Развитие и формирование личности учащихся на ценностях национальной культуры
Наталия АНТОНОВА,учитель удмуртского языка и литературы Мало-Лызинской средней школы Балтасинского районаМы живём в многонациональной Республике Татарстан, где создаются все условия для сохранения и р...
учитель удмуртского языка и литературы Мало-Лызинской средней школы Балтасинского района
Мы живём в многонациональной Республике Татарстан, где создаются все условия для сохранения и развития самобытности всех проживающих в ней народов. Уважение к своей и другой культуре приходит через её познание, через межличностные отношения, сердцевиной которых являются дружба и любовь людей не только своего, но и различных национальностей.
Большой вклад в развитие и существование языка вкладывают учителя родных языков. Благодаря своим родителям и учителю удмуртского языка и литературы, я очень полюбила свой родной язык. И не случайно выбрала профессию учителя именно родного языка. Меня очень волнует будущее удмуртского языка, его развитие. Я считаю, что именно на нас лежит ответственность за внедрение этнокультурного компонента государственного стандарта образования.
Необходимо отметить, что в настоящий момент региональный компонент имеет много аспектов – это не только язык, но и культура, история. И именно через изучение своей истории и культуры, познание своих корней дети приходят к пониманию необходимости изучения своего родного языка. Я думаю, что учитель родного языка и литературы должен владеть не только методикой его преподавания, но и сам должен быть «изюминкой», представителем удмуртского этноса, и это проявляется не только в работе, но и в жизни целом.
Ещё когда училась в школе, я знала, что стану учителем. После окончания школы, не задумываясь, поступила в Удмуртский педагогический университет на факультет удмуртской филологии, окончив который, пришла работать в родную школу. И вот уже почти 14 лет я работаю с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. И теперь я могу сказать, что я благодарна судьбе. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее моей нации. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Цель моей педагогической деятельности – развитие и формирование личности учащихся на ценностях национальной культуры в условиях регионального этнокультурного пространства.
Для успешного достижения задач, которые я ставлю перед собой, применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей класса, групп и отдельного ребенка.
Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики «открывали» новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Учащиеся с огромным желанием включаются в работу.
Предлагаю вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия, посвященного творчеству удмуртского писателя, педагога Григория Сергеевича Медведева.
Оформление: стенд, посвященный творчеству Г.С.Медведева, выставка книг.
Учитель. Здравствуйте, уважаемые учащиеся, учителя! Как вы думаете, в честь чего мы сегодня собрались? (Ответы детей.)
– А какие произведения писателя вы знаете? «Лӧзя бесмен», «Сютэм ар», «Выль дунне».)
– Все вы знаете, что наша школа и улица в Малых Лызях носят его имя, и что большинство людей, живущих на этой улице, носят фамилию Медведев. А ещё в нашей школе работали, учились его родственники, а на сегодняшний день у нас обучаются его внучатые племянники: это Дмитриев Сергей и Дмитриева Юля. Они родственники писателя по отцовской линии.
Звучит тихая удмуртская мелодия. (Каллен гинэ чузъяське удмурт крезьгур «Вордскем гуртэ».)
1-й ведущий. С чего начинается Родина? Каждый по-разному ответит на этот вопрос. Для кого-то Родина начинается с лучика солнца, который пробивается сквозь занавески, для кого-то с окошка, откуда виден далекий горизонт, а для Григория Медведева, нашего земляка, с дома, в котором он родился и, конечно же, с улицы, на котором расположен этот дом. Родной дом, родная улица, родная деревня. Сегодня они с нами, в нашей памяти. Они как живые, все время зовут, манят к себе.
2-й ведущий. Котькуд калыклэн, пичи-а со, бадзым-а, вань полаз синмаськымон но данъяськымон адямиосыз. Соос портэм удысын тыршо, портэм ужъесты быдэсъяло, портэм сямен малпасько но портэм сямен музъем вылти вамышъяло.
Озьы, кылем даурысь 20-ти аръеслэн шор вадесаз удмурт литературае йыгмыт вамышен пыриз Г.Медведев. Дано удмурт прозаиклы трос улыны оз ке но кылды, аслаз творчествоеныз со удмурт литератураын вунонтэм пытьы кельтиз.
1-й ведущий. Григорий Сергеевич Медведев родился 5 марта 1904 года в крестьянской семье в деревне Малые Лызи. После окончания трехклассной школы, будущий писатель поступает в удмуртскую учительскую семинарию в Елабуге, которая была затем переведена в Можгу и стала называться педтехникумом. Учась в Можгинском педтехникуме, Григорий Медведев активно занимался в литературно-творческом кружке, участвовал в выпуске рукописного журнала, на страницах которого в 1923 г. появились первые его литературные опыты. В 20-е годы, работая сначала учителем, а затем директором школы, в редакциях республиканских газет, Григорий Медведев часто выезжал в деревни в качестве пропагандиста, изучая жизнь крестьянина-удмурта, что и послужило материалом для его первых очерков и рассказов.
