Логотип Магариф уку
Цитата:

В феврале зима с весной

В феврале зима с весной встречается впервой (Урок по окружающему миру и искусству во 2 классе) Гульнара ШАКИРОВА, учитель начальных классоввысшей квалификационной категории,Энже МАХИЯНОВА,уч...

В феврале зима с весной встречается впервой
 (Урок по окружающему миру и искусству во 2 классе)
 Гульнара ШАКИРОВА,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
Энже МАХИЯНОВА,
учитель музыки гимназии № 179 г. Казани
Цель урока: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта, и создать условия для разучивания детских песенок, соответствующих празднику встречи весны.
Планируемые результаты:
Предметные:
– обучающиеся узнают: историю и содержание народных праздников, когда в народе отмечали первую встречу весны, народные традиции родного края и народов мира;
– обучающиеся научатся рассказывать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать; выразительно исполнять обрядовые песни, высказываться о музыке, передавать настроение музыки;
– обучающие получат возможность научиться: выражать своё впечатление от музыки к рисунку, наблюдать за использованием музыки в жизни человека, предлагать свои весенние игры, представлять о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы.
Личностные: представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах и праздничных обычаях людей в течение года; представления об учебной деятельности и социальной роли «ученика»; мотивация к работе на результат, опыт самостоятельности и личной ответственности за свой результат в исполнительской деятельности; опыт применения изученных правил сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности; умение работать в паре и группе, установка на максимальный личный вклад в совместной деятельности; проявление уважительного отношения к учителю, к своей семье, к себе и сверстникам, к родной стране;
Метапредметные  результаты:
Регулятивные: грамотно ставить цель учебной деятельности; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, применять правила самопроверки своей работы по образцу; применять в своей учебной деятельности алгоритм исправления ошибок;
Познавательные: использовать общие приёмы исполнительской задачи, перечислять средства, которые использовал для открытия нового знания; комментировать ход выполнения учебного задания, применять различные приемы его проверки; использовать эталон для обоснования правильности своих действий;
Коммуникативные: уважительно вести диалог, не перебивать других, выражать своё мнение; распределять роли в коммуникативном взаимодействии, формулировать функции «автора» и «понимающего», применять правила работы в данных позициях; понимать при коммуникации точки зрения других учащихся, задавать при необходимости вопросы на понимание и уточнение; активно участвовать в совместной работе с одноклассниками (в паре, в группе, в работе всего класса).
 
Оборудование: Окружающий мир. Учебник. 2 класс. Часть 2;  раздаточный материал, музыкальные инструменты.
Урок по теме «В феврале зима с весной встречается впервой» входит в раздел «Человек и природа» по программе курса «Окружающий мир» по УМК «Перспектива» (авторы: А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая)
https://drive.google.com/file/d/1uwYai0P5nRym5sfgAi3goy4RTeNi9xGJ/view?usp=sharing
 
Ход урока































































 
Организационный момент. Приветствие
 
 
Музыкальное приветствие:  
 
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Здравствуйте, ребята,
Добрый день!
 
У нас сегодня гости, давайте их поприветствуем.
 
 
 
Проверка домашнего задания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– Какую песню мы с вами начали разучивать на предыдущих уроках?
(«Встречайте праздник песнями»)
Давайте исполним 1 куплет.
– Что нам необходимо сделать перед пением? (Распеться)
– С чего начинается распевка? (С построения унисона)
– Что такое «унисон»? (Единый звук)
На дворе у нас весна, и наша распевка будет связана с весной:
Унисон:          Солнышко, солнышко,
                         Выгляни в  окошко.
                         Солнышко, солнышко,
                         Покажись немножко.
Распевка        «Музыкальное эхо»
Распевка           К нам весна шагает
                          Быстрыми шагами,
                          И сугробы тают
                          Под её ногами.
 – Какой инструмент поможет нам изобразить весеннюю капель в песне?
(Треугольники)
 – Что мы слышим во вступлении к песне (Журчание ручейков, щебет птиц)
Исполнение 1 куплета песни «Встречайте праздник песнями».
– Какое настроение у этой песни? О чём она?
Весне предшествует долгая зима. Давайте сначала вспомним характерные признаки зимы.
Карточки
(Дети выбирают из предложенных высказываний только признаки зимы) (Приложение 1)
– Вспомним зимние месяцы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.– Часто ли вы можете наблюдать за изменениями в природе? Давно ли стояли 40-градусные морозы, мели метели… А теперь…!
Когда это бывает?
Попробуйте сформулировать тему урока. О чём будем говорить? (Ответы детей)
Отчего так бывает, что в феврале и правда за один день можно оказаться и в апреле, и в январе, и тёплые, и холодные дни?
Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто и меняется погода февраля.
Зима борется с весной, не хочет ей уступать.
Зима недаром злится (И. Тютчев) (Вспоминаем первые строчки стихотворения)
Сегодня будем говорить о феврале, когда зима с весной встречается.
 
