Первые шаги кукморских школьников в бизнесе
Гульназ Барисовна КУРБАНОВА,учитель начальных классов гимназии с. Большой Сардек им. К.Ф.Шакирова Кукморского района. Педагогический стаж – 15 лет.Жизненный выбор, профессиональное самоопределение – э...
Гульназ Барисовна КУРБАНОВА,
учитель начальных классов гимназии с. Большой Сардек им. К.Ф.Шакирова Кукморского района.
Педагогический стаж – 15 лет.
Жизненный выбор, профессиональное самоопределение – это одно из самых главных и трудных решений в жизни каждого человека. Именно этот выбор определяет то, кем человек будет в будущем и какой стиль жизни он выберет. Практика показывает, что в случае правильного выбора профессии в выигрыше оказывается не только общество, которое получит целеустремленного и активного деятеля общественного производства, но, и личность, которая будет испытывать чувство удовлетворения,и главное, получит широкие возможности для самореализации.
Что касается вопроса выбора профессии, то он интересуют, в основном, старшего подростка (в периоде 14 – 16 лет), когда он уже начинает задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения, в котором в дальнейшем он будет её осваивать.Но,как показывает практика,база к профессиональному самоопределению должна закладываться задолго до подросткового возраста, уже на стадии конкретнонаглядных представлений о мире профессий. Поэтому очень важно организовать работы по профориентации обучающихся уже в начальной школе. Именно в это период у школьников формируется трудолюбие, начинает возникать интерес к профессиям родителей и окружающих людей, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах деятельности.
В начальной школе, когда познавательная деятельность начинает становиться ведущей, которое в дальнейшем будет определять развитие школьника, очень важно расширять его представления о различных видах профессий. Да, некоторые аспекты профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть элементы, которые можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев. На этой стадии начинает создаваться определенная наглядная основа, на которой в будущем будет базироваться развитие профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, уже на основе предоставленного материала, школьник мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. И чем больше профессий будет знакомо ученику и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессиональной карьеры. Таким образом, целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Но как правильно всё это сделать? Ни для кого не секрет, что главный труд детей – это учеба. Г.В.Резапкина в своих публикациях пишет: «Путь представлений о мире профессий начинается с 2-х, 3-х лет и продолжается до 10 – 12 лет. В данный период времени у детей закладываются знания о профессиях путем «проигрывания» действий профессионалов, подражая взрослым в ролевых играх «в больницу», «в школу», «в магазин». Как считает автор, в начальной школе следует проводить профориентационную работу, используя задачи программы и методики адекватно возрастным особенностям школьника.По ее мнению, необходимо их главному труду - учебе придать творческий характер. И на сегодняшний день отличной возможностью сделать это – является программа ранней профориентации “JuniorSkills” (проект, созданный внутри Worldskills, специально для школьников). Целью его проведения является повышение престижа рабочих профессий среди школьников и развитие профессионального образования на основе организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. Данный проект является отличным новаторским решением для таких проблем, как разрыв между потребностями рынка в кадрах и профессиональным выбором молодежи; дефицит практик будущего и прорывных технологий, также использование методов прошлого связанных с обучением будущих профессионалов.
В этом году “JuniorSkills” был проведен во многих районах Республики Татарстана, в т. ч. и в нашем. В ходе данного проекта были проведены ярмарка социально-образовательных проектов, конкурсы школьных-дошкольных бизнес-компаний «Первые шаги в бизнес», «Кукморский сувенир – 2019», на которых наши ученики с радостью приняли участие. Несмотря на то, что они не смогли получить призовые места, для них данное мероприятие стало стартом для будущей карьеры. Многие ученики после участия стали проявлять большей интерес к рабочим профессия(особенно к таким профессиям, как повар, парикмахер, слесарь). Участие в JuniorSkills открыло для них возможности для развития индивидуальности и профессионального самоопределения в совершенно новых областях. Также у учеников появился опыт участия в конкурсе высокого уровня, что немаловажно для будущего развития.
Стоит отметить, что данный проект полезен не только для учеников, но и для учителей. Он дает стимул для повышения профессионализма и развития реальных межпредметных умений учащихся.
Что хотелось бы сказать в заключение? Проект Junior Skills дает возможность получить ясное представление о будущей профессии и попробовать себя в ней. Такой опыт позволяет ученикам не только совершать меньше ошибок при выборе будущей профессии, но и понять, какие знания им потребуются в дальнейшем, и сделать акцент именно на этих школьных предметах в будущем. И если данный проект будет продолжаться в таком духе, то можно смело сделать вывод, что движение JuniorSkills станет одним из перспективных способов оценки эффективности образовательной деятельности школы и работы учителей.
