«Периметр»
(Математика. II класс)Залида МИНГАЗОВА,учитель начальных классов I квалификационной категории Камскополянской средней школы № 1 Нижнекамского районаМарина Высоцкая, заместитель директора, учитель нач...
(Математика. II класс)
Залида МИНГАЗОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории Камскополянской средней школы № 1 Нижнекамского района
Марина Высоцкая,
заместитель директора, учитель начальных классов I квалификационной категории Камскополянской средней школы № 1 Нижнекамского района
Цель: формировать представление о периметре многоугольника и о способе его нахождения на основе измерений и вычислений.
Планируемые результаты:
личностные: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи;
метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия на уроке; развитие математической речи; развитие умения работать в паре, выражать свою точку зрения, развитие внимательного отношения друг к другу;
предметные: познакомить детей с понятием периметр; научить находить периметр многоугольников; развитие практических навыков измерения и нахождения периметра геометрических фигур; развивать навыки сложения и вычитания чисел.
Тип урока: открытие новых знаний.
Материал и оборудование: учебник, разноцветные карточки с заданиями для работы в группах, в парах; магнитные (4 цвета) фишки для деления в группы и для общей самооценки; картинки со цветами, платочек.
Ход урока
- I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на уроке математики присутствует много гостей. Это наши уважаемые учителя, которые приехали из разных школ. Но они все любимые матери. Давайте поздравим наших гостей с наступающим праздником – Днем Матери и подарим им свои очаровательные улыбки.
– Садитесь.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять –
И внимательно считать.
- II. Актуализация знаний
Устный счет (cоздаю группы: за правильный ответ отдаю по фишке разного цвета).
- У нас очень дружная семья: у шести братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (7)
- Хозяйка в корзинке несла 10 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине? (Ни одного.)
- На груше росло 50 груш, а на иве – на 12 меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве не растут груши.)
- Бабушка купила на базаре две пары туфель, три яблока и пять груш. Одну пару туфель бабушка подарила своей внучке. Сколько всего фруктов купила бабушка? (8)
- Гусь на двух ногах весит 4 кг. Сколько весит гусь на одной ноге? (4 кг)
- Вася с Сашей играли в шашки 4 часа подряд. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа.)
- На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? (3 птицы.)
- Сколько концов у двух с половиной палок? (6)
- Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрушку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблик? (Витя – аиста, Саша – змея, Андрей – кораблик.)
Математический диктант
а)
– Ребята, какое сегодня число?
– Расскажите всё, что знаете об этом числе. (24 – число двузначное, чётное, не круглое, состоит из 2 десятков и 4 единиц, сумма цифр равна 6.)
б)
– Запишите числа, которые больше 20, но меньше 30.
– Сколько раз повторяется цифра 1 в записи чисел второго десятка? (11)
в)
1) Одиннадцать щенков в футбол играли,
Шестерых домой позвали.
Они глядят в окно, считают:
Сколько их теперь играет? (5)
2) Дядя Ёжик в сад зашел,
Двенадцать спелых груш нашел,
Пять из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
Сколько груш дядя Ёжик дал зайчатам? (7)
3) Вот девять зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку еще трое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится очень зайчишек домой? (12)
4) Четыре гусёнка и пятеро утят
В озере плавают, громко кричат.
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей? (9)
5) Вот под крышей в нашем доме
Поселилось 3 вороны,
3 синицы, 7 галчат.
Просто целый детский сад!
Там живут еще две мыши.
Сколько птиц под нашей крышей? (13)
(По цвету магнитной фишки делятся на 4 группы по 7 человек, пересаживаются, выбирают лидера.)
– Назовите правила работы в парах и группе.
- Убедись, что в разговоре участвует каждый.
- Говори спокойно, ясно и по делу.
- Дай возможность высказаться каждому.
– А теперь проверьте себя: такие ли числа написаны у вас? (21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 11, 5, 7, 12, 9, 13)
г) Работа с числовым рядом. Составление выражений с переходом через разряд в пределах 20.
– Что можно делать с этими числами? (Однозначные, двузначные, ...)
– Составьте такие выражения, чтобы сумма двух чисел равнялась третьему (работа в паре).
21+5=26; 21+7=28; 22+5=27; 22+7=29; 23+5=28; 24+5=29; 11+12=23; 11+13=24; 13+9=22; 12+13=25; 12+9=21.
III. Постановка проблемы (узнаём новое).
– У меня на руках … платочек. Что вы можете сказать о нем? Станет красивее, если мы по краям пришьем тесьму. Когда мы это сделаем, подарим платочек на празднике самой активной маме. А вот задача: какой длины нужна тесьма? (Обсуждение в группах.)
– Перед вами на партах лежит макет платочка (показываю).
– Узнайте длину тесьмы. Работаем в группе.
– Как вы думаете, почему у всех вас получился один и тот же ответ? (Потому-что все платочки у нас одинакового размера.)
– А сумму длин всех сторон нельзя ли заменить другим словом? (Подводим к слову периметр. Принято обозначать латинской буквой Р.)
- IV. Формулирование темы и цели урока
– Какова тема нашего урока? А цель?
