Проценты в нашей жизни
(Конспект урока по сингапурской системе преподавания в VI классе)Наталия САЛИНА,учитель математики I квалификационной категории лицея № 116 г. КазаниТип урока: урок комплексного применения знаний.Обра...
Наталия САЛИНА,
учитель математики I квалификационной категории лицея № 116 г. Казани
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Образовательные технологии: ИКТ, проблемный метод обучения с элементами исследования, овладение навыками сотрудничества, работы в команде.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки заданий, оценочные листы.
Цели урока.
Образовательные: систематизировать практический навык вычисления процента; обобщить методы решения практических задач различного содержания.
Развивающие: выяснить, какую практическую значимость имеют «проценты» в различных сферах деятельности человека; показать необходимость математических знаний для решения некоторых жизненных проблем; развитие вычислительных навыков учащихся; умение анализировать, полученную информацию, делать выводы; развивать собственное мышление у школьников.
Воспитательные: формирование умений общаться в команде; понимать точки зрения, отличные от собственных; приобретение умений и навыков ведения диалога.
Задачи урока.
Образовательные: умение применять в жизни проценты; решать текстовые задачи на уроках; научить в процессе реальной ситуации использовать определения понятия «процент».
Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие: развивать умение анализировать; сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ход урока.
I этап. Постановка цели и мотивация деятельности учащихся.
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Слайд 2. Я хочу рассказать вам одну историю. Учительница математики встречает на улице своего бывшего ученика:
- Володя, я очень рада тебя видеть! Как живешь?
- Все окей, Марья Ивановна, бизнесом занимаюсь, торгую.
- Как же ты бизнесом занимаешься, ты ведь в школе проценты усвоить не мог?
- А что там усваивать, вот покупаю товар за 17 евро, а продаю за 19. Вот на эти 2 % и живу.
Ребята, подумайте, о чем может быть наш урок?
Слайд 3. Итак, тема урока «Проценты в нашей жизни».
Слайд 4. Краткая историческая справка.
Слово «процент» происходит от латинского «pro centum»», указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз. В то время проценты обозначали «cto» (сокращенно от cento). В 1685 году в Париже при издании книги «Руководство по коммерческой арифметике» наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.
II этап. Воспроизведение и актуализация опорных знаний и умений. МЭНЭДЖ МЭТ.
А сейчас, номера 1 возьмите файлы, достаньте карточки. Раздайте их своим партнерам по столу. Ребята, прочитайте вопрос. Запишите ответы. (Кто выполнил, поднимают ручки.)
Передайте вашу карточку партнеру слева. Прочитайте задание и решение. Если согласны поставьте +, если нет - . Передайте партнеру слева. И так до тех пока ваша карточка не попадет к вам.
Карточки:
1. Переведите дробь в проценты: 0,02 = 1/4 = 0,16 = 1,21 =
2. Найдите:
6% от 300 =
50% от 420 =
25% от800 =
3. Какой процент составляет:
число 30 от 120?
Число 15 от 150?
Число 217 от 434?
Слайд 5. Внимание на экран, давайте проверим ваши решения.
Оцените себя в оценочном листе. КОНЭРС.
Ребята вы, наверное, задумывались, кем вы хотите стать в будущем. Может быть, ваша профессия будет связана с искусством, строительством, образованием. В углах нашего кабинета я прикрепила плакаты с названием 4 сфер деятельности человека, куда вы могли бы приложить свои силы.
Подумайте, возьмите листок и запишите название той сферы деятельности, которая вам ближе всего. Затем вам надо будет встать и подойти к тому плакату, где указана ваша сфера деятельности.
Встаньте, задвиньте стульчики и подойдите к выбранному плакату. Попрошу вас найти пару ближайшую к вам, но не из вашей команды. Подумайте несколько секунд и сформулируйте предложение, объясняющее ваш выбор. ТАЙМД-ПЭА-ШЭА.
