В феврале зима с весной

В феврале зима с весной встречается впервой

 (Урок по окружающему миру и искусству во 2 классе)

 Гульнара ШАКИРОВА,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

Энже МАХИЯНОВА,

учитель музыки гимназии № 179 г. Казани

Цель урока: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта, и создать условия для разучивания детских песенок, соответствующих празднику встречи весны.

Планируемые результаты:

Предметные:

– обучающиеся узнают: историю и содержание народных праздников, когда в народе отмечали первую встречу весны, народные традиции родного края и народов мира;

– обучающиеся научатся рассказывать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать; выразительно исполнять обрядовые песни, высказываться о музыке, передавать настроение музыки;

– обучающие получат возможность научиться: выражать своё впечатление от музыки к рисунку, наблюдать за использованием музыки в жизни человека, предлагать свои весенние игры, представлять о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы.

Личностные: представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах и праздничных обычаях людей в течение года; представления об учебной деятельности и социальной роли «ученика»; мотивация к работе на результат, опыт самостоятельности и личной ответственности за свой результат в исполнительской деятельности; опыт применения изученных правил сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности; умение работать в паре и группе, установка на максимальный личный вклад в совместной деятельности; проявление уважительного отношения к учителю, к своей семье, к себе и сверстникам, к родной стране;

Метапредметные  результаты:

Регулятивные: грамотно ставить цель учебной деятельности; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, применять правила самопроверки своей работы по образцу; применять в своей учебной деятельности алгоритм исправления ошибок;

Познавательные: использовать общие приёмы исполнительской задачи, перечислять средства, которые использовал для открытия нового знания; комментировать ход выполнения учебного задания, применять различные приемы его проверки; использовать эталон для обоснования правильности своих действий;

Коммуникативные: уважительно вести диалог, не перебивать других, выражать своё мнение; распределять роли в коммуникативном взаимодействии, формулировать функции «автора» и «понимающего», применять правила работы в данных позициях; понимать при коммуникации точки зрения других учащихся, задавать при необходимости вопросы на понимание и уточнение; активно участвовать в совместной работе с одноклассниками (в паре, в группе, в работе всего класса).

 

Оборудование: Окружающий мир. Учебник. 2 класс. Часть 2;  раздаточный материал, музыкальные инструменты.

Урок по теме «В феврале зима с весной встречается впервой» входит в раздел «Человек и природа» по программе курса «Окружающий мир» по УМК «Перспектива» (авторы: А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая)

https://drive.google.com/file/d/1uwYai0P5nRym5sfgAi3goy4RTeNi9xGJ/view?usp=sharing

 

Ход урока

 

Организационный момент. Приветствие

 

 

Музыкальное приветствие:  

 

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Здравствуйте, ребята,

Добрый день!

 

У нас сегодня гости, давайте их поприветствуем.

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Какую песню мы с вами начали разучивать на предыдущих уроках?

(«Встречайте праздник песнями»)

Давайте исполним 1 куплет.

– Что нам необходимо сделать перед пением? (Распеться)

– С чего начинается распевка? (С построения унисона)

– Что такое «унисон»? (Единый звук)

На дворе у нас весна, и наша распевка будет связана с весной:

Унисон:          Солнышко, солнышко,

                         Выгляни в  окошко.

                         Солнышко, солнышко,

                         Покажись немножко.

Распевка        «Музыкальное эхо»

Распевка           К нам весна шагает

                          Быстрыми шагами,

                          И сугробы тают

                          Под её ногами.

 – Какой инструмент поможет нам изобразить весеннюю капель в песне?

(Треугольники)

 – Что мы слышим во вступлении к песне (Журчание ручейков, щебет птиц)

Исполнение 1 куплета песни «Встречайте праздник песнями».

– Какое настроение у этой песни? О чём она?

Весне предшествует долгая зима. Давайте сначала вспомним характерные признаки зимы.

Карточки

(Дети выбирают из предложенных высказываний только признаки зимы) (Приложение 1)

– Вспомним зимние месяцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. – Часто ли вы можете наблюдать за изменениями в природе? Давно ли стояли 40-градусные морозы, мели метели… А теперь…!

Когда это бывает?

Попробуйте сформулировать тему урока. О чём будем говорить? (Ответы детей)

Отчего так бывает, что в феврале и правда за один день можно оказаться и в апреле, и в январе, и тёплые, и холодные дни?

Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто и меняется погода февраля.

Зима борется с весной, не хочет ей уступать.

Зима недаром злится (И. Тютчев) (Вспоминаем первые строчки стихотворения)

Сегодня будем говорить о феврале, когда зима с весной встречается.

 
 Организация познавательной деятельности. Изучение нового материала.

