Логотип Магариф уку
Цитата:

«Круги поддержки» Лицея им. Н.И. Лобачевского

В этом году впервые в России, столице нашего славного Татарстана в Казани состоялась Международная олимпиада по информатике. Российская команда, в состав которой вошел победитель регионального этапа у...

В этом году впервые в России, столице нашего славного Татарстана в Казани состоялась Международная олимпиада по информатике. Российская команда, в состав которой вошел победитель регионального этапа ученик X класса Лицея им. Лобачевского Асхат Сахабиев, заняла почетное второе место, уступив по совокупным баллам лишь ученикам из Китая.


О том, как проходит подготовка олимпиадников международного и Всероссийского уровня, какие требования предъявляются к молодым кадрам и о готовности к введению профстандартов наше интервью с директором лицея, кандидатом педагогических наук Еленой Германовной Скобельциной. На протяжении последних лет лицей им. Н.И. Лобачевского входит в четверку лучших школ Республики Татарстан и в рейтинг 500 лучших школ России.


С 2017 года в России планируется введение профстандарта педагогов, который определяет совокупность профессиональных компетенций учителя. Готовы ли преподаватели вашего лицея к введению профстандартов?


– Корпоративная система повышения квалификации была продемонстрирована в Лаишево на августовском совещании. Для своих коллег мы представили инновационный опыт и сделали анализ состояния и тенденций развития лицейского образования. Если говорить о работе с учителем, то в 2014 году мы представили на экспертизу конкурса «50 инновационных идей» систему психолого-педагогической поддержки ученика под названием «Круги поддержки». Проект стал абсолютным победителем. На следующий год мы представили проект организации профессиональной ориентации школьника и создания мобильной электронной лаборатории профориентации. Затем полученный в конкурсе опыт был обобщен и использован при написании концепции внутрилицейского повышения квалификации. И его также назвали «Круги поддержки». Почему мы сочли это возможным?


Я бы хотела познакомить ваших читателей с нашей образовательной средой. Образовательная среда лицея интегрирована в образовательное пространство КФУ. Лицей строит образовательный процесс исходя из взаимосвязанных задач. Во-первых, это выявление, отбор, развитие одаренных детей. Во-вторых, это усиление практической направленности педагогического образования в КФУ.


Нам важно знать мнение учителей, родителей, лицеистов и гостей из школ, которые приходят к нам для изучения инновационного опыта наших учителей, администрации. Им мы даже представили опыт работы наших учеников по освоению профессиональных навыков учителя. Вот такая среда с точки зрения субъектов образования – участников профессионального сообщества. Все они оставляют свои отзывы. Мы ее разработали и успешно внедрили в целях воспитания учителя, готового работать с одаренными детьми. И сегодня спустя два года, видны первые показательные результаты.


 НА ПОЛЯХ: Задача проекта «Круги поддержки» заключается в том, чтобы создать образовательную среду, которая способствует трансформации от ученика-волонтера до учителя-эксперта. Если сказать кратко, то в этом круге будущий учитель проходит через несколько этапов: ассистент учителя, молодой учитель, учитель-конструктор, а затем учитель–технолог. Далее он становится учителем-мастером. После этого остается еще две самые важные ступени – это учитель-наставник и учитель-эксперт. (СЛАЙД ПОСТАВИТЬ)


У вас устоявшийся коллектив, многие предметы преподают доктора и кандидаты наук из КПФУ. А какие требования вы предъявляете молодым кадрам? Сколько новых педагогов начали работать в 2016 году?


– В этом учебном году мы пригласили двух молодых учителей. Один из них Никита Александрович Балакирев, кандидат физико-математических наук, выпускник КФУ будет преподавать по совместительству информатику. На должность преподавателя информатики пригласили учителя высшей квалификационной категории Полину Григорьевну Бергер, которая до этого успешно работала в школе № 96. За такими кадрами – опытными и уважаемыми учителями - мы ведем наблюдение и вовлекаем их в наше информационное пространство. Выявляем лучших представителей педагогического сообщества, реализующих себя в образовательном пространстве Татарстана. И появление молодых учителей - это ценное приобретение для нашего педагогического коллектива.


