Сюрприз для будущих первоклассников
(Паспорт проектной работы по технологии. IV класс)Галина НЕМТЫШКИНА, Гульнара ЗИННАТУЛЛИНА,учителя начальных классов высшей квалификационной категорииТип проекта: краткосрочный, внутриклассный, практи...
(Паспорт проектной работы по технологии. IV класс)
Галина НЕМТЫШКИНА, Гульнара ЗИННАТУЛЛИНА,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
Тип проекта: краткосрочный, внутриклассный, практико-ориентированный, монопроект.
Цель проекта: создать поделку-сюрприз для будущих первоклассников, которая поможет им легче адаптироваться к школе.
Задачи проекта:
‒ формировать умение осмысливать поставленную задачу;
‒ формировать поисковые умения учащихся;
‒ развивать умения планировать свою работу;
‒ совершенствовать приемы работы с разными материалами;
‒ способствовать развитию умения сотрудничества в группе;
‒ развивать умения представлять свой проект.
Планируемые результаты:
В ходе работы над проектом учащиеся научатся:
‒ осознавать значимость выбранной поделки,
‒ находить способы действия, привлекая знания из различных областей,
‒ находить полезную информацию, необходимую для изготовления поделки, из дополнительных источников,
‒коллективно спланировать работу,
‒ во взаимодействии с партнерами по группе готовить составные части поделки,
‒ аккуратно работать с разными материалами,
‒ эстетично оформлять и корректировать окончательный вариант поделки,
‒ презентовать проект,
‒ оценивать результаты своей работы.
Вопросы проекта:
‒ Что такое сюрприз?
‒ Какие бывают сюрпризы?
‒ Из чего можно изготовить сюрприз?
Материалы и оборудование: бумага, картон, наклейки, фетр, фотографии, фольга, калька, пластилин, ленточки, использованные коробки, втулки, фломастеры ножницы, клей, мультимедийный экран, оформление доски.
Предполагаемый продукт проекта: выставка сюрпризов: медали, газета, книжка-раскладушка, органайзер.
Этапы проектной работы.
I этап. Подготовительный
- Осознать цель выполняемой работы.
- Выбрать продукт соответствующий теме проекта.
- Изучить понятия, необходимые для изготовления поделки.
- Выбрать способы изготовления поделки.
- Обсудить материалы и инструменты для работы.
II этап. Планирование и организация деятельности
- Обсудить название проекта.
- Распределить обязанности в группе.
- Продумать составные части проекта.
- Сделать заготовки для окончательного варианта проекта.
III этап. Практический
Выполнение запланированной работы: сборка деталей, внесение несущественных изменений, устранение недостатков.
IV этап. Презентационный
Представление и защита работ.
V этап. Рефлексивный (контрольно-оценочный)
Анализ результатов работы над проектом каждой группы, самооценка.
Технологическая карта
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Вступительная часть. Эмоционально-волевая регуляция Цель: определить настроение детей, подбодрить, учить поддерживать друг друга | ||
– Покажите, с каким настроением вы начинаете урок. – Возьмитесь всей группой за руки, передайте друг другу хорошее настроение | Дети поднимают «сигналы»: красный – радостное, жёлтый – приятное, зелёный – спокойное, синий – грустное, фиолетовый – тревожное, чёрный – плохое | Личностные:с амоопределение. Регулятивные: осознание. Коммуникативные: умение взаимодействовать с партнерами по группе |
II. Актуализация знаний, формулирование темы Цель: стимулировать интерес к выполнению работы, актуализировать знания понятия «сюрприз», учить рассказывать о своем опыте, о видах работы над изготовлением сюрпризов | ||
Звучит отрывок из песни «Сюрприз». ‒ Скажу вам честно, прямо, не тая: люблю, когда сюрпризы получаю я! Хочу у вас, друзья мои, узнать: а вы – любители сюрпризы получать? | Отвечают | Предметные: умение самостоятельно формулировать тему и цель. Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету. Познавательные: умение раскрывать значение понятия. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога |
– А что такое сюрприз? – Какие сюрпризы любите вы? – Какие сюрпризы получали? – У меня для вас маленький сюрприз | Отвечают на вопросы | |