– Начертите в тетради квадрат стороной 4 см и найдите периметр. (Р = 4 см + 4 см + 4 см + 4 см = 16 см)
- V. Первичное закрепление (работа с новой терминологией, применение новых знаний)
– Мы узнали длину тесьмы. А где мы его найдем? (В магазине.)
– Перед вами схема дороги в магазин. Какую геометрическую фигуру напоминает? (Ломаную.)
– Что можно найти у ломаной? (Длину.)
– А что делать, чтобы найти периметр. (Замкнуть.)
– Как изменилась схема? (Она теперь напоминает пятиугольник.)
– А можно ли найти периметр пятиугольника? Как? (Находим. Р=12+13+15+13+14=67 (см))
Физминутка
- VI. Систематизация и повторение (выбираем задания и тренируемся)
Решение задачи.
По дороге в школу я нашла конверт. В нем лежали красные треугольники. Теперь они лежат на ваших столах. Как вы найдете периметр треугольника. Переверните и прочитайте задачу.
Наверное, Петя и Вова тоже решили сделать маме своеобразный подарок к празднику.
– О ком эта задача? О чем? Что надумали Петя и Вова? Из чего? Какие листья и по сколько собрал Петя? А Вова? Кто из них собрал больше? А кто меньше? Можем ли сразу найти? (Обсуждение в группах. Ответы групп.) Эту задачу решите дома.
Решение примеров.
– Какая ещё геометрическая фигура на столе. Сколько измерений вы сделаете чтобы найти Р прямоугольника? Если вы сможете расшифровать написанное на прямоугольниках, узнаете что-то интересное.
Д 7+(3+9)=19 Б 7+ (3+9)=19 Ш 7+(3+9)=19
В (6+5)–4=7 Е (6+5)–4=7 О (6+5)–4=7
К (3+9)–4=8 Д (3+9)–4=8 А (3+9)–4=8
О 28–(8+4)=16 З 28–(8+4)=16 М 28–(8+4)=16
Г (4+8)–9=3 Н (4+8)–9=3 Р (4+8)–9=3
И 15–(6+7)=2 У 15–(6+7)=2 К 15–(6+7)=2
З 6+8+2+9=25 А 6+8+2+9=25 А 6+8+2+9=25
А (15–9)+4=10 К (15–9)+4=10 (15–9)+4=10
3 | 7 | 16 | 25 | 19 | 2 | 8 | 10 |
Г | В | О | З | Д | И | К | А |
3 | 7 | 16 | 25 | 19 | 2 | 8 | 10 | 25 |
Н | Е | З | А | Б | У | Д | К | А |
3 | 7 | 16 | 25 | 19 | 2 | 8 |
Р | О | М | А | Ш | К | А |
А 7+(3+9)=19 Н 15–(6+7)=2
Р (6+5)–4=7 З 6+8+2+9=25
Т (3+9)–4=8 Е (15-9) +4=10
И 28–(8+4)=16 М 30–3=27
Х (4+8)–9=3
3 | 7 | 16 | 25 | 19 | 2 | 8 | 10 | 27 | 19 |
Х | Р | И | З | А | Н | Т | Е | М | А |
– Что можно сказать об этих словах? (Цветы.) День матери в разных странах отмечают в разные времена года. Например, если в Японии, Китае, Канаде и Америке отмечают в мае то у нас в России … (Слово ученика.) И в каждой стране свои добрые обычаи. Например, в Америке прикалывают к одежде гвоздику. Красная гвоздика по праву считается символом любви и восхищения. Белая символизирует чистую и светлую любовь, невинность и удачу. В России уже несколько лет проходит Всероссийская социальная акция ко Дню матери, «Мама, я тебя люблю!». В предпраздничную неделю в рамках акции проходит ряд мероприятий, в частности раздача промо-открыток, которые можно отправить почтой или просто подарить маме. Символом Социальной Акции является незабудка – легендарный цветок, который, по поверьям, обладает чудесной силой возвращать память людям, забывшим своих родных и близких. Хризантемы символизируют мудрость, долголетие и здоровье. Ромашка – символ Дня семьи, любви и верности.
– Мама будет рада, если вы с папой подарите букет из любых цветов. А давайте сделаем подарок нашим учителям-матерям из геометрических фигур, которые лежат на ваших столах.
– А теперь из каждой группы берем по одной фигуре и создадим символ нашего праздника, который состоится в субботу. Как мы назовем его? (Цветок дружбы.)
– А можно ли найти периметр этого цветка? Следующий урок мы начнем с нахождения периметра данного цветка.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности
– Какова была цель сегодняшнего урока? Достигли ли цели? Докажите.
– Где в жизни нам могут пригодиться полученные сегодня знания?
– Какие затруднения возникали по ходу урока?
– Удалось ли справиться с трудностями? Как?
Самооценка учебной деятельности.
– Как вы оцениваете работу своей группы на уроке?
– Как вы оцениваете свою работу?
– Кто доволен своей работой?
– Кто считает, что лучше мог поработать?
– Кто считает, что работал активно, помогал другим – прикрепите зеленую фишку; если еще не совсем понятно, были затруднения – жёлтую; если совсем ничего не узнали – красную фишку.
Все группы работали аккуратно, правильно, быстро и дружно. Спасибо всем.
Комментарийлар