Взаимодействие общего и дополнительного образования
Татьяна ЧИГАРИНА, заместитель директора по учебной работе Дома детского и юношеского туризма и экскурсий Московского района г. Казани.Гульсина АБАЙДУЛЛОВА, педагог дополнительного образования Дома дет...
Татьяна ЧИГАРИНА, заместитель директора по учебной работе Дома детского и юношеского туризма и экскурсий Московского района г. Казани.
Гульсина АБАЙДУЛЛОВА, педагог дополнительного образования Дома детского и юношеского туризма и экскурсий Московского района г. Казани.
Внеурочную деятельность, в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), можно рассматривать как процесс взаимодействия школы – учреждения дополнительного образования – обучающихся в ходе образовательной и воспитательной деятельности, осуществляемой в рамках внеурочной работы, направленной на достижение определенных целей для самореализации школьника.
Становление новой системы образования в нашей стране сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: иное содержание, иные подходы, иные отношения. В данных условиях усиливается роль дополнительного образования, так как именно с его помощью мы имеем максимальные возможности для развития скрытого потенциала подрастающего поколения.
Дополнительное образование детей выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников.
Актуальность рассмотрения проблемы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов обозначена необходимостью разрешения противоречия, которое заключается в несоответствии возможностей общеобразовательных учреждений и растущих социальных требований к качеству образования.
Работая в тесном сотрудничестве с 15 общеобразовательными учреждениями Московского района наш Дом детского и юношеского туризма и экскурсий участвует в организации внеурочной занятости детей, тем самым помогая школам решать проблему недостатка ресурсов для организации внеурочной деятельности: кадровых, финансовых. Организация взаимодействия с общеобразовательными учреждениями осуществляется посредством заключения договоров о сотрудничестве. Партнерские отношения предусматривают сетевое взаимодействие по реализации педагогами дополнительного образования программ внеурочной деятельности на базе школ. Педагог дополнительного образования в соответствии с планом школы и расписанием организует внеурочную деятельность во внеурочное время.
Ребята имеют возможность заниматься на базе своих школ по 5 направлениям: туристско-краеведческое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, эколого-биологическое. Содержание программ дополнительного образования не только знакомит ребят с культурными, историческими ценностями нашего края через экскурсионную деятельность и музейно-педагогические занятия, но и дает первые навыки туризма, в т.ч. семейного (походы выходного дня), а также помогает совершенствоваться физически и духовно.
Миссия дополнительного образования состоит в максимальном привлечении школьников в специально организованную, благоприятную среду в свободное от школы время. Решая данную проблему, мы стремимся помочь ребенку на начальном этапе выявить способности, которые помогут ему самоопределиться и занять свое место в социуме. Для решения данной задачи проводим Дни открытых дверей, организуем работу в группах сменного состава в каникулярное время, проводим мини-соревнования для обучающихся школ района: «У истоков туризма», «Ориент-шоу», где ребята знакомятся впервые с такими видами спорта как спортивное ориентирование и туристское многоборье. Немаловажно отметить, что успех таких мероприятий зависит от партнерских отношений между педагогами школ и дополнительного образования: только единая цель и взаимодействие могут дать хорошие всходы, и напротив зависть, соперничество посеет ростки раздора.
Дом детского и юношеского туризма и экскурсий Московского района располагает высокопрофессиональным педагогическим коллективом, готовым к целостному применению теоретических знаний, практических умений и навыков, с высоким уровнем развития педагогического мышления, умеющим самостоятельно и творчески решать комплексные задачи, необходимые для воспитания молодого поколения в духе нравственных устоев и культурных традиций предков.
Объединения спортивной направленности ориентированы на формирование не только основных физических качеств у подростков (сила, быстрота, выносливость, ловкость и т.д.), но и воспитание у них профессионально-прикладных качеств личности (самообладания, решительности, целеустремленности и т.д.). Существующая система физкультурно-спортивной работы в нашем учреждении успешно решает основные возлагаемые на нее задачи. Она обеспечивает должный уровень здоровья и физического развития школьников, интегрирует духовный и физический потенциал будущих специалистов, формирует у школьников потребность в здоровом образе жизни, пробуждает интерес к физкультурно-спортивной деятельности, позволяет в полной мере реализовать её огромный гуманистический потенциал. О чем говорят высокие достижения обучающихся объединений «Спортивного ориентирования» и «Туризма».
Невозможно переоценить роль учреждения дополнительного образования в подготовке молодых людей к прохождению службы в рядах Вооруженных Сил Российской армии. Деятельность нашего учреждения в данном направлении строится в тесном взаимодействии с образовательными школами: ежегодно для старшеклассников Московского района проводится военно-патриотическая игра «Зарница», которая требует системного изучения предметов, составляющих суть военно-прикладного спорта, по нашему мнению, знания, полученные ребятами, не проходят даром.
Таким образом, вся работа по патриотическому воспитанию строится по схеме: обучающиеся младшего школьного возраста осуществляют знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории своего края через примеры прошлого и настоящего своей семьи, города, тем самым, проращивая семена любви к родной земле, гордость за принадлежность к своей родине.
В среднем школьном возрасте продолжаем формирование личности патриота не только через пассивную передачу знаний в рамках предметных линий, но и через активное участие школьников в проектировочной, игровой, исследовательской, спортивной деятельности.
В старшем школьном возрасте завершается формирование гражданского сознания выпускника учреждения дополнительного образования – гражданина России и патриота своей Родины, умеющего самостоятельно принимать решения и готового к действенному служению Отечеству. Для которого слова из известного фильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать» становятся девизом всей жизни.
Взаимодействие общего и дополнительного образования базируется на основе целостности образования, единства образовательного процесса; строится на принципах синергетического, средового подходов. Интеграция общего и дополнительного образования необходима для целостного и разностороннего развития личности ребенка в русле компетентностного подхода, а взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в едином культурно-образовательном пространстве становится механизмом преодоления дискретности образовательных процессов становления личности, создание пространства её самоопределения, идентичности и социокультурной деятельности.
Комментарийлар