40 лет творчества с Учителем Борисом Неменским

Автор статьи Эльмира Ибрагимовна Абдуллина родилась в Казани. Окончила среднюю школу №80. Параллельно занималась спортом в Детско-юношеской спортивной школе №9 и обучалась в филиале художественной школы №3 (позже ДХШ №5).
Во всех начинаниях была лидером, успешно училась в общеобразовательной школе и занималась в школах дополнительного образования: так в 14–15 лет стала чемпион­кой Татарстана по конькобежному спорту. Входила в комитет комсомола школы и была редактором и художником школьных стенгазет. Позже появилась мечта стать журналистом или филологом. Не поступив на филологический факультет, она стала работать в библиотеке. Однако жизнь распорядилась иначе.
В 1973 году Э. Абдуллина поступила на художественно-педагогическое отделение Казанского художественного училища, получила специальность «Преподаватель рисования и черчения». Затем окончила художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. Яковлева.
С тех пор вот уже более сорока лет Эльмира Ибрагимовна в поисках школы гармоничного развития ребенка, пытается найти научные подтверждения и реализованный на практике опыт. Находит ли она подтверждения своим идеям или близким к ним, вы узнаете, познакомившись с откровениями души педагога, мастера своего дела.

Эльмира Абдуллина,
учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории средней школы №146 с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани.

абдуллина1
Как я познакомилась с Б.М.Неменским
Когда работала библиотекарем, брат привел меня в художественную школу, которую я окончила 2 года назад. Вошла в класс, и увидела прекрасных, как древние греки, учеников – юношей и девушек лет 14–16, которые рисовали с горящими глазами, а с ними их педагог – В.Д. Миценко. Я сразу почувствовала, что оказалась в мире чистого и высокого творчества. Год переподготовки – и я студент Казанского художественного училища. Мучительный поиск смыслов продолжался и в училище. Мне попала в руки книга Б.М.Неменского «Распахни окно». С этого момента я стала более внимательно присматриваться к процессу передачи творческого опыта. Чему и как нас учат в сфере искусства? Какова роль личности педагога? Так постепенно педагогика искусства стала занимать мои мысли. После окончания училища, я начала работать в Доме пио­неров Бауманского района г.Казани. Встал вопрос: как сочетать творчество и обучение академической грамоте? Вопросы вставали один за другим. Отвечая на них через практику работы с детьми, я втянулась в педагогику с головой. Однажды от А.А.Чучева, ныне заслуженного учителя России, я узнала, что в Москве начинается экспериментальная работа по созданию альтернативной программы по изобразительному искусству, нужны педагоги-экспериментаторы. В это же время я уже сотрудничала с научным сотрудником Музея ИЗО РТ, заслуженным работником культуры РТ Н.М.Аксеновой, которая также была хорошо знакома с намерениями и деятельностью Б.М.Неменского.


Борис Михайлович Неменский – советский и российский живописец, педагог родился 24 декабря 1922 года в Мос­кве. Народный художник РСФСР (1986). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) и Государственной премии РФ (1996).
Член-корреспондент АПН СССР с 1982 года, действительный член РАО с 1992 года. С 1966 года профессор художественного факультета ВГИКа. Автор оригинальной программы эстетического воспитания школьников.

Как все начиналось?
В 1979 году я была приглашена к участию в данном Всесоюзном эксперименте по созданию альтернативной государственной общеобразовательной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разрабатываемой НИИ художественного воспитания АПН СССР под руководством народного художника Б.М.Неменского. Эксперимент проводился с группой учителей-новаторов в Татарстане при поддержке Министерства просвещения РТ и ТИУУ (ныне ИРО РТ).

В те годы заведующая кабинетом математики ТИУУ Р.Б.Загидуллина создала инициативную группу учителей – участников эксперимента, в число которых вошла и я.

Мы вместе организовывали семинары и конференции в республике по распространению, как передового опыта, так и инноваций в преподавании предметов эстетического цикла. В этот период на общественных началах я была руководителем городского методического объединения учителей изобразительного искусства в течение почти 10 лет. И в мою задачу входило заинтересовать, обучить, обеспечить учителей, не имеющих художественного образования, занятиями со специалистами по рисунку, живописи, цветоведению, бумажному конструированию и другим художественным специальностям.

В 1984 году ко мне обратились с предложением вступить в проектируемый тогда Молодёжный жилой комплекс (МЖК) с целью создать и внедрить концепцию эстетического воспитания и художественного образования на территории МЖК. Знания, полученные мной на курсах Б.М.Неменского, позволили мне ответить на это приглашение согласием. Таким образом, я стала участником инновационного движения не только в сфере искусства, но и всего педагогического процесса в целом. Нашу группу учителей-новаторов, которая назвалась Методсоветом МЖК (руководителем был Ю.Гомырин) при отделе Социального проектирования, вскоре возглавил в качестве научного руководителя В.И.Андреев, зав. кафедрой педагогики КГУ. Все инновации того времени, бывшие в поле нашего зрения не прошли стороной. Педагоги-новаторы М.П.Щетинин, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, Ш.А.Амонашвили, Б.М.Неменский, И.П.Волков, Е.А.Хилтунен и другие были приглашены в МЖК с целью передачи своего опыта. Результатом стала Концепция школы МЖК. Выборы директора и набор учителей в педагогический коллектив школы МЖК был на конкурсной основе. Я была членом комиссии, в который входили представители всех ведомств образования. Моя целевая программа под названием «Эстетическое воспитание и художественное образование на территории МЖК» была полностью реализована и работала с 1990 года до 1995 года, вплоть до принятия новой Концепции школы под руководством другого директора.
На сегодняшний день я совмещаю работу учителя с преподаванием в школе искусств.

