Фаяз Хузин: «Археология – фундамент истории»
«И даже спорить об этом не нужно!» – говорит доктор исторических наук, член Академии наук Татарстана, главный научный сотрудник Института археологии им. А. Х. Халикова Фаяз Шарипович Хузин.
Письменность возникла не одновременно с появлением человека, поэтому этот период истории с помощью летописей изучить не получится при всем желании. И здесь свою роль играет археология.
Мы не просто так решили осветить тему археологии в нашем материале, на то был ряд причин.
Начиная с нового учебного года, согласно приказу Министра образования России Сергея Кравцова, в школах будут организованы еженедельные уроки профориентации для учеников 6-11 классов. В этой статье наши читатели смогут больше узнать об археологии, и , возможно, кто-нибудь из них выберет ее в качестве будущей профессии.
Вторая причина связана с тем, что в августе в Татарстане отмечают сразу несколько праздников: 30 августа – День Республики Татарстан и города Казани, 15 августа – профессиональный праздник археологов. И заключительная причина связана с главным героем нашего материала – для Фаяза Хузина август является памятным месяцем. В этом году исполнилось ровно пятьдесят лет, как он вступил в мир археологии.
– Фаяз Шарипович, можно ли изучить историю древней цивилизации, опираясь лишь на археологию? Ведь в основном на местах раскопок удается обнаружить лишь осколки посуды, кости людей и животных, оружие и инструменты труда, женские украшения. К тому же большинство из них сломано и разрушено.
– На первый взгляд, так и есть. Однако эти осколки мы находим не на пустом месте. Некогда это были людские поселения. Все археологические находки – результат раскопок жилых домов, хозяйственных построек, ремесленных мастерских, храмов, начиная со времен каменного и бронзового веков. В Биляре и Болгаре сохранились каменно-кирпичные мечети, мавзолеи, бани. Человеческие кости связаны с древними кладбищами. На языческих кладбищах много находок: горшки-кувшины, оружие (в мужских захоронениях), украшения (в женских). В более поздних периодах хоть и редко, но встречаются медные и серебряные монеты. К тому же у разных народов особые обряды похорон, свойственные только им украшения. Если пристально все это изучать, появляется возможность достаточно полно представить материальную и духовную культуру наших предков; особенности их хозяйства, торговые и культурные связи, которые они выстраивали с соседними народами и иностранными государствами. А вот попробуйте представить историю наших предков, живших на территории Болгар, не опираясь на археологию. История таких древних городов, как Болгар, Биляр, Казань, Джукетау, Алабуга, писалась археологами. Археология пронизывает всю нашу историю.
Хочется сказать еще вот что: историки обращаются к помощи археологии даже в тех случаях, когда письменные источники есть и их достаточно. Например, документы Российского государства с XVII–XVIII веков хранятся в архивах. Однако знаменитые архитектурные памятники того времени (церкви, общественные здания) разрушены и не сохранились до наших дней. Археологи ведут раскопки на местах их построения, и после реставрации эти исторические здания становятся интересными историческими объектами, привлекающими туристов. Таких объектов много и в самом Татарстане. Возьмите, например, памятники Казанского ханства, остров-град Свияжск...
– Действительно, в последние годы открытия татарстанских археологов получили мировую известность. Сначала в Казанском Кремле, потом в Болгаре и Свияжске. Открытые там исторические сооружения попали в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом есть и Ваш вклад.
– Да, в нашей республике насчитывается более трех тысяч археологических памятников. Среди них самые известные – Болгар, Биляр, Сувар, Джукетау, Казанский Кремль, Алабуга («Чертовый город»). Изучение Казанского Кремля мой наставник Альфред Хасанович Халиков начал еще в 70-е годы прошлого века. Я, как его ученик, продолжил эту работу, но уже в новых условиях. В результате наших открытий нам посчастливилось включить Казанский Кремль в список обектов ЮНЕСКО, который упоминался ранее. Опираясь на опыт казанской археологии, экспедиция под руководством уже моего ученика, Айрата Ситдикова, успешно провела раскопки в Болгаре и на острове-граде Свияжске. Эти работы были профинансированы Фондом возрождения памятников истории и культуры «Возрождение», который появился по инициативе первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. В скором времени мы хотим снова начать изучение территории Биляра, которому в последнее время уделялось мало внимания. В этом направлении готово помочь руководство фонда «Возрождение».
– Раз речь зашла о Биляре, то, если не ошибаюсь, Ваше знакомство с археологической наукой началось именно с этого города. Когда Вы впервые заинтересовались археологией?
