороза ещё со второго класса: Согласный в слове проверяй, рядом гласный подставляй! Или: … (подобрать проверочное слово)
3. В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми .Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки чётко произносятся.
Слайд 7: Станция «Поиграй-ка»
Физкультминут.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за места тихо сесть.
Слайд 8: Игра «Заменялки». Замените одним словом.
Вода, которая замёрзла – …
Его срывают с дерева – …
В нём растут плодовые деревья – …
Один из них был белым, а другой серым – …
Самое могучее дерево – …
Слайд 9. Станция «Словознай-ка»
Даны пословицы и поговорки с пропущенными словами, назовите их. Объясните значения пословиц.
1. Зима без … (снега), лето без … (хлеба).
2. Мороз да метели под … (февраль) налетели.
3. Лето собирает, а зима … (поедает).
Слайд 10. Станция «Распределяй-ка»
Фронтальная работа по учебнику: стр.116, упр.312.
Рефлексия.
а) Слайд 11: Станция «Думай-ка»
б) Общая самооценка.
– Вот и подошло к концу путешествие по городу «Словария». Много было станций на нашем пути. Ваши ответы помогли машинисту (а на этот раз им была я) благополучно завершить поездку. Я благодарю вас всех. Прошу сдать проездные билеты. (Общая самооценка ставится цветными магнитными фишками.)
Комментарийлар