«Чудо надо творить своими руками»
Помню уроки рисования в школе. Мы рисовали молоток. Получалось у 2-х или 3-х учеников. Это был не главный предмет. Печально, что ситуация не изменилась и в наши дни. Во многих школах нет учителей рисования с соответствующим образованием. Учителя начальных классов ведут этот урок сами. Они хоть и изучали методику преподавания рисования и прошли какую-то практическую подготовку, не могут профессионально глубоко разобраться в тонкостях создания художественного образа. Их больше волнует другой вопрос: «Как научить ребенка читать, писать и решать задачки?»
Что такое современные дети? Их мозг отличается от мозга детей советского пе­рио­да: другие эмоции, идеи, стрессы и вол­нения. Они живут под воздействием информационной среды и очень невнимательны на уроках. Могут смотреть, делать вид, что слушают, но не вникают в то, о чем ты говоришь. Работая на уроке, я пытаюсь хоть как-то активизировать, развить внимание ребенка. Возможно, иногда кажусь жесткой. Учу детей акцентировать внимание, заставить руку работать – хотя бы замкнуть круг. Речь идет об «особенных» детях. Я никогда не работаю на 2-х или 3-х способных детей. Подойду к каждому и проверю, понял ребенок или нет. Была у меня в классе девочка из обеспеченной семьи. Свободная, независимая. Нужно было приложить много усилий, чтобы её усадить и заставить работать. Но заниматься только с ней я тоже не могла. Работая с классом, я контролировала её боковым зрением, наблюдала, как она работает. Ученица чувствовала это и пыталась хоть что-то делать. Сначала рисунки были сплошная абстракция, в черных мрачных тонах… Но вот к третьему году обучения она нарисовала портрет, который смог бы сделать способный ребенок в 5–6 лет: глаза, рот, уши на месте. Я храню этот рисунок как символ достижения.
Мы должны помнить, что изобразительное искусство способно развить ребенка. У меня вторая специальность – психолог, и я пытаюсь применять в своей практике арт-терапию. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента. В нашем случае, ребенка. Допустим, пасмурный день, у детей плохое настроение, не хотят заниматься. Может быть, я запланировала одно, но сегодня, чтобы их оживить, нужно применить теп­лые цвета. Я даю задание – нарисовать солнце: посередине желтый, дальше оранжевый и красный цвет… Дети уходят с урока с хорошим настроением. Никто от меня этого не требует, не заставляет. Это состояние души художника. Тут одни конспекты и технологические карты не помогут. Нужно уметь управлять ситуаций и эмоциями.
Сейчас говорим о том, что ребенок сам должен добывать знания, педагог, в свою очередь, должен учить его учиться. Для этого сначала детям нужно дать устойчивую базу. Опыт можно передавать через искусство: литературу, музыку, театр, хореографию… Это все у нас есть. Но как этот опыт передавать? Учитель в школе за 32–35 часов в год, т.е за 1,5 суток должен вместить в голову ребенка представление об искусстве, дать навыки рисования и еще научить его учиться.
Познание ребенка идет через его внутренний мир, через сердце. Это требует других подходов и методик.
Б.М.Неменский предложил кардинально другой способ преподавания. Но для этого необходима особая подготовка педагога. Ему недостаточно просто уметь рисовать и знать историю искусства, педагог должен быть носителем культуры. «Чудо надо творить своими руками» – эти слова Грина являются девизом моей жизни. Каждый человек должен быть носителем культуры. Мы рисуем, выражая свое мировозрение, отношение к этому миру, раскрывая сущность каких-то явлений через цвет и другие средства выражения. То же самое у Неменского. Мы должны учить детей искусству через язык искусства: через выразительность линии, штриха, композиции…Это все работает на создание художественного образа. В произведениях Неменского это видно. Еще я люб­лю программу Неменского потому, что на уроках можно ­внести региональный компонент. Искусство без национального компонента и не существовало. Оно рож­далось народом в определенное время, и в определенном историческом месте.

Должно быть единое образовательное пространство
С 2007 г. я являюсь членом Территориального общественного самоуправления «МЖК-Савиново» и провожу инициативы по проблемам образования и воспитания подрастающего поколения, в частности, по созданию единого образовательного пространства – социально-педагогического комплекса на территории МЖК. Действующая в большинстве микро­районов г.Казани структура образовательных и воспитатель­ных учреждений не обес­печивает взаимной согласованности в организации учебно-воспитательно­го процесса на должном уровне. Мной были созданы схемы нового содержания образования (см. схему) и организационно-управленческой структуры.
Вместе с творческой группой мы разработали проект Концепции единого образовательного пространства. В качестве механизма реализации данной концепции предполагается объединить разветвлённую инфраструктуру по месту жительства, включающую в себя школы, внешкольные учреждения, дошкольные, медицинские, физкультурно-спортивные учреждения, различные общественные организации данного микрорайона.
Концепция может реализоваться в ус­ловиях осознанной государственной политики в сфере молодежной политики, в области образования, культуры и здравоохранения. Необходима поддержка государственных структур и общественных организаций. Особенно важна тесная взаимосвязь с местным самоуправлением жителей микрорайона.
В данной Концепции ребёнок выступает как высшая ценность, которому семья в содружестве с обществом и госу­дарством должны дать максимально гармоничное воспитание и образование для того, чтобы, превратившись в полноценного гражданина своей страны, он вернул бы ей свои знания и умения, многократно обогатив их в процессе реальной созидательной деятельности.

Добавить комментарий