СПРАВКА: В лицее разработан и успешно реализуется проект «Планирование карьеры», победитель конкурса «50 инновационных идей для Республики Татарстан 2015 г.». Составной частью проекта является подпроект «Растим учителя», в рамках которого формируется и развивается готовность учителя к работе с одаренными детьми. Идея: «Обучая других, обучаешься сам» реализуется в процессе вовлечения лицеистов, выпускников лицея, студентов и магистрантов КФУ в волонтерское движение в качестве ассистентов учителя.


В вашем лицее разработана целая система по выращиванию Учителя из своих учеников…


– Если ученик выражает интерес к организаторской работе и педагогической деятельности, то он становится участником движения «Вожатый 2.0», которое реализует интересные образовательные проекты. За десять лет накоплен и успешно распространялся опыт трансформации успешного ученика, студента в успешного учителя. Наши лицеисты очень инициативны, а недавно придумали новый способ вовлечения в учебный процесс – наклейки на стаканы. «Что это?» – спросите вы. Они придумали систему карточек-наклеек, с помощью которых популяризуют правильное произношение слов в русском языке, демонстрируют, как правильно расставлять ударение.


Ребята совместно с учеными-физиками демонстрируют опыты в международных ярмарках и школьных слетах. На последней из них в Цюрихе ребята показывали свои изобретения и даже успешно продали их. Они получили номинацию «Самая образовательная школьная кампания» за высокий спрос на свои образовательные продукты.


Старшеклассники, готовясь к ЕГЭ, сталкиваются с необходимостью повторять материалы, пройденные на уроках, начиная с 4 класса. Для некоторых из них это утомительное занятие. Для того, чтобы повторение шло с определенным усердием, мы создали группу вожатых, лозунг которых «Обучая других, обучаешься сам». Утверждение кандидатуры проходит у учителя предметника, который подтверждает способность своего ученика руководить группой школьников. Вожатый набирает группу и занимается с ее участниками до полной ликвидации пробелов знаний по предметам (1 mov). Когда он, получив такой высокий статус, готовится к этому занятию, то сам все повторяет. Таких детей называют волонтерами. Постепенно волонтер помогает педагогу, и они работают в режиме ученик – ассистент учителя. Им доверяют проведение промежуточных зачетов у детей, которые по уважительной причине отсутствовали на уроках, при условии, что учитель уверен в том, что волонтер владеет предметом в полном объеме.


Есть вожатые, которые занимают важные позиции в рейтингах одаренных детей, являясь победителями олимпиад регионального и всероссийского уровня. Они проводят мастер-классы и помогают тренерам в олимпиадной подготовке лицеистов. Как показывает наш опыт, ученик-волонтер остается в тесной связи с нашим лицеем, даже поступив в Казанский альма-матер. Как правило, они выбирают базовые предметы нашего лицея – математику, физику, химию и биологию. Два выпускника, которые закончили в 2016 году юрфак, выразили свое желание безвозмездно вести мастер-классы.


Неужели ваши ученики возвращаются к вам в новом статусе – как педагоги?


– Такие случаи нередки, когда наши выпускники становятся нашими учителями. Талантливый молодой педагог Алия Гильмеева ведет математику. В годы учебы будучи председателем совета лицеистов, она была активной в реализации уроков лидерства, вместе с другими проводила мероприятия в Доме малютки, в коррекционной школе №76 для детей, имеющих проблемы со здоровьем. Татьяна Петухова была ярким журналистом в лицейские годы и активно писала статьи и стихи в нашей газете «Лига», а затем закончила филологическое отделение в Институте филологии и межличностных коммуникаций. Сейчас она преподает русский язык и помогает студентам публиковаться в издании. Людмила Лазарева известна по всей республике как тренер по олимпиадной подготовке по математике. Некоторые преподаватели являются студентами, но работают в системе дополнительного образования на законных основаниях. Владимир Сухарев является полноценным тьютером по математике, в 2016 году стал призером международной олимпиады в Тегеране. Лев Захаров читает лекции по информатике. Оба они показали высокие балы по ЕГЭ, а сейчас активно реализуют себя в олимпиадном движении, в науке и в образовании.