Обсудите со своим партнером. Время обсуждения 15 сек. Начинает тот, кто выше. Точку зрения своего партнера выскажет… (По одному ученику из каждого угла.)
А какие профессии связаны с этой сферой деятельности? Подумайте, где представители этих профессий могут встретиться с процентами?
Запишите свои мысли. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН.
Встаньте в группы по 4 человека, присоединив соседние пары.
Обсудите свои идеи. Время по 15 сек. Начинает тот, у кого волосы длиннее. После обсуждения вам надо выбрать две наиболее интересные мысли. (Опрос групп по 1 человеку.)
III этап. Отработка навыков.
Слайд 6. Ребята, теперь я предлагаю вам решить следующую задачу.
Коля устраивался на работу. При собеседовании начальник с хитрой улыбкой предложил Коле два варианта оплаты труда. По первому варианту Коле сразу назначалась ставка 15000 руб в месяц. По второму варианту - Коле, если он согласится, первые 2 месяца будут выплачивать пониженную на 50% зарплату, как новичку. Зато потом увеличат его пониженную зарплату аж на 80%!
Коля хорошо умел считать. Поэтому, подумав, выбрал … вариант.
Вопрос: 1) какой вариант выбрал Коля?
2) сколько денег в расчёте за год составляет разница между первым и вторым вариантом оплаты труда?
3) Почему улыбался начальник?
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН.
Вам дается 4 минуты, чтобы подумать и записать решение в тетрадь.
Поделитесь своим решением с партнером по плечу и обсудите решение. Начинает партнер А. Номера 2 запишут ответ задачи на листах. (За каждым столом решение пишется на листе и прикрепляют на доску на магнитах.)
Слайд 7. Опрос №2 стол… Молодцы, а теперь заполните оценочные листы.
Слайд 8. СТЕ ЗЕ КЛАСС.
Возьмите лист бумаги и в течение 2-х минут запишите как можно больше задач, которые в жизни нам помогают решать проценты (2 мин.). Прочертите линию после вашей последней записи.
Сейчас вы встанете и будете двигаться по классу, чтобы записать больше идей других участников. (2 мин.)
Займите свои места за столом. Выберете 3 лучших варианта. (15 сек.)
Свои варианты зачитают номера 3 за каждым столом. (Учитель записывает на доске.)
Слайд 9. Давайте, мы еще раз сформулируем задачи, которые нам помогают решать проценты.
Слайд 10. Предлагаю вам решить следующие задачи… (Каждый стол по 1 задачи.). Обсудите решение, запишите ответ.
1. Из 27000 выпускников города правильно решили задачу 94%. Сколько человек правильно решили задачу?
2. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12000 руб. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?
3. Кружка стоит 180 руб. Какое наибольшее количество кружек можно купить на 900 руб. во время распродажи, когда скидка составляет 35%?
4. Государству принадлежат 80% акций предприятия, остальные акции принадлежат частным лицам. Общая прибыль предприятия после уплаты налогов за год составила 90 млн. руб. Какая сумма из этой прибыли должна пойти на выплату частным акционерам? (Опрос.)
Ребята, давайте вспомним историю, с которой начался наш урок?
V этап. Подведение итогов.
Слайд 11. А прав ли Володя, утверждая, что если купить товар за 17 евро, а продать за 19, то прибыль составит 2%? Подумайте, запишите решение.
Слайд 12. Оцените себя в оценочном листе.
Слайд 13. Конечно, можно прожить жизнь не зная процентов и не уметь их вычислять. Но возможно ли быть при этом успешным человеком?
Обсудите это с партнером по плечу (15 сек.).
Я надеюсь, что наш урок помог вам в этом разобраться.
Слайд 14. Запишите домашнее задание.
Слайд 15. Молодцы! Поблагодарите партнеров по столу.
Спасибо всем за урок. Вы молодцы!!! При выходе из класса сдайте оценочные листы.
Комментарийлар