– Наверное, я немного преувеличу, если скажу, что в школе. И все же вспоминается вот что. В 7 классе у нас был предмет «История СССР», его вела Муназдаха Каримова. Я постоянно вспоминаю ее с большим уважением и теплом – именно она «виновата» в том, что моя судьба связана с историей. Как раз на одной странице учебника «История СССР», посвященной истории древнего общинного строя, была размещена фотография с подписью «Археологи в раскопках». Этот рисунок меня заинтересовал. После урока я спросила у Муназдахи апа: «Кто же они, археологи?» Она мне о чем-то рассказала, но я не все понял, остался не совсем доволен ответом. Когда учился в 9 классе, читал журнал «Ялкын». И вот однажды наткнулся на статью археолога Равиля Фахрутдинова о городе Сувар. Можно сказать, что именно эта статья расскрыла мне глаза на археологию. Интерес к этой «таинственной» науке прибавился еще больше. Но настоящее счастье я обрел, когда в 1968 году поступил на историко-филологический факультет Казанского государственного педагогического института – здесь преподавали археологию. Учителем была Елена Александровна Халикова, по совместительству – профессиональный археолог! Позднее, летом, мы проходили практику в Биляре. И тогда я по-настоящему полюбил эту науку. Отныне летние поездки на различные раскопки стали традицией: здесь я вплотную познакомился с моей наукой. Мою любовь к археологии заметил Альфред Хасанович: он в 1974 году пригласил меня на работу в отдел археологии и этнографии Института языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова. Работу я совмещал с учебой в аспирантуре. В этом году исполнилось ровно 50 лет с тех пор, как я посвятил себя археологии. Значимый юбилей!
В Педагогический институт я поступил как преподаватель истории, а судьба сделала мена археологом. Юношам и девушкам, которые сегодня захотят заниматься археологией, легче: при Академии наук Татарстана есть специальный Археологический институт. Преподаватели читают лекции по основам археологической науки студентам-историкам, обучающимся в КФУ; для них проводят специальные курсы по методике проведения раскопок. Им рассказывают об отличиях в различных периодах: каменном, бронзовом, железном веках, средневековой археологии. Если они продолжают учиться в аспирантуре, то к этому времени становятся знающими специалистами. Также для молодых археологов работает летняя месячная Международная археологическая школа в Болгаре – такая возможность появилась в 2016 году. Молодые люди из более чем двадцати стран слушают лекции опытных ученых, проходят практикумы. В прошлом году такая школа прошла в Узбекистане (в Самарканде, Бухаре), в этом году планируется визит молодых ученых в Киргизию.
Много археологических памятников в нашей республике изучено недостаточно. Наша надежда – молодежь.
– Фаяз ага, в последние годы мы слышим, что наши археологи проводят раскопки не только в Татарстане, но и в соседних регионах и даже за рубежом. Можете дать более подробную информацию?
– Еще в 1950–1960-е годы экспедиция Института языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова под руководством А. Х. Халикова заработала в Республике Марий Эл и Горьковской (ныне Нижегородской) области, в 1980-х годах – в Пензенской области. Там наши ученые работали над изучением древних и средневековых могильников финно-угорских народов, преимущественно марийцев и мордвы, населенных пунктов.
На сегодняшний день заметно расширилась география исследований ученых из Института археологии. Как известно, начиная с 1990-х годов интерес к истории Золотой Орды в России усилился. Прежние штампы, связанные с политикой, исчезли, появились новые концепции. В связи с этим у наших археологов появилась возможность изучить исторические места в Саратовской, Астраханской, Волгоградской областях (Сарай Бату, Сарай Берке), на Северном Кавказе (Маджар, Ставропольский край), в Крыму (Каффа), даже в Монголии (Бай-Рыба). За последние два-три года мы начали работу по изучению средневековых городов Кыргызстана и Узбекистана, расположенных на Великом шелковом пути. Этот проект стал международным, ведется он под эгидой ЮНЕСКО. Регулярно проходят мероприятия по обмену опытом в городах как нашей страны (Москва, Петербург, Казань, Уфа, Ижевск, Астрахань, Саратов, Самара, Барнаул, Владивосток и др.), так и за рубежом (Монголия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Болгария, Турция и др.). В них охотно участвуют и молодые специалисты.
– Раз уж речь зашла о молодых, хочется услышать о преемственности поколений в археологии, о том, как ученики продолжают богатые традиции, зародившиеся еще в XIX веке. Ведь и Ваши ученики, успевшие получить широкую известность в научном мире, продолжают работать над проектами, которые начинали Вы.
