Татарская народная сказка «Три сестры»
(Урок литературного чтения во II классе по программе «Начальная школа XXI века») Галина ШОНИНА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №26 г. НижнекамскаЦели:- Созда...
(Урок литературного чтения во II классе по программе «Начальная школа XXI века»)
Галина ШОНИНА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №26 г. Нижнекамска
Цели:
- Создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки «Три сестры»;
- Формировать умения выражать свои мысли и чувства; способствовать развитию речи, памяти, мышления;
- Содействовать воспитанию уважения к старшим, к маме.
Тип урока: комбинированный с элементами проекта.
Планируемые результаты:
личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь, внимательность.
метапредметные:
регулятивные – планируют решение учебной задачи;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют модель обложки книги;
коммуникативные – описывают героев сказки, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
предметные – называют жанры и тему изученных произведений, получат возможность понимать нравственное содержание прочитанного произведения, сравнивать тексты сказок.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, коллективная, работа в парах.
Средства обучения: учебник «Литературное чтение», рабочая тетрадь №2, презентация, задания для работы в парах, группах.
Ход урока
Эмоциональный настрой
Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на уроке.
– Вы разделились на бригады, выбрали бригадиров, счетоводов и наблюдателей.
– Начнем.
– Назовите произведения.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
2.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
– Что объединяет эти произведения? (Это сказки)
(Слайд 1. Что за прелесть эти сказки)
– На какие две группы делятся сказки? (На литературные и авторские)
– А чем они отличаются?
– А авторские и народные делятся на три вида. Какие? (Волшебные, бытовые и о животных)
(Слайд 2. Виды сказок)
III. Сообщение темы урока.
– Сказка обязательно учит чему-то, несет с собой мудрую мысль.
– Зачем нам знать и изучать сказки других народов?
– В какой республике мы живем? (В Татарстане)
Татары – народ, составляющий основное население Татарии. Образовали свое государство «Золотая Орда» в XIII-XV вв. Татары имели свою письменность и школы, где обучали чтению священного писания. Интересное и богатое устное народное творчество. В этом вы сегодня убедитесь.
Сегодня будем составлять алгоритм работы с произведением, и поможет нам произведение татарского народа «Три сестры»
– К какому жанру оно относиться?
– Докажем, прослушав, но в тексте встретятся малознакомые слова.
тяжко заболела – тяжело
поспешили – быстро пришли
печальная весть – грустная, горестная
вовек – всегда, вечно
ярмарка – большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте
холст – льняная ткань из толстой пряжи.
кустарный – относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом.
(Чтение 3-х первых абзацев.)
– Что произошло дальше, как вы думаете? (Ответы детей)
(Чтение до конца.)
– Понравилось? Чем?
– Так к какому жанру относиться произведение?
– Какая это сказка? (Волшебная)
(Слайд 4. Название сказки «Три сестры»)
– Сегодня к концу урока каждая бригада должна будет сделать проект.
– С чего начнем? (Заголовок)
– Что он нам показывает?
– Почему же эта сказка так называется?
– С какими героями вы познакомились?
(Первая бригада разбирает образ 1-ой дочери, вторая – образ 2-ой дочери, третья – образ 3-ей дочери.)
– Найдите и прочитайте о них.
(Чтение бригад образов дочерей. Наблюдатели наблюдают и отмечают.)
(Обсуждение образов героев.)
– Представили свой персонаж. Нарисуйте.
(На доске уже появились названия и текст у каждой бригады.)
(Слайд 5. Иллюстрация к сказке.)
– Покажите свои рисунки и прикрепите на проект.
– Представили, увидели, а теперь охарактеризуйте. (Бригады обговаривают и оформляют свои проекты)
– В какой раздел входят сказки? (Фольклор)
– Назовите произведения фольклора. (Пословицы, загадки…)
– Так пословица учит, одобряет, наставляет. Найдите и к вашему произведению пословицу. (Оформление и чтение.)