учитель начальных классов гимназии с. Большой Сардек им. К.Ф.Шакирова Кукморского района.
Педагогический стаж – 15 лет.
Жизненный выбор, профессиональное самоопределение – это одно из самых главных и трудных решений в жизни каждого человека. Именно этот выбор определяет то, кем человек будет в будущем и какой стиль жизни он выберет. Практика показывает, что в случае правильного выбора профессии в выигрыше оказывается не только общество, которое получит целеустремленного и активного деятеля общественного производства, но, и личность, которая будет испытывать чувство удовлетворения,и главное, получит широкие возможности для самореализации.
Что касается вопроса выбора профессии, то он интересуют, в основном, старшего подростка (в периоде 14 – 16 лет), когда он уже начинает задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения, в котором в дальнейшем он будет её осваивать.Но,как показывает практика,база к профессиональному самоопределению должна закладываться задолго до подросткового возраста, уже на стадии конкретнонаглядных представлений о мире профессий. Поэтому очень важно организовать работы по профориентации обучающихся уже в начальной школе. Именно в это период у школьников формируется трудолюбие, начинает возникать интерес к профессиям родителей и окружающих людей, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах деятельности.
В начальной школе, когда познавательная деятельность начинает становиться ведущей, которое в дальнейшем будет определять развитие школьника, очень важно расширять его представления о различных видах профессий. Да, некоторые аспекты профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть элементы, которые можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев. На этой стадии начинает создаваться определенная наглядная основа, на которой в будущем будет базироваться развитие профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, уже на основе предоставленного материала, школьник мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. И чем больше профессий будет знакомо ученику и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессиональной карьеры. Таким образом, целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Но как правильно всё это сделать? Ни для кого не секрет, что главный труд детей – это учеба. Г.В.Резапкина в своих публикациях пишет: «Путь представлений о мире профессий начинается с 2-х, 3-х лет и продолжается до 10 – 12 лет. В данный период времени у детей закладываются знания о профессиях путем «проигрывания» действий профессионалов, подражая взрослым в ролевых играх «в больницу», «в школу», «в магазин». Как считает автор, в начальной школе следует проводить профориентационную работу, используя задачи программы и методики адекватно возрастным особенностям школьника.По ее мнению, необходимо их главному труду - учебе придать творческий характер. И на сегодняшний день отличной возможностью сделать это – является программа ранней профориентации “JuniorSkills” (проект, созданный внутри Worldskills, специально для школьников). Целью его проведения является повышение престижа рабочих профессий среди школьников и развитие профессионального образования на основе организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. Данный проект является отличным новаторским решением для таких проблем, как разрыв между потребностями рынка в кадрах и профессиональным выбором молодежи; дефицит практик будущего и прорывных технологий, также использование методов прошлого связанных с обучением будущих профессионалов.
В этом году “JuniorSkills” был проведен во многих районах Республики Татарстана, в т. ч. и в нашем. В ходе данного проекта были проведены ярмарка социально-образовательных проектов, конкурсы школьных-дошкольных бизнес-компаний «Первые шаги в бизнес», «Кукморский сувенир – 2019», на которых наши ученики с радостью приняли участие. Несмотря на то, что они не смогли получить призовые места, для них данное мероприятие стало стартом для будущей карьеры. Многие ученики после участия стали проявлять большей интерес к рабочим профессия(особенно к таким профессиям, как повар, парикмахер, слесарь). Участие в JuniorSkills открыло для них возможности для развития индивидуальности и профессионального самоопределения в совершенно новых областях. Также у учеников появился опыт участия в конкурсе высокого уровня, что немаловажно для будущего развития.
Стоит отметить, что данный проект полезен не только для учеников, но и для учителей. Он дает стимул для повышения профессионализма и развития реальных межпредметных умений учащихся.
Что хотелось бы сказать в заключение? Проект Junior Skills дает возможность получить ясное представление о будущей профессии и попробовать себя в ней. Такой опыт позволяет ученикам не только совершать меньше ошибок при выборе будущей профессии, но и понять, какие знания им потребуются в дальнейшем, и сделать акцент именно на этих школьных предметах в будущем. И если данный проект будет продолжаться в таком духе, то можно смело сделать вывод, что движение JuniorSkills станет одним из перспективных способов оценки эффективности образовательной деятельности школы и работы учителей.
Комментарийлар