– Священная задача ученых старшего поколения – это привлечение достойной молодежи к своему любимому делу, взращивание в представителей профессии. На самом деле, не очень сложно найти талантливых молодых людей, любящих археологию. Наши встречи не ограничиваются одними лишь лекциями: совместные экспедиции, изучение находок, накопленных в ходе летних раскопок в археологическом кружке. Участие с докладами во Всероссийских студенческих конференциях. Студенты Казанского федерального университета и Набережночелнинского государственного педагогического университета ежегодно получают самые высокие награды.
Что касается меня лично, то в экспедициях мне больше нравится работа со старшеклассниками и студентами 1-го курса. Думаю, это самый подходящий период, чтобы начать заниматься археологией. Важно не забывать, что археология – не только романтика, но и тяжелый труд. Например, в Билярской экспедиции, которая длилась все лето, ежемесячно работало порядка ста человек. И каждого нужно накормить, напоить; снабдить жильем и инструментами. В таких условиях сразу понимаешь, кто из какого теста слеплен. Те, кому действительно интересен предмет, сразу выделяются среди других.
Вот такими и выросли мои ученики. Один из них сегодня занимает должность старшего научного сотрудника отдела средневековой археологии Археологического института имени А. Х. Халикова. Это – кандидат исторических наук Наиль Гатиятуллович Набиуллин. Впервые он приехал в Биляр сразу после окончания 7 класса. После окончания университета стал моим первым учеником. Я поручил ему исследовать Джукетау, в котором как раз начинал свою работу. В период работы в Казанском Кремле я «нашел» студента педагогического университета Айрата Ситдикова и в дальнейшем с надеждой отдал этому талантливому парню изучение археологии Казани. Оба этих парня защищали свои кандидатские диссертации в один и тот же день, и очень успешно.
В экспедиции под названием «Казанский Кремль» я снова познакомился с другими двумя ребятами, которые позднее стали моими учениками. Сейчас они уже стали кандидатами исторических наук. Зуфар Шакиров стал директором Билярского историко-археологического и природного музея-заповедника; Ринат Валеев работает ведущим научным сотрудником Археологического института.
Один из моих учеников – очень трудолюбивый парень Альберт Нигамаев – сам меня разыскал во время учебы в Пермском государственном университете. Сейчас он доцент Елабужского института КФУ и Набережночелнинского государственного педагогического университета, работает над докторской диссертацией.
Не стану рассказывать об учителе средней школы, писателе, общественном деятеле, кандидате исторических наук Нурулле Гарифе, которого, пожалуй, и так все знают в татарском мире. Два моих молодых ученика из Кирова (в тех краях еще не успели изучить археологию русских городов) тоже работают над своими диссертациями. Самое хорошее, что все мои ученики – близкие друзья, которые поддерживают друг друга.
Но моя настоящая гордость – Айрат Габитович Ситдиков. Он занимает должность директора Института археологии; многократно удостоен самых высоких наград нашей республики. Совсем недавно его избрали академиком Академии наук Татарстана. Вот видите, я имею право похвастаться!
– Разделяем Вашу радость, Фаяз Шарипович. Наша беседа близится к своему завершению, и хочется задать один важный вопрос. Какую роль, на Ваш взгляд, играет археологическая наука в сохранении родного языка, нации в целом?
– Сколько лет мы жалуемся, что родной язык исчезает. Ведь язык – главная черта нации. Исчезнут и дух нации, и ее старинные национальные традиции. Нужно понимать, что эта проблема есть, и не обращать внимания на нее – большая ошибка. Раньше считали, что главный инструмент в сохранении языка – это семья. В семье ребенок учит лишь разговорный язык, литературный же язык дает школа. Как видите, в нашей республике сокращается количество татарских школ. Что же делать? На мой взгляд, чтобы выйти из этого положения, необходимо предъявлять жесткие требования к вышестоящим руководителям. Многое зависит от них. Ведь именно они, а не учителя, например, убрали национально-региональный компонент из школьных программ. И то, что сдать единый государственный экзамен можно лишь на русском языке, тоже их решение. От них нужно требовать возвращения к этим вопросам в рамках Конституции!
Что касается археологии, могу сказать, что мы изучаем древнюю и средневековую историю нашего народа, его государственность. Наши давние предки строили свое государство еще до русских, у них раньше появились и письменность, и поэзия, основанная на письменности. Это никак не уничтожить. Об этом нужно знать и всегда помнить. Чтобы добиться этого, безусловно, история татарского народа и Татарстана должна преподаваться в школах. Пусть все чаще школы организуют экскурсии в Музей болгарской цивилизации. Вот тогда у детей появится любовь к своей истории, языку, культуре.
Интервью: Тахир САБИРЖАНОВ
Фотографии: Из личного архива Фаяза Хузина и C. Хайер
Перевод: Камиль ТАИШЕВ
Комментарийлар