(Показ в презентации фотографий детей в детском саду.) | Смотрят, удивляются, улыбаются | |
– Кого разглядели на фото? – Где это вас засняли? – Помните ли себя в детском саду? О чём мечтали? – А в школу хотели пойти? | Отвечают на вопросы | |
– Какое отношение к нашему уроку имеет сюрприз и ваши фото из детского сада? – Верно. Скоро в наш класс придут новые ученики, которые сейчас пока еще ходят в детский сад. – Легко ли им будет привыкнуть к школе? – Как вы можете им помочь? | Дети говорят тему урока. Отвечают на вопросы | |
– Какой сюрприз для будущих первоклассников готовит ваша группа? | Представитель каждой группы говорит название поделки. | |
III. Повторение этапов проектной работы Цель: актуализировать умения работать по плану, вспомнить этапы проектной деятельности, повторить правила техники безопасности | ||
– Давайте вспомним, какие этапы нашего проекта мы уже выполнили. – С чего вы начали работу? – Далее рассказываете вы, а я открываю на экране названные вами этапы | Дети называют этапы: 1. Выбрать сюрприз. 2. Изучить необходимые понятия для работы. 3. Выбрать способы изготовления. 4. Обсудить название проекта. 5. Распределить обязанности. 6. Продумать и изготовить составные части поделки | Предметные: умение планировать работу над поделкой знать правила техники безопастности (ТБ). Регулятивные: умение выполнять работу по заданному алгоритму. Личностные: проявлять интерес к составлению продуманного плана. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для представления своего знания |
– Какие этапы работы вам осталось выполнить? | 1. Собрать окончательный вариант проектной работы. 2. Устранить недостатки. 3. Защитить проект. 4. Оценить проект | |
– Прежде чем вы начнете работать разрешите задать вам три небольших вопроса? (На экране – вопросы по правилам ТБ.) – Как работать с ножницами? – Какую рану можно нанести фольгой или бумагой? – Может ли навредить клей? | Дети называют правила ТБ при работе с ножницами, фольгой, клеем | |
Физминутка. – Ну-ка дружно поднимитесь и направо повернитесь, и налево развернитесь. Широко всем улыбнитесь. Все под парту наклонитесь, потянитесь, растянитесь. Снова дружно улыбнитесь, делом быстренько займитесь | ||
IV. Практическая работа Цель: учить выполнять сборку проектной работы во взаимодействии с партнерами по группе, определять и устранять недостатки в работе | ||
Учитель контролирует выполнение работы группами. При необходимости помогает в трудные моменты | Дети выполняют сборку поделки, корректируют работу. Исправляют недостатки. | Предметные: умение работать с изученными материалами и инструментами, не забывая о ТБ. Регулятивные: распределять обязанности для выполнения учебного задания, выполнять задание в соответствии с планом. Познавательные: проводить анализ объектов, самостоятельно создавать способов решения проблем творческого характера. Личностные: проявлять желание улучшить групповую работу. Коммуникативные: строить понятное для партнёра высказывание в рамках учебного диалога, приходить к общему мнению при совместной работе |
V. Защита проектов Цель: учить презентовать выполненную работу кратко, лаконично, по плану, не превышая регламент; формировать умения отвечать на вопросы по проекту | ||
Учитель помогает расположить работу группы на выставку | Дети защищают свой проект по плану. Можно всей группой можно отдельными представителями. Примерный план защиты. 1. Название работы. 2. Цель выполнения, нужность работы. 3. Какие понятия изучили в ходе работы? 4. Какие способы изготовления использовали. 5. Итог работы (что получилось). 6. Дополнительная информация (если позволяет время) | Предметные: рассказывать о поделке, используя термины технологии изготовления. Регулятивные: умение регулировать ход рассказа, придерживаясь регламента. Познавательные: умение сообщать новые изученные понятия. Личностные: умение слушать и слышать сообщение товарищей адекватно реагировать на замечания. Коммуникативные: умение взаимодействовать с партнером по презентации, вести диалог при ответе на вопросы |