2-й ведущий. Пичиесь поизведениосыз полысь нимысьтыз висъяськыса уло «Сютэм ар» но «Выль дунне» веросъесыз. «Сютэм ар» веросаз со возьматиз 1921 арын луэм удмурт калыклэсь шугадзонъессэ. Татын ик со жутэ огазе луыса, огазе ужаса сютэм улонлэсь мозмытскон ужпумез. «Выль дунне» веросаз Г.Медведев азьпал улонлэсь кыче луонзэ 20- ти аръесы ик адзе, телевизорлэсь, аэропланъеслэсь луонзэс но мукет.
1-й ведущий. Та произведениосаз писательлы адями мылкыдэз умой-умой усьтыны шуггес вал, соин ик удмурт литератураын нырысьсэ гожтэм «Лозя бесмен» трилогияз мур-мур эскериз адямилэсь улон сюрессэ но лыдзись азе поттиз солэсь малпаськонъессэ, шумпотэмзэ но куректэмзэ. Трилогия потэм бере, трос гинэ писательес но критикъес вазиськылизы солы. Ас гожъямъесыз сярысь писатель шуэ: «Чеберлыко творчество туж секыт уж луэ. Сое одиг шоналскемен гинэ уд вормы. Дышетскем, дышетскем, вис карытэк дышетскем кулэ… Творчестволы сюлэммес сетыса, мылкыдмес со борды герзаса, ужмес яратыса, классовой данлыкмес, валанмес вылын, чылкыт возьыса, туала эпохалы ярамон чеберлыко произведениос кылдытом». Писательлы таче сямъес пычатонын бадзым инты басьтиз, луоз, дышетисез но. Мария Емельяновна Филиппова туж яратиз аслэсьтыз дышетскисьсэ. Со сярысь тазьы вералляз: «Гриша зеч дышетскиз, трос художественной книгаос лыдзылиз, чебер гожъяське вал, нош изложениосыз котькинлэсь умой пормылизы. Зэм, котькинлэн сюлмаз со шуныт малпан возе»
2-й ведущий. В 30-е годы в удмуртской литературе впервые появляется трилогия, автором которой является Григорий Медведев. Трилогия написана по свежим следам событий того времени. В романах показаны самобытные, запоминающиеся характеры и судьбы представителей крестьянства, запечатлены особенности жизни и быта удмуртов нашей местности; изменение психологии крестьянства и кулачества, мешающего проникновению нового в удмуртскую деревню. Тема человека, изменяющегося в новом труде – главная тема трилогии.
Учитель. А как зовут главного героя трилогии? (Запык Бутаров.)
– Да, именно он был главным героем произведения, который, проработав на шахте в Донбассе, приезжает на Родину и начинает в своей деревне создавать товарищество, так как на Украине впервые он понял значимость «коллектива и коллективной работы». А у этого героя в деревне был свой прототип, т.е. человек, который был и жил в реальной жизни, у которого многое в жизни сходно с главным героем – это Кузьма Семёнович Медведев. Именно он внес большой вклад в создание нашего колхоза, благодаря ему, его родственникам живет и процветает наш колхоз. Его сыновья Валентин и Анатолий работали в колхозе бригадиром и завскладом. До сих пор на руководящих постах трудятся его внуки: Николай Анатольевич и Николай Валентинович. Татьяна Валентиновна, всю жизнь проработала в колхозе кассиром, один из правнуков является главой Малолызинского сельского поселения (Медведев Дмитрий Николаевич), другой работает учителем информатики в Ципьинской школе (Медведев Евгений Николаевич). А наши учителя: Надежда Николаевна и Вероника Вениаминовна – правнучки Кузьмы Семеновича, Тамара Валентиновна – внучка Запыка Бутарова. Вот такое сильное и крепкое родословное древо главного героя трилогии писателя. И это наследие, пришедшее из глубины веков, пусть продолжается и в будущих поколениях.
1-й ведущий.
Синмаськымон писатель тон,
Инмысь кылъес од утчалля.
Сютэм аръес, секыт улон…
Озьы но тон од чигиськы.
Сюлмысь гожтэм веросъесыд
Туж трос кельто пытьыоссэ.
Нош юн чурыт малпанъесыд
Пуксьылизы книгаосэ.
Данъяськисько тонэн кемась:
Овол тон кадь писательес,
Адямиез вал тон гажась,
Тодо созэ трос калыкъес.
Мылкыдъесме трос воштыло.
Веросъесысь нощ кылъесыд
Синкылиез весь поттыло.
2-й ведущий.
В заключении хочется процитировать стихи сельского библиотекаря Розы Силютиной (очень жаль, что её с нами уже нет), которая посвятила к 100-летию писателя свои стихи.
Он прожил на земле очень мало,
Он многое сделать хотел.
Написать ещё много мечтал он,
Но очень жаль, не успел!
К нему в жизнь ворвались без стука,
Сослали его в Магадан…
Кончил он жизнь в страшных муках,
Сгубила судьба его там!
Дочь сиротою осталась,
Вдовою осталась жена,
Репрессий волна расплескалась,
Стонала родная страна!
Сколько ж вот таких прекрасных
Погибло её сыновей,
Сколько же в землю зарыто
Не сбывшихся новых идей!
Высокой ценой своей жизни
Вы за взгляды погибли свои,
Невинно убитые люди,
Поклон вам от нас до земли!
Родной наш земляк, наш Григорий,
Будешь вечно в сердцах наших жить.
Край, где родился и вырос,
Будет помнить тебя и любить!
Комментарийлар