После того как Учитель становится учителем лицея, он входит в наше педагогическое сообщество и получает своего учителя-наставника. Вместе с ним изучает педагогические технологии, не только предметную область, но и методику преподавания. Научившись применять знания на практике, он получает в лицее статус учителя-конструктора. Затем он может описывать инструкции к своим урокам, создавать технологические карты, продумывать систему опроса и критерии оценки и становиться учителем-технологом. В Республике Татарстан есть такие точки роста: учитель-мастер, учитель-наставник, учитель-эксперт. Как показывает наш опыт, ученика-волонтера чаще всего воспитывают именно учителя, которые получили один из вышеназванных статусов. И, таким образом, получается круговорот. И очень надеемся, что этот цикл будет у нас развиваться по спирали и переходить на новый качественный уровень, и к нам будут возвращаться наши ученики, которые будут активно развиваться в системе образования лицея. К примеру, наш ученик, стобальник по информатике Тимур Хисматуллин учится на факультете по информатике в МГУ. Он ведет дистанционные занятия по информатике. Лекции по английскому языку, дистанционную практику по говорению проводит победитель республиканского конкурса по английскому языку Артур Авхадеев, который поступил в Undergraduate Research Scholar в Brown University Engineering Physics в Америке.


Таким образом, в зависимости от квалификационной нагрузки педагогов и готовности к работе, для каждого из них продуман свой круг поддержки. Мы нацеливаем их на работу с одаренными детьми. Это связано с тем, что у нас особый контингент учеников, которые требуют иного подхода. В коллективе работают специальные учителя, которые проходят особую систему квалификации. В лицее создана система подготовки и профессионального развития учителя, работающего с детьми, проявляющими выдающиеся способности в изучении естественных наук, математики и информатики. Учителя должны поддержать ребенка в стремлении развиваться, приобретать новые знания в профильных предметах и правильно выбрать себе специальность. Никто не знает, какая профессия будет востребована, когда они придут на рынок. К примеру, несколько лет назад была популярна услуга турагентств.


Очень важно, что ученик должен добиться самореализации в учебном процессе, чтобы получить заряд для собственного продвижения. Позднее, когда он становится взрослым, даже на этапе студенческой жизни тяжело самореализоваться, выделиться среди сверстников. Мы создаем среду, где ученик уже в школьные годы должен и может проявить себя в том или ином виде. И если с VII по IX класс дети еще присматриваются, не демонстрирует лидерства, то к X–XI классу, как правило, каждый лицеист получает свое интеллектуальнее задание и показывает, чем он может выделиться среди других. Это может быть и исполнительская ответственность. И всегда нужно найти то, за что нужно похвалить ученика. И учителя этому тоже нужно учить. Это присутствует в системе повышения квалификации учителей.


Прислушиваетесь ли вы к мнению лицеистов?


– Есть в лицее механизм эффективности проекта «Круги поддержки». Методика оценивается в 360 градусов: ведется постоянный мониторинг, который оценивает эффективность деятельности учителя, в том числе его внешний имидж. В нашем лицее установлен дресс-код. Однако в прошлом году к нему было выражено много нареканий, и наши ученики не очень хотели подчиняться закону об общей форме. Учителя ходили на работу в свободной форме. Тогда администрация и психологи изучили проблему и ввели учительский дресс-код для учителей, как и для учеников – в единой бело-черной цветовой гамме.


Как осуществляется ваше сотрудничество с деловыми партнерами?


– Лицей имени Н.И. Лобачевского при КФУ – это школа, которая растит интеллектуальный потенциал российской экономики. Это наше know-how – присутствие представителей бизнес-сообщества в категории учитель-наставник. Среди наших партнеров – это коллектив Казанского федерального университета, компании HP, ICL 1C, Intel. Мы гордимся дружбой с Национальным музеем, профсоюзной организацией работников КПФУ. Все сотрудничество идет на безвозмездной основе.


На августовском совещании были озвучены данные, что показатели по ЕГЭ в Татарстане в среднем выше общероссийских. Какие результаты продемонстрировали ваши учащиеся?


