Ф.Харисов: «Была вера в то, что дети должны обучаться на родном языке…»

Развитие общего образования в регионах страны тесно связано с развитием национального образования, формирования у обучающихся национального самосознания, гражданственности и патриотизма. Бесспорно, изучение родных языков коренных народов страны, сохранение их самобытности, традиций и этнокультурного уклада жизни является важнейшим направлением модернизации общего образования. 

Наш собеседник – Фарис Фахразович ХАРИСОВ – член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Здоровьесберегающее образование» – акцентирует внимание на этих и других не менее важных проблемах современного национального образования.

харисов

– Фарис Фахразович, Вы – достаточно известная личность в Республике Татарстан, но Ваша научно-педагогическая деятельность за последние десять лет в г. Москве малоизвестна читателям нашего журнала. Расскажите, пожалуйста, вкратце о «послеказанском» периоде вашей трудовой деятельности.
– Действительно, в 2005 году я переехал работать в Москву. Сначала был проректором Московского государственного открытого университета. В 2006 году министр образования и науки РФ (с 2004 по 2012 гг. – Ред.) А.Фурсенко назначил меня директором вновь создаваемого Федерального института развития образования (ФИРО) Министерства образования и науки РФ. Данный институт открылся в результате слияния находившихся в ведении Федерального агентства по образованию Научно-исследовательского института высшего образования, Института общего образования, Института развития профессионального образования, Института проблем развития среднего профессионального образования и Института национальных проблем образования.

Сложностей было много, как и в любом новом деле. МО и Н РФ в штатном расписании Института было утверждено 650 сотрудников. За короткий период нам удалось объединить коллективы 5 институтов и наладить созидательную и результативную работу. Разработали концепцию развития ФИРО. На основе этого документа была организована деятельность коллектива в решении сложнейших проб­лем развития российского образования.

– Чем Вы занимались, будучи директором ФИРО, и что конкретно удалось сделать в решении проблем национального образования, в частности, национальной школы?
– Работая директором ФИРО, в 2006–2009 годы серьезное внимание уделял воп­росам модернизации общего образования, разработке новых образовательных стандартов, перехода образовательного процесса на системно-деятельностный подход, на внедрение теоретических оснований к развитию школ и личности В.Давыдова, М.Махмутова, В.Лазарева, Р.Шакурова и др. Именно благодаря усилиям сотрудников ФИРО на федеральном уровне удалось принять концепцию развития национального образования, провести конкурс и съезд учителей родных языков и издать «Горизонты образования».

– К сожалению, из Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» исчезло понятие «национальная школа»…
– Да, это так, но на практике такие школы работают. Это и национальные гимназии, лицеи, Центры образования для одаренных детей и др. Никогда не соглашусь с доводами тех руководителей школ и муниципальных образований о том, что родители не хотят обучать своих детей на родном языке или федеральный центр мешает изучению родных языков, литературы, истории региона. Легче обвинять кого-то, найти оправдание своей бездеятельности. Трудности были во все времена. Необходимо найти возможности решения сложнейших вопросов развития национального образования.

– И как же Вы нашли возможности решения нелегких проблем в 90-ые годы, когда еще работали директором средней школы №2 г. Казани, когда в столице Татарстана впервые открыли татарские классы, где обучение велось на родном языке, а затем в 1991 году создали татарскую гимназию №5?
– Это был уникальный, единственный пример в республике, когда полностью действующая школа была укомплектована заново новыми учащимися и педагогами. Несмотря на трудности, мы понимали, нельзя останавливаться, начатое благородное дело для родного народа следует довести до логического завершения. Были проблемы комплектования гимназий учителями-предметниками, умеющими преподавать предметы на татарском языке. Не хватало методических и дидактических пособий, но была вера в то, что дети должны обучаться на родном языке, познавать свою историю народа в школе, уметь петь, танцевать, знать традицию и религию родного народа, быть конкурентоспособными специалистами.

– Благодаря чему Вам тогда удалось сформировать у выпускников национальное самосознание, высокое качество знаний и воспитания?
– Пригласили сотрудничать в гимназию ученых вузов Казани…

Продолжение. 

Интервью подготовил Тагир Сабирзянов. 

Добавить комментарий