Аттестация – путь к улучшению качества образования и повышению статуса учителя

Участие в организации и проведении аттестации педагогических работников, повышение квалификации, соблюдение льгот и гарантий педагогам при подготовке и проведении аттестации является важным направлением республиканской, территориальной и первичных профсоюзных организаций. Эта работа проводится совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан, муниципальными органами управления образованием, руководителями образовательных организаций.

О некоторых актуальных вопросах, связанных с аттестацией педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, журналу «Магариф» рассказал Юрий Петрович Прохоров, председатель Татарского республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки.

прохоров

– Юрий Петрович, назовите, пожалуйста, основные нормативные документы, регламентирующие аттестацию педагогических работников, и что является важным при проведении данной процедуры.
– Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 49: «Аттестация педагогических работников»). Порядок педагогической аттестации утвержден так же приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Важным является соблюдение основных принципов аттестации: коллегиальность, гласность, открытость, обеспечение объективного отношения к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Правила аттестации коррелируют с принципами новой системы оплаты труда, учитывающей результаты и качество работы учителя.

– Какую функцию выполняет профсоюз в процессе аттестации педагогических работников?
– Основное внимание мы обращаем на разъяснительную работу, на информирование всех педагогических работников, подлежащих аттестации.
На сайте рескома профсоюза работников народного образования и науки размещаются все необходимые материалы. Педагоги могут ознакомиться с вышеназ­ванным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276, Информационным сборником ЦС профсоюза образования №6 (июнь 2014 года). Данный тематический информационно-методический бюллетень содержит извлечения из федеральных законов, нормативных правовых актов, связанных с вопросами аттестации педагогических работников, а также комментарий к Порядку проведения аттестации педагогических работников. Здесь и Разъяснения Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом от 7 апреля 2014 г. № 276. Разъяснения подготовлены в целях единообразного применения Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основе вопросов, полученных от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и других заинтересованных лиц. Данные разъяснения сгруппированы по соответствующим разделам Порядка аттестации.

– Пользуется ли спросом Ваш сайт среди педагогов, и что особенно интересно пользователям данной категории?
– Большой популярностью пользуются и активно используются педагогами – членами профсоюза – такие разделы сайта Республиканского комитета проф­союза, как «Вопрос-ответ», «Информационный бюллетень».

– Как знаем, сайт рескома профсоюза работников народного образования и нау­ки не является единственной информационной площадкой для аттестующихся.
– Конечно, нет. На сайте Министерства образования и науки РТ создан и постоянно обновляется Интернет-раздел «Педагогическая аттестация», где можно найти ответ на любой вопрос по порядку аттестации.
В образовательных организациях созданы информационные стенды, где размещаются все материалы об аттестации.
Вопросы педагогической аттестации регулярно рассматриваются на заседаниях выборных профсоюзных органов, совещаниях руководителей образовательных организаций и профсоюзного актива, проводятся обучающие семинары.

– Какой, по-вашему, главный плюс «Электронного образования в РТ» в процедуре аттестации?
– Каждый педагогический работник в республике имеет свой личный кабинет в «Электронном образовании», поэтому считаю, что перевод процедуры аттестации в режим информационных технологий в данной системе с учетом персонифицированного кодирования аттестуемых стал важным этапом педагогической аттестации. Основной плюс, наверняка, в том, что процедура аттестации в «Электронном образовании» позволила перейти на безбумажный вариант документооборота.

– Были ли случаи обращения педагогов к вам по поводу несоблюдения основных принципов аттестации, в том числе необъективного отношения при проведении данной процедуры? Если да, то каким образом оказывается помощь аттестующимся в данной ситуации республиканским комитетом профсоюза?
– Обращения были. Но чаще всего эмоционального характера. Например, воспитатель пишет, что ей досрочно не присвоена высшая квалификацион­ная категория, а она имеет 24 года педагогического стажа. «Помогите. Проф­союз не защищает…» Разъясняем, что решение принимает аттестационная комиссия, и результаты аттестации в це­лях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с п.45. Порядка аттестации.
Или другой пример. Учителю не подтвердили высшую квалификационную категорию, как быть? Вариантов три: обжаловать результаты аттестации; сразу подать заявление на первую квалификационную категорию или через год заявиться на высшую квалификационную категорию.
Мы стараемся оказать информационную помощь каждому из обращающихся к нам педагогических работников по во­п­росам аттестации, проводим разъяснительную работу. Пользуясь случаем, хочу напомнить, что педагоги могут присылать интересующие их вопросы также в «Горячую линию» журнала «Магариф».

– Какие предус­мотрены льготы педагогическим работникам при подготовке и проведении аттестации?
– Массовый характер аттестации обус­ловил особую актуальность введения дополнительных льгот по упрощению процедур аттестации для педагогов, имеющих награды и достижения в сфере профессиональной деятельности.

Подробно о льготах читайте здесь. 

Добавить комментарий