– Наш лицей находится в четверке лучших школ Республики Татарстан и входит в рейтинг 500 лучших школ России. В лицее в 21 классе обучаются 501 ученик, из которых в профильных 10-11 классах: 107 обучаются физико-математическому, 50 химико-биологическому, 31 инженерно-технологическому направлению.


Без преувеличения можно сказать, что по ЕГЭ выпускники показывают аномально хорошие результаты. По русскому языку бал 81,67 (средний бал по РТ 73,04), по математике (профильный уровень) 71,6 (52,97 по РТ), информатике и ИКТ 76 (при 63,97).


Вас и вашего ученика Асхата Сахабиева можно поздравить с победой в составе российской команды в XXVII Международной олимпиаде по информатике. Как ему удалось достичь такого успеха?


– Семья Асхата переехала из Бугульмы в Казань. Он вовремя попал в городской математический кружок под руководством Людмилы Лазаревой, которая соориентировала его на занятия по олимпиадной математике. Когда он пришел к нам, то начал заниматься олимпиадной информатикой. Асхат был призером олимпиады по информатике и призером олимпиады по математике. Подготовка к олимпиаде по информатике шла под руководством нашего опытного педагога. В нашей республике 4 народных учителя. Один из них преподаватель информатики Сергей Иванович Михайлин, заслуженный учитель Республики Татарстан, учитель высшей категории. Он является наставником Асхата. Это уникальный человек, который передает свои знания. По словам его учеников, он дал им крылья и уверенность в победе.


У нас есть еще один победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии Алексей Шнепп, который занимался под руководством опытного педагога Натальи Ивановны Сафиуллиной.


Олимпиадное движение – одно из важнейших направлений деятельности образовательной программы лицея. За 2014–2016 годы у нас 79 победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Из них 31 ученик стал победителем за последний учебный год. На заключительный этап по 4 предметам победителями стали трое лицеистов и 6 призеров. Среди образовательных организаций Республики Татарстан, выпускники которых достигли лучших результатов по математике в 2016 году, наши лицеисты заняли IV место. Мы надеемся, что количество победителей станет больше по таким предметам, как математика и физика, получая знания у опытных педагогов. Равиль Урманчеев после МГУ вернулся в Казань и возглавляет олимпиадную подготовку по физике. По данному предмету нам активно помогает доцент КФУ Алексей Заяц. Университет делает большой вклад в развитие знаний лицеистов.


Недавно в «Учительской газете» было опубликовано мнение педагогов, которые выражают обеспокоенность тем, что в последние годы российские школьники не становятся победителями на международных олимпиадах по математике…


 – В ближайшее время ожидается поступление финансирования в размере двух миллионов за успешную школу. Как поступят деньги, появиться возможность приступить ко второму этапу. Мы изучили опыт корейской школы, которые подготовили олимпиадников по математике, информатике. В Южной Корее они носят название «супершколы» для одаренных детей. Два года подряд победителями международной олимпиады по математике были ученики школы г.Пусан для одаренных детей, которая входит в Корейскую научную академию. Сейчас готовимся к стажировке в эту академию и хотим изучить их опыт. Очень надеемся на помощь профессора корейского языка Ко Ен Чоль – представителя фонда Korea Foundation.


В Университете открыли Центр изучения корейского языка, и с этого года у нас также начинается новое направление по изучению корейского языка. И уже есть проект Соглашения между лицеем и этим центром. Наш лицей выступит связующим звеном между школами Татарстана и этим фондом. В конце октября будет семинар с участием представителей Правительства Южной Кореи, где они расскажут, в чем заключается их интерес в сотрудничестве с российскими учеными и школьниками.


Мы начали беседу с темы введения профстандартов. Все наши учителя прошли соответствующее обучение, и для этого мы пригласили Валентину Александровну Афонскую, заместителя начальника Управления образования г. Казани. На наш взгляд, введение профстандартов – это требование времени, и в силу творческих составляющих является необходимой частью имиджа. Учитель должен владеть и теорией и практикой, обладать глубокими знаниями. Наш лицей готов выступить экспериментальной площадкой.


Сюмбель Таишева

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