По дороге финансовых знаний
(Внеклассное мероприятие для учащихся IX – XI классов).Галюза БОНДАРЕВА,учитель обществознания высшей квалификационной категории средней школы №2 г.Менделеевска, победитель Всероссийского конкурса нау...
(Внеклассное мероприятие для учащихся IX – XI классов).
Галюза БОНДАРЕВА,
учитель обществознания высшей квалификационной категории средней школы №2 г.Менделеевска, победитель Всероссийского конкурса научно-методических разработок по основам финансовой грамотности
Цель: формирование основ культуры активного безопасного финансового поведения школьников.
Задачи:
– расширить знания школьников о рынке финансовых услуг: банковских, страховых услугах для обеспечения их активного финансового поведения в будущем; охарактеризовать особенности и виды современного финансового мошенничества и др.
Ход мероприятия
I стадия. «Вызов»
Мотивационная функция (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме)
Учитель (читает притчу о бедняке, который искал свой крест).
Вопросы:
– Как вы думаете, какая надпись была на нем: «Богатство» или «Бедность»?
– Какой тип поведения характерен для бедняка: активный или пассивный?
– Какое финансовое поведение более подвержено рискам?
– Почему вы так думаете? Какой тип финансового поведения вам нужно освоить, чтобы стать финансово успешными людьми?
Вывод. Если ты активен, то у тебя есть шанс стать богатым! Активные граждане стремятся изменить себя! Они нуждаются в финансовых знаниях, в финансовой грамоте, повышении финансовой культуры! Вот этим мы сейчас с вами и займемся.
• Объявление темы мероприятия: «Культура активного безопасного финансового поведения школьника».
– Является ли актуальной тема мероприятия для вас? Востребована ли данная тема вами? (Ответы обучающихся.)
2. Информационная функция:
– Сегодня мы будем с вами работать в 3-х группах: 1-я группа – «Финансисты-банкиры», консультантом в вашей группе будет представитель банка, кредитного учреждения. 2-я группа – «Страхователи-страховщики», консультант в вашей группе – представитель страховой компании. 3-я группа – «Юристы», ваш консультант – представитель правоохранительных органов (прокуратуры, полиции).
Задание. Совместно, путем обсуждения заполните таблицу на основе приема критического мышления «Знаю – хочу – узнал» (ЗХУ), исходя из темы урока.
Алгоритм заполнения:
– вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме: совместно заполняется первая колонка «Знаем»;
– коммуникационная – бесконфликтный обмен мнениями: соответственно заполняется вторая колонка «Хотим узнать».
Образец заполнения таблицы 1-й группой
II стадия. Восприятие нового – смысловая стадия, осмысление
1. Мотивационная функция
Для сохранения интереса к изучаемой теме по группам предлагается обсудить ряд проблемных вопросов.
1-я группа обсуждает проблему «Как можно просчитать финансовые риски, вступая в финансовые отношения?»
Примерные вопросы:
– Какому финансовому поведению характерны финансовые риски?
– Связаны ли кредиты с финансовыми рисками? и т.п.
2-я группа обсуждает проблему «Застраховать дом, вклад в банке и жизнь – это круто и практично, или ненужная расточительность?»
Примерные вопросы:
– Какие средства защиты имущества, финансов существуют?
– Какие виды страхования вы знаете? Что значит обязательное страхование, например, ОСАГО – обязательное страхование гражданской ответственности?
3-я группа обсуждает проблему: «Можно ли победить финансовое мошенничество?»
Примерные вопросы:
– Что такое финансовое мошенничество?
– Как не стать жертвой финансового мошенничества? и т. п.
2. Информационная функция: получение новой информации по обсуждаемой проблеме, теме
Реализуется путем выступлений внутри группы 1–3-х обучающихся, которые заранее подготовили компьютерные презентации (опережающее задание).
Темы презентаций
1-я группа: «Мобильный банк», «Кредитная история», «Вклады», «Финансовая защита клиента».
2-я группа: «Виды страхования: обязательное и добровольное», «Продукты страховых услуг».
3-я группа: «Виды финансового мошенничества», «Финансовые пирамиды», «Уголовная ответственность за финансовое мошенничество».
Консультанты (приглашенные гости) комментируют презентации, дополняют выступающих, приводят конкретные убедительные примеры из жизни данного города, района, субъектов РФ: республики, края, области и т.д., в целом, страны.
3. Систематизационная функция заключается в классификации полученной информации, соответственно заполняется третья колонка таблицы «Узнали», «Осталось узнать».
III. Рефлексия. Итог мероприятия
1. Коммуникационная функция осуществляется путем обмена мнениями о новой информации: выступают представители каждой из трех групп, демонстрируют свои таблицы, акцентируя внимание на третьей колонке «Узнали». Происходит обмен и обсуждение «новых знаний» между группами. Здесь также активно участвуют консультанты, расширяя, углубляя, дополняя выступления представителей своих групп.
2. Информационная функция
С целью приобретения новых знаний обучающимся предлагается выполнить задание путем обсуждения в группах.
Задание. Попробуйте ответить, являются ли сбережениями или потреблением деньги, потраченные на покупку: картины или другого произведения искусства; дома, квартиры; вещей и продуктов в длительный запас; страховки; годового абонемента в спортивный клуб; покупку подержанной автомашины для занятий частным извозом; оплату высшего образования ребенка?
3. Заполнение третьей колонки таблицы «Осталось узнать»: в чем разница сбережения и потребления при покупке товаров и услуг?
• Инсценирование игровых ситуаций, связанных с телефонным мошенничеством: «Звонок маме», «Вы выиграли машину». Применение технологии витагенного обучения – обучения, основанного на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.
• «Вам приходилось» – обсуждение аналогичных ситуаций в повседневной жизни, комментарии от представителей правоохранительных органов:
– Как можно обезопасить себя, своих друзей и в целом других людей от финансового мошенничества?
– Что для этого нужно знать? Как действовать, чтоб не стать жертвой финансового мошенничества?
– Как вы можете помочь школьникам, чтоб не стать жертвой финансового мошенничества? (Нужно знать особые правила, чтобы не стать жертвой телефонного мошенничества. Надо разработать правила поведения, чтобы избежать телефонного мошенничества.)
• Практическое задание.
Комментарийлар