–Мудрый народ составил много пословиц о маме. Прочитаем.
(Слайд 6. Пословицы.)
(Чтение бригадами и обсуждение. Какая пословица подходит к произведению.)
– Татарский народ сочинил много прекрасных произведений, написал музыку, послушаем и потанцуем.
Физминутка. (Танцуем под тат. музыку)
– Кто самый дорогой человек на свете? Мама самый дорогой человек для каждого из нас.
– А что бывает с теми, кто не заботиться о своей маме? Близких?
– Почему белочка превратила дочерей? (Две дочери могли помочь, но не захотели.)
Бригады доказывают:1 бригада – черепаха, 2 бригада – паук, 3 бригада – пчелка
–А теперь найдите в энциклопедии и напишите интересные факты о этих животных. (В бригадах идет оформление.)
Чтобы много знать – надо много …(Знать)
– А какие книги по этой тематике вы бы порекомендовали к чтению другим ребятам. (Дети оформляют раздел «Литература»)
– А теперь нужно отметить состав бригады и подготовить защиту.
(Один ребенок из каждой бригады идет к своему проекту и защищает.)
– Кто готов рассказать, как нужно работать над произведением.
Алгоритм работы. (Ученики в обсуждении выводят алгоритм.)
– Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке самооценке.
– С каким произведением познакомились? Сколько было настоящих дочерей?
(Слайд 7 Доброта всегда вознаграждается.)
Слово наблюдателям. (Урок заставил меня задуматься о том, что …)
Фиксация интереса к уроку.
– А теперь нам бы хотелось узнать с каким настроением вы уйдете с этого урока. Покажите смайлики.
Оценивание. Подарок от пчелки.
VII. Домашняя работа.
Галина ШОНИНА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №26 г. Нижнекамска
Цели:
- Создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки «Три сестры»;
- Формировать умения выражать свои мысли и чувства; способствовать развитию речи, памяти, мышления;
- Содействовать воспитанию уважения к старшим, к маме.
Тип урока: комбинированный с элементами проекта.
Планируемые результаты:
личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь, внимательность.
метапредметные:
регулятивные – планируют решение учебной задачи;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют модель обложки книги;
коммуникативные – описывают героев сказки, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
предметные – называют жанры и тему изученных произведений, получат возможность понимать нравственное содержание прочитанного произведения, сравнивать тексты сказок.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, коллективная, работа в парах.
Средства обучения: учебник «Литературное чтение», рабочая тетрадь №2, презентация, задания для работы в парах, группах.
Ход урока
- Организация начала урока.
Эмоциональный настрой
Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на уроке.
– Вы разделились на бригады, выбрали бригадиров, счетоводов и наблюдателей.
– Начнем.
- Актуализация знаний обучающихся.
– Назовите произведения.
- Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
2.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
- Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.
– Что объединяет эти произведения? (Это сказки)
(Слайд 1. Что за прелесть эти сказки)
– На какие две группы делятся сказки? (На литературные и авторские)
– А чем они отличаются?
– А авторские и народные делятся на три вида. Какие? (Волшебные, бытовые и о животных)
(Слайд 2. Виды сказок)
III. Сообщение темы урока.
– Сказка обязательно учит чему-то, несет с собой мудрую мысль.
– Зачем нам знать и изучать сказки других народов?
– В какой республике мы живем? (В Татарстане)
Татары – народ, составляющий основное население Татарии. Образовали свое государство «Золотая Орда» в XIII-XV вв. Татары имели свою письменность и школы, где обучали чтению священного писания. Интересное и богатое устное народное творчество. В этом вы сегодня убедитесь.
Сегодня будем составлять алгоритм работы с произведением, и поможет нам произведение татарского народа «Три сестры»
– К какому жанру оно относиться?
- I Изучение нового материала.
– Докажем, прослушав, но в тексте встретятся малознакомые слова.
- Словарная работа. (Слайд 3.)