 

– А теперь познакомимся ещё с одной особенностью февраля. Оказывается, у некоторых народов   год только начинается в феврале.

Работа по учебнику (стр. 40–41)

Конечно, вы понимаете, что поздравления с Восточным Новым годом для тех, кто живёт по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка лучше понять наших соседей, узнать окружающий мир. Но некоторые народы исповедуют буддизм, а у них новый год начинается в феврале.

– Как отмечают Новый год по китайскому календарю?

– Как проводят праздник Сагаалган в Бурятии?

(Ответы обучающихся, используя информацию из учебника)

 
 

 

– Каким весёлым праздником во многих уголках России принято провожать зиму? (Масленица)

Учебник на стр. 42

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

 

 
 Физкультминутка

 

 

– Символом Масленицы у русского народа является солнце, образ которого запечатлён в круговых движениях танцев. Давайте и мы с вами поиграем, отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Под музыку дети выходят в круг, поют и танцуют. Танец заканчивается поднятием рук вверх раскрытыми ладонями.

– Молодцы! Поаплодируем себе!

– Ребята, возвращайтесь на свои места. (Под музыку обучающиеся возвращаются)

 
 

Работа по теме урока

 

– Масленицу празднуют шумно, весело, с участием всех – и старого, и малого, поэтому и называют Масленицу развесёлая, широкая, честная. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придётся в горькой беде.

К теме Масленицы обращался в своём творчестве и величайший русский композитор, чьё произведение мы с вами слушали на уроках музыки.

 – Кто автор этих музыкальных строк?

 – Как называется это произведение? (Исполняется фрагмент «Марш деревянных солдатиков»)

П.И. Чайковский написал пьесы для фортепиано для каждого из 12 месяцев, объединил их   и назвал этот цикл «Времена года». Мы с вами послушаем фрагмент пьесы «Февраль. Масленица».

Во время слушания музыкального фрагмента подумайте:

 – Какое здесь настроение  музыки?

 – Какой характер музыки?

 – Что вам представилось?

– «Масленица» П. И. Чайковского – это картина народного гуляния, где можно услышать шум толпы, шутки, смех.

Слушание фрагмента повторно.

– П.И. Чайковский нарисовал  Масленицу с  помощью звуков, и мы услышали  музыкальное произведение.

 
 

 

 

 

 

 

– А как ещё можно изобразить картину народного гуляния? (С помощью красок)

– Правильно, с помощью красок, НАРИСОВАТЬ.

Праздник Масленицы очень красив и ярок. И многих художников он вдохновил на написание картин. А особенно любил этот праздник (Масленицу) русский  художник Борис Михайлович Кустодиев.

 – Посмотрите, какие красивые картины

(Демонстрация картин Кустодиева «Масленица»)

 – Что изображено на картинах?

 – Чем примечательна изображённая местность? (Местность холмистая, на ней раскинулся заснеженный город)

 – Какие постройки вы видите? (Церкви, купола, храмы, торговые ряды)

 – Давно ли выпал снег? (То, что шёл снег видно по его обилию на крышах, деревьях, по глубоким следам, оставленным в сугробах)

 – Что делают люди?

 – Давайте, попробуем «погрузиться» в картину, вообразить, что мы стоим на ярмарочной площади. Слушание фрагмента «Масленица».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попробуем и мы  составить свою картину.

Под музыку команды составляют пазл картины и прикрепляют его на ватман, висящий на доске. (Приложение 2)

 – Давайте посмотрим, что у нас получилось

 – Какое самое распространённое угощение в этот праздник? (Блины)

 – Что символизирует блин? (Солнце)

 – Какую песню об этом угощении мы с вами можем исполнить? (Русская народная песня «Ой, блины, блины, блины»)

– Какие инструменты мы  возьмём для аккомпанемента? (Ложки, бубен, трещотки, рубель)

Исполнение Русской народной песни «Ой, блины, блины, блины»

 
Закрепление изученного материала Верные-неверные утверждения:

Взаимопроверка

 
Рефлексия учебной деятельности

 

 

   
Подведение итогов.

Домашнее задание

На уроке мы много говорили о праздниках конца зимы в разных календарях. Как вы думаете, пригодятся вам знания, полученные на уроке, в жизни? Может быть, кто-то знает, какие праздники других старинных календарей приходится на зиму?

Мне кажется, хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать никак нельзя! В них душа, сердце народа!

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

 

Пусть с наступлением Масленицы над вашими домами расцветёт весна. Желаю, чтобы пробудившееся после зимы солнце ворвалось ваши окошки. Лучики запляшут на столе рядом с горкой пышных блинов! И ещё одна примета: позовите гостей с хорошим аппетитом и загадайте желания. Сколько блинов съедят – столько желаний хозяев дома сбудется!

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.