Остальные группы, а также гости могут задать вопросы. Если вопросов не будет, учитель задает каждой команде вопросы сама. Для газеты: Что бы вы хотели ещё показать будущим первоклассникам в нашей школе? Что бы вы рассказали об учителях? Для медалей: Где ещё можно использовать такие медали? Какие трудности были при изготовлении? Почему только 7 медалей? Для книжки: Назовите некоторые самые важные на ваш взгляд ППД для малышей. Трудно ли работать с фетром? Почему? Для органайзера: Какие трудности при работе были у вас? У вас органайзер-старинный замок. А в виде чего еще можно его сделать? | (Отвечают на вопросы.) | |
VI. Рефлексия Цель: учить оценивать результаты своей работы, приходить к общему мнению при оценивании выполнения учебного задания | ||
Учитель раздает листы рейтинговой оценки проекта гостям (в начале урока) и детям | Сначала свои оценки объявляют группы. Затем дети слушают оценки гостей и сравнивают со своими баллами | Предметные: оценивать работу, учитывая полученные умения по предмету. Регулятивные: осуществлять самоконтроль и уметь оценивать результат по заданным критериям. Личностные: адекватно реагировать на оценивание соего результат другими. Коммуникативные: умение прислушиваться к мнению партнеров по группе, приходить к общему мнению при оценке своей работы. |
– Покажите ваше настроение в конце урока. – Похвалите друг друга за работу | Дети поднимают «сигналы»: красный – радостное, жёлтый – приятное, зелёный – спокойное, синий – грустное, фиолетовый – тревожное, чёрный – плохое |
Рейтинговая оценка проекта
Оценка работы | |||||
Критерии | Баллы | Оценка | |||
Стенгазета «Классная школа» | Органайзер «Старинный замок» | Книжка-раскладушка «ПДД для будущих первоклассников» | Медаль «Лучший первоклассник» | ||
1. Актуальность выбранной поделки (нужность поделки). 2. Слаженность работы в группе (дружно ли работали, были ли разногласия, ссоры). 3. Выбранные способы изготовления поделки (много, мало, достаточно) 4.Аккуратность выполнения, эстетичность. | От 5 до 10 От 5 до 10 От 5 до 10 От 5 до 10 | ||||
Оценка защиты | |||||
1. Краткость, точность выступления. 2. Уверенность при рассказе. 3. Распределение ответа между членами группы. 4. Умение отвечать на вопросы | От 5 до 10 От 5 до 10 От 5 до 10 От 5 до 10 | ||||
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА |
САМОАНАЛИЗ
Тему нашего проекта мы решили сделать созвучной нашему семинару, дабы фантазия детей безгранична, интерес приготовить что-то значимое для первоклассников у детей высокий. Я стараюсь всегда к подготовке будущих первоклассников привлекать четвероклассников.
Цель проекта: создать поделку-сюрприз для будущих первоклассников, которая поможет им легче адаптироваться к школе.
Я поставила задачи проекта:
– формировать умение осмысливать поставленную задачу;
– формировать поисковые умения учащихся;
– развивать умения планировать свою работу;
– совершенствовать приемы работы с разными материалами;
– способствовать развитию умения сотрудничества в группе;
– развивать умения представлять свой проект.
Планируемые результаты: Хотелось добиться таких результатов, и считаю:
В ходе работы над проектом закрепляли, совершенствовали такие умения как
– осознавать значимость выбранной поделки,
– находить способы действия, привлекая знания из различных областей;
– находить полезную информацию, необходимую для изготовления поделки, из дополнительных источников;
– коллективно спланировать работу;
– во взаимодействии с партнерами по группе готовить составные части поделки;
– аккуратно работать с разными материалами;
– эстетично оформлять и корректировать окончательный вариант поделки;
– презентовать проект;
– оценивать результаты своей работы.
Дети меня не повели, как всегда от души трудились, фантазировали, придумывали. Очень понравились выступления ребят и их ответы на вопросы.
Из недостатков, или недоработок считаю неуверенную самооценку или ...
Комментарийлар