Сельский учитель нового времени
Татьяна Дмитриевна ПАВЛОВА,учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Песчано-Ковалинской средней школы Лаишевского района.Какой он, сельский учитель нового времени?..Коне...
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Песчано-Ковалинской средней школы Лаишевского района.
Какой он, сельский учитель нового времени?..
Конечно же, это профессионал своего дела, это образец для подражания, творческий, целеустремленный человек. Но, прежде всего, это человек искренний, понимающий и уважающий своих учеников. Заходя в класс, учитель должен оставить все свои проблемы за порогом. Это я поняла, когда сама начала свою педагогическую деятельность. Конечно, серые будни захлестывают, появляются проблемы, но ученикам нет дела до твоих проблем, у них своих хоть отбавляй. Как же изо дня в день войти в класс с возвышенно настроенной душой? Где же взять силы для каждодневного вдохновения?
Учеников надо принимать такими, какие они есть, потому что каждый из них по-своему талантлив, каждый имеет свою «изюминку». Я просто стараюсь помочь каждому из них раскрыться. Моя задача – убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда. Читаешь детские отзывы, которые идут от сердца, а не по принуждению, и у тебя, словно вырастают крылья за спиной, ощущаешь себя счастливым человеком.
В детстве я и не думала быть учителем. Я грезила театром. Но в театре работать было не суждено, хотя и закончила режиссерский факультет с «красным» дипломом. В 1986 году пришла работать в школу старшей пионервожатой. В школу, в которой я проучилась 10 лет, в школу, в которой меня знали все учителя. И я увидела учительскую жизнь изнутри. Сельский учитель, как говорится в поговорке: «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Кроме уроков, работа в поле, мероприятия, конкурсы, олимпиады, педсоветы…
Но, самое главное, как всегда, на первом месте у меня – ученики. Девиз моей работы: «Каждое дело творчески». Созидать, творить, выдумывать, пробовать, исследовать – это мое обычное профессиональное состояние.
На сегодняшний день за плечами 28-летний педагогический стаж, и я ни разу не пожалела о том, что пришла работать в школу. За эти годы я достигла немалых успехов в педагогической деятельности, к тому же я освоила и третью профессию – профессию психолога. Тогда, в юности, когда я хотела быть только актрисой, мама спрашивала меня: «Зачем тебе это нужно?» Я отвечала ей, что только на этом поприще я могу принести пользу людям и обществу, а она только вздыхала. Но жизнь всегда расставляет все по своим местам. Неслучайно существует такая поговорка: «Все будет так, как надо, даже если это будет иначе». Как радовались родители, когда я поступила в педагогический институт, особенно мама, потому что ей вообще не довелось учиться, не в чем было ходить в школу. Родители гордились мной, что буду теперь учителем, а не какой-нибудь артисткой, что наконец-то я обрету (как они и хотели) настоящую, стоящую профессию. И я закончила вуз, несмотря на все трудности (я была уже замужем и имела двоих маленьких детей), только ради памяти мамы. Мою радость от окончания института она уже со мной не могла разделить, умерла…
Я часто задаю себе вопрос: «А почему все так удачно складывается на работе, почему ученики меня любят и уважают? Ответ, скорее всего, заключается в том, что я люблю то, что преподаю, и я люблю тех, кому преподаю. И мне возвращается все сторицей.
Ученики очень чутко чувствуют фальшь, они не воспринимают слов, идущих не от сердца, они не воспринимают наставленья учителя, которые он не выполняет сам, они не прощают бессердечия. А если учитель будет правдивым, добрым, терпимым, то он всегда будет заслуживать уважения к себе, в какое бы время он ни работал.
Я учитель высшей квалификационной категории. Для простого человека, человека иной специальности, мало что говорит эта формулировка, а вот слова учеников: «добрая, позитивная, хорошая, лучшая, знает много интересного, очень умная, интересный человек, интеллигентная, внимательная, вторая мама, красивая…» говорят о многом. Еще хочется добавить к словам учеников, что я - дитя природы, поэтому радуюсь солнцу, небу, дождю, снегу – всему, что меня окружает. Я радуюсь каждому прожитому дню. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники тоже умели видеть красивое в обыденной жизни. Я – человек, носитель разума и духовности, поэтому моя цель – научить ребят любить и ценить друг друга, соблюдать «золотое правило» нравственности – относиться к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе. Я представитель той части человечества, которая носит звание Дама, Мать, поэтому моя цель – создавать счастье и благополучие близким мне людям, вдохновлять детей, мужа на благородные поступки. Я – дочь своего Отечества, поэтому я горжусь своей родиной, честно делаю свое дело во имя блага своей страны. По натуре я – оптимист:
Мне кажется, имея большой педагогический опыт, я уже могу дать совет и наказ молодым учителям: «Учитель! Тебе доверяют родители своих детей. В твоей власти повлиять на характер ребенка, добром укрепить его ранимую душу. Создай ученику комфортную обстановку, ситуацию успеха, атмосферу взаимопонимания и доброжелательности, обеспечивающую ему возможность реализовать свои способности. Строй отношения с детьми на принципе сотрудничества, сотворчества, содружества. Сам созидай, твори, выдумывай, пробуй, исследуй, но только, чтобы все шло только на пользу ученику!»
Вот таким, на мой взгляд, должен быть сельский учитель нового времени, да и во все времена.
Комментарийлар