Профессионализм или мужество требуется сегодня педагогу-русисту?
Тема: Повышение авторитета профессии учителяСветлана ФАЗИЛОВА, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Муслюмовского лицея«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,...
Тема: Повышение авторитета профессии учителя
Светлана ФАЗИЛОВА,
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Муслюмовского лицея
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».
И. С. Тургенев
Эти слова гения русской литературы являются профессиональным напутствием для всех учителей, посвятивших себя делу обучения детей русскому языку. На современного педагога-русиста сегодня возложена огромная обязанность – в непростые для нашей страны времена сохранить в умах подрастающего поколения гордость за величие «могучего и правдивого» русского языка, в век засилия сленгов, Интернета, бесконечного потока иностранных слов неустанно призывать молодежь стремиться к чистоте русского языка. То есть повседневная задача учителя, на мой взгляд, не только научить грамоте и выразительному чтению, сформировать какие-то умения у ребенка для успешного пользования языком, но и воспитать в нем искреннюю любовь к русскому языку, научить умело пользоваться им. Мне очень нравятся замечательные слова известного русского писателя А. И. Куприна, который сказал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Но некоторые реалии современной школы осложняют выполнение этой светлой миссии учителем-русоведом.
На первый взгляд, кажется, что в нашей стране нет никаких ограничений к изучению русского языка, учителю-русоведу открыты все пути для успешной работы на светлом поприще педагогической деятельности гуманитарного направления. Как бы не так… Хотелось бы поделиться собственными размышлениями и душевной болью по поводу каждодневно возникающих проблем в работе русиста, коим я являюсь более 20 лет. Я горжусь своей профессией, она озарена благородной целью – я учу детей русскому языку, самому богатому, певучему, меткому, волшебному. Наверное, эта мысль и поддерживает во мне оптимизм к работе. Саморазвиваться и идти в ногу со временем – это главное. Дети сейчас обладают огромным объемом различной информации, за их бурным развитием нужно поспевать, вместе с тем, совершенствовать свои профессиональные навыки и умения, осваивать новые образовательные технологии. Но как это сделать, если в школе, где ты работаешь, попросту нет кабинета русского языка…
Где внедрять эти самые технологии в свете новых ФГОС? Русист один на один с учеником, с мелом в руке (слава тому, кто придумал школьную доску) сеет разумное, доброе, вечное. На дворе – 21 век! Чего мы добьемся в популяризации и сохранении русского языка как национального богатства, относясь, таким образом, к тому, кто каждый день на этом фронте бьется без устали, остается верен своим профессиональным идеалам и ценностям?
Мы живем в условиях двуязычия, наши государственные языки – русский и татарский. И русовед должен в этих условиях найти методы и решения, чтобы русский язык не пропал на задворках, а занял свое достойное место наравне с родным - татарским, не обесценивался. Недавно в нашей Республике Татарстан возникли споры по поводу изучения татарского языка как родного. В ходе проверок выяснилось, что русский язык не изучался в школах республики в необходимых объемах. И с 1 ноября, дабы исправить эту ситуацию, в учебные планы школ добавили часы русского языка в классах, обучаемых по новым стандартам. Все хорошо, но потом мы узнали - теперь, оказывается, мы формально обучаем «русских» детей, так как школа преобразована в русскую. Не смешно? Фактически в классе сидят 100% детей-татар. А ты обучай их как русских. Несмотря на то, что до сих пор они изучали оба государственных языка в равных объемах. Почему не учитывается национальный аспект? Даже отняли у русоведов надбавку 9 % к зарплате за обучение татар русскому языку, теперь ее получают татароведы за обучение якобы русских детей татарскому языку. Как это возможно? На бумаге - одно, на деле – совершенно другое.
Сейчас ведется много споров о том, что надо менять ЕГЭ, что подготовка к экзаменам сейчас – лишь натаскивание на решение определенных заданий и не дает полный объем знаний по русскому языку. У меня на этот счет двоякое мнение. Отрицательным явлением я считаю неиндивидуальный, одноуровневый подход в оценивании результатов ЕГЭ. То есть ко всем ученикам предъявляются одни и те же критерии оценивания. Зачем тогда при обучении русскому языку мы внедряем разноуровневый подход и дифференцированное обучение? А потом «стрижем учеников под одну гребенку». Ведь ученики в национальных школах не имеют такой речевой практики на русском языке, как например, ученики школ Москвы. В большинстве своем татары говорят на родном языке.