 Организация познавательной деятельности. Изучение нового материала.
 
– А теперь познакомимся ещё с одной особенностью февраля. Оказывается, у некоторых народов   год только начинается в феврале.
Работа по учебнику (стр. 40–41)
Конечно, вы понимаете, что поздравления с Восточным Новым годом для тех, кто живёт по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка лучше понять наших соседей, узнать окружающий мир. Но некоторые народы исповедуют буддизм, а у них новый год начинается в феврале.
– Как отмечают Новый год по китайскому календарю?
– Как проводят праздник Сагаалган в Бурятии?
(Ответы обучающихся, используя информацию из учебника)
 
 
 
– Каким весёлым праздником во многих уголках России принято провожать зиму? (Масленица)
Учебник на стр. 42
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
 
 
 Физкультминутка
 
 
– Символом Масленицы у русского народа является солнце, образ которого запечатлён в круговых движениях танцев. Давайте и мы с вами поиграем, отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Под музыку дети выходят в круг, поют и танцуют. Танец заканчивается поднятием рук вверх раскрытыми ладонями.
– Молодцы! Поаплодируем себе!
– Ребята, возвращайтесь на свои места. (Под музыку обучающиеся возвращаются)
 
 
Работа по теме урока
 
– Масленицу празднуют шумно, весело, с участием всех – и старого, и малого, поэтому и называют Масленицу развесёлая, широкая, честная. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придётся в горькой беде.
К теме Масленицы обращался в своём творчестве и величайший русский композитор, чьё произведение мы с вами слушали на уроках музыки.
 – Кто автор этих музыкальных строк?
 – Как называется это произведение? (Исполняется фрагмент «Марш деревянных солдатиков»)
П.И. Чайковский написал пьесы для фортепиано для каждого из 12 месяцев, объединил их   и назвал этот цикл «Времена года». Мы с вами послушаем фрагмент пьесы «Февраль. Масленица».
Во время слушания музыкального фрагмента подумайте:
 – Какое здесь настроение  музыки?
 – Какой характер музыки?
 – Что вам представилось?
– «Масленица» П. И. Чайковского – это картина народного гуляния, где можно услышать шум толпы, шутки, смех.
Слушание фрагмента повторно.
– П.И. Чайковский нарисовал  Масленицу с  помощью звуков, и мы услышали  музыкальное произведение.
 
 
 
 
 
 
 
– А как ещё можно изобразить картину народного гуляния? (С помощью красок)
– Правильно, с помощью красок, НАРИСОВАТЬ.
Праздник Масленицы очень красив и ярок. И многих художников он вдохновил на написание картин. А особенно любил этот праздник (Масленицу) русский  художник Борис Михайлович Кустодиев.
 – Посмотрите, какие красивые картины
(Демонстрация картин Кустодиева «Масленица»)
 – Что изображено на картинах?
 – Чем примечательна изображённая местность? (Местность холмистая, на ней раскинулся заснеженный город)
 – Какие постройки вы видите? (Церкви, купола, храмы, торговые ряды)
 – Давно ли выпал снег? (То, что шёл снег видно по его обилию на крышах, деревьях, по глубоким следам, оставленным в сугробах)
 – Что делают люди?
 – Давайте, попробуем «погрузиться» в картину, вообразить, что мы стоим на ярмарочной площади. Слушание фрагмента «Масленица».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Попробуем и мы  составить свою картину.
Под музыку команды составляют пазл картины и прикрепляют его на ватман, висящий на доске. (Приложение 2)
 – Давайте посмотрим, что у нас получилось
 – Какое самое распространённое угощение в этот праздник? (Блины)
 – Что символизирует блин? (Солнце)
 – Какую песню об этом угощении мы с вами можем исполнить? (Русская народная песня «Ой, блины, блины, блины»)
– Какие инструменты мы  возьмём для аккомпанемента? (Ложки, бубен, трещотки, рубель)
Исполнение Русской народной песни «Ой, блины, блины, блины»
 
Закрепление изученного материалаВерные-неверные утверждения:
Взаимопроверка
 
Рефлексия учебной деятельности
 
 
  
Подведение итогов.
Домашнее задание
На уроке мы много говорили о праздниках конца зимы в разных календарях. Как вы думаете, пригодятся вам знания, полученные на уроке, в жизни? Может быть, кто-то знает, какие праздники других старинных календарей приходится на зиму?
Мне кажется, хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать никак нельзя! В них душа, сердце народа!
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
 
Пусть с наступлением Масленицы над вашими домами расцветёт весна. Желаю, чтобы пробудившееся после зимы солнце ворвалось ваши окошки. Лучики запляшут на столе рядом с горкой пышных блинов! И ещё одна примета: позовите гостей с хорошим аппетитом и загадайте желания. Сколько блинов съедят – столько желаний хозяев дома сбудется!
 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