тяжко заболела – тяжело
поспешили – быстро пришли
печальная весть – грустная, горестная
вовек – всегда, вечно
ярмарка – большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте
холст – льняная ткань из толстой пряжи.
кустарный – относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом.
- Первичное знакомство с произведением.
(Чтение 3-х первых абзацев.)
– Что произошло дальше, как вы думаете? (Ответы детей)
(Чтение до конца.)
– Понравилось? Чем?
- Применение теоретических положений.
– Так к какому жанру относиться произведение?
– Какая это сказка? (Волшебная)
(Слайд 4. Название сказки «Три сестры»)
– Сегодня к концу урока каждая бригада должна будет сделать проект.
– С чего начнем? (Заголовок)
– Что он нам показывает?
- Работа по содержанию прочитанного текста.
– Почему же эта сказка так называется?
– С какими героями вы познакомились?
- Творческая работа в группах.
(Первая бригада разбирает образ 1-ой дочери, вторая – образ 2-ой дочери, третья – образ 3-ей дочери.)
– Найдите и прочитайте о них.
(Чтение бригад образов дочерей. Наблюдатели наблюдают и отмечают.)
- V. Закрепление изученного.
(Обсуждение образов героев.)
– Представили свой персонаж. Нарисуйте.
(На доске уже появились названия и текст у каждой бригады.)
(Слайд 5. Иллюстрация к сказке.)
– Покажите свои рисунки и прикрепите на проект.
– Представили, увидели, а теперь охарактеризуйте. (Бригады обговаривают и оформляют свои проекты)
– В какой раздел входят сказки? (Фольклор)
– Назовите произведения фольклора. (Пословицы, загадки…)
– Так пословица учит, одобряет, наставляет. Найдите и к вашему произведению пословицу. (Оформление и чтение.)
–Мудрый народ составил много пословиц о маме. Прочитаем.
(Слайд 6. Пословицы.)
(Чтение бригадами и обсуждение. Какая пословица подходит к произведению.)
– Татарский народ сочинил много прекрасных произведений, написал музыку, послушаем и потанцуем.
Физминутка. (Танцуем под тат. музыку)
– Кто самый дорогой человек на свете? Мама самый дорогой человек для каждого из нас.
– А что бывает с теми, кто не заботиться о своей маме? Близких?
– Почему белочка превратила дочерей? (Две дочери могли помочь, но не захотели.)
Бригады доказывают:1 бригада – черепаха, 2 бригада – паук, 3 бригада – пчелка
–А теперь найдите в энциклопедии и напишите интересные факты о этих животных. (В бригадах идет оформление.)
Чтобы много знать – надо много …(Знать)
– А какие книги по этой тематике вы бы порекомендовали к чтению другим ребятам. (Дети оформляют раздел «Литература»)
– А теперь нужно отметить состав бригады и подготовить защиту.
(Один ребенок из каждой бригады идет к своему проекту и защищает.)
– Кто готов рассказать, как нужно работать над произведением.
Алгоритм работы. (Ученики в обсуждении выводят алгоритм.)
- Прочитать заголовок. (Подумать о чем произведение)
- Прочитать текст.
- Ответить на вопросы.
- Установить главных героев.
- Представить их и охарактеризовать.
- Подобрать пословицу.
- Найти интересные факты.
- Подобрать подобные произведения.
– Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке самооценке.
- VI. Итог урока. Рефлексия.
– С каким произведением познакомились? Сколько было настоящих дочерей?
(Слайд 7 Доброта всегда вознаграждается.)
Слово наблюдателям. (Урок заставил меня задуматься о том, что …)
Фиксация интереса к уроку.
– А теперь нам бы хотелось узнать с каким настроением вы уйдете с этого урока. Покажите смайлики.
Оценивание. Подарок от пчелки.
VII. Домашняя работа.
- Творческая работа – рассказывание сказки от «лица» белочки. Кому это будет сделать трудно, то…
- с.87-89, вопросы.
Комментарийлар