Есть, по-моему, и положительная сторона – в ЕГЭ и ОГЭ предложены задания на умения использовать различные языковые нормы, не допускать ошибок в устной и письменной речи. При подготовке к экзаменам дети много практикуются в этом и, действительно, качество их речи на русском языке существенно улучшается. В темах сочинений-эссе ставятся проблемы сохранения чистоты русского языка, важности чтения, роли литературы в жизни человека. Это, несомненно, очень важно и нужно. ЕГЭ должен не отвращать, а просвещать ребенка.
Но довольно о грустном. В моей профессиональной жизни много светлых и радостных мгновений, которые освещают мой учительский путь, для меня это – успехи моих учеников. Недавно ученица VII класса Алия Хайруллина стала победителем Всероссийского открытого творческого конкурса «Пушкинские чтения», представив исследовательскую работу о Пушкине, и приняла участие во Всероссийской видеоконференции образовательной программы «Гимназический союз России». Айсылу Хасанова, ученица VIII класса – призер научно-практической конференции «Онегинские чтения». Детям я даю наставления, что русский начинается с Пушкина, любовь к русскому языку всегда прививаю на примере высокого утонченного литературного языка самого Пушкина и его произведений. Ученица XI класса Виктория Фазилова - неоднократный призер республиканских олимпиад школьников по литературе, призер республиканской олимпиады по государственным языкам РТ. В этом учебном году мне улыбнулось счастье – моя ученица Кулшэн Гулиева, прекрасная азербайджанка, стала призером республиканской олимпиады школьников по русской (!) литературе. Принято считать, что в современном обществе авторитет учителя утерян. Может, показаться странным, но я считаю, что авторитет учителя завоевывается вот такими победами. Меня как учителя уважают и коллеги, и ученики, и их родители, и руководство. Ежегодно администрацией нашего района организуется чествование учителей, добившихся значительных результатов в педагогической деятельности. В этом учебном году я подготовила 5 победителей и 14 призеров муниципального этапа предметных олимпиад школьников по русскому языку и литературе. Мой авторитет – в высоких достижениях моего труда. Если простые деревенские ребятишки достигли таких высот в изучении русского языка и литературы – значит, я не зря занимаю свое место, значит, дети любят мои предметы. В нашей школе учатся и армяне, и марийцы, и узбеки. Так что есть наметки на будущее и в этой части моей работы. А мужества и решительности нам не занимать!
Отрадное событие произошло в нашей республике. Президентом Республики Рустамом Миннехановым 2018 год объявлен Годом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Проводится и планируется провести много мероприятий по этому случаю. Хочется верить, что традиция сохранится и такие же мероприятия будут организованы и в честь других литературных деятелей России, чьи имена связаны с нашей республикой и Казанью. В республиканском конкурсе Ораторского мастерства и выразительного чтения, посвященном Году Льва Толстого ученицы нашей школы завоевали призовые места, прочитав наизусть сказки Льва Николаевича, чем я безмерно горжусь. Ребятам очень нравится, когда мы вместе «открываем» новые произведения классиков, которые они доселе не знали, и которых нет в школьной программе по литературе. Хочется выразить мнение, что литература – мощное средство обучения русскому языку, литература и язык неразрывны, нужно только уметь находить ключики, способные заинтересовать маленького читателя.
Надежда есть всегда, она помогает нам жить, добиваться поставленных целей. Я надеюсь, что придут времена, когда на русиста прекратят «налагать санкции», повернутся лицом к его проблемам, поймут, насколько важен его профессиональный долг и сколько мужества ему требуется найти в своем сердце каждый день, чтобы дети сказали: «Русский – это круто! Я умею разговаривать на лучшем языке в мире. Я читаю произведения русских классиков и становлюсь лучше и добрее!»
Комментарийлар