Математика — царица наук

Казань – один из российских центров развития математической науки. Не случайно именно в РТ 2013/2014 учебный год стал Годом математики – «царицы наук».

В 50 – 80-е годы XX века математическое образование в России считалось наиболее престижным. Конкурсы на математические факультеты, в технические вузы были огромны. С середины 80-х годов во время перестройки престижными стали гуманитарные специальности: юридические, экономические. В это время начали активно изучаться иностранные языки. В первые годы моей работы в школе (70-е годы прошлого века) большинство учащихся называли математику как самый важный и любимый предмет. В XXI веке ситуация изменилась. Конкурсы в технические вузы, на математические, физические факультеты заметно уменьшились.

 Вместе с тем, роль математического образования в современном обществе становится все более значимой. И это прекрасно понимают во всем мире. Как отмечает наш соотечественник, в настоящее время проживающий и работающий в США, профессор М.Чошанов, американское общество стало уделять внимание математическому образованию после запуска первого советского спутника. Американцы поняли, что в космос «полетел советский учитель» и успехи в космонавтике напрямую связаны с развитием естественно-математического образования. Более того, высокий уровень математического образования обеспечивает национальную безопасность страны.

 Математика изучает количественные отношения и пространственные формы. Предметом ее изучения являются абстрактные объекты (число, точка, прямая, плоскость и др.). Известный ученый-естествоиспытатель И.Сеченов отмечает, что «в ряду человеческих знаний математика стоит особняком и представляет для ума следующую поразительную особенность: обрабатывая свой внечувственный материал обычными умственными приемами исследования, …она, в отличие от опытных наук, приходит к непогрешимым выводам». Математические знания имеют два свойства – универсальность и формально-логическую выводимость. Именно этим объясняется применение ее методов во многих сферах деятельности человека и областях научного знания (физике, химии, экономике, психологии, лингвистике и др.). Математические модели встречаются всюду. Роль математики возрастает в связи с компьютерной обработкой данных.

Процесс усвоения математических знаний формирует системность и структурность мышления. Процесс решения математических задач требует постоянного проведения анализа, сравнения и синтеза информации. Работа с математическими понятиями способствует усвоению процессов обобщения и классификации. Геометрия – уникальный предмет: она развивает пространственные представления и воображение. Доказательство теорем формирует умения аргументации. Сегодня математика является обязательным предметом не только для общего, но и для профессионального образования, так как способствует развитию интеллекта. Обучение математике должно быть построено таким образом, чтобы показывать универсальность математических знаний. Математическое образование способствует воспроизводству специалистов математиков, инженеров, экономистов, учителей.

 Основными тенденциями развития математического образования в России являются его гуманизация, гуманитаризация и технологизация.

Гуманизация заключается в установлении приоритетов, ориентированных на личность учащегося, развитие его интеллектуального потенциала и познавательных возможностей. Отбор содержания, форм и методов обучения проводится с учетов возрастных и психологических особенностей учащихся. Система контроля ориентируется на динамику общего и математического развития. В Казани и в целом в республике достаточно много учебных заведений (школ, лицеев, гимназий), в которых учащиеся получают углубленное математическое образование.

Гуманитаризация математического образования состоит в выделении в содержании обучения математике элементов, применяемых в повседневной жизни. Например, при изучении теоремы о трех перпендикулярах – установка новогодней елки, изучении тригонометрических функции – измерение высоты дерева на пришкольном участке и др. Уделяется внимание изучению истории математики, связи математики с другими областями (математика и искусство). Особое воспитательное значение имеет знакомство с жизнью ученых — математиков, историей математических открытий. В этом смысле Казань – уникальный город. Это связано с открытием, сделанным гениальным Н.Лобачевским. В любой точке земного шара, человек знакомый с математикой, при слове Казань скажет – Лобачевский. Таким образом, это имя – один из брендов нашего города.

Технологизация предполагает осмысление процесса обучения математике как смены четко описанных этапов, имеющих высокую результативность. При разработке технологий обучения следует ориентироваться на положительный результат. На сегодняшний день в обучении математике известны и успешно применяются технологии проблемного обучения, укрупнения дидактических единиц (УДЕ), коллективного способа обучения (КСО), технология В.Шаталова и др. Теория проблемного обучения связана с именем нашего земляка академика М.Махмутова. Его труды до сих пор актуальны, особенно при внедрении ФГОС. При разработке технологий обучения важным моментом является мировоззренческая позиция педагогов. Нам представляется возможной опора на философию обучения, которой придерживаются учителя математики штата Техас США. Это: право на ошибку; лучше вглубь, чем вширь; процесс важнее, чем результат; учение через преподавание.

В школах республики работают, в основном, выпускники бывшего педагогического университета (ТГГПУ) и педагогического отделения Института математики и механики им. Н.Лобачевского КФУ. Профессиональным кредо многих учителей математики РТ стал эпиграф журнала «Математика»: «Жизнь украшается двумя вещами – занятием математикой и ее преподаванием». В этом мы смогли убедиться, участвуя в составе жюри в республиканском конкурсе. В рамках конкурса «Учитель года России» в апреле был проведен республиканский конкурс «Учитель математики 2014 года». В нем участвовали 10 лучших учителей математики – победители районных конкурсов. Хочется назвать их поименно. Это – А.Шайхрамова (г. Наб. Челны), И.Кузнецова (Лаишевский район), Г.Сайфетдинова (Тукаевский район), Р.Маликова (Актанышский район), С.Исакова (Елабужский район), М.Карпова (Буинский район), А.Газизуллина (Мензелинский район), Н.Галлямова (Атнинский район), М.Абдуллин (Арский район), Л.Долгова (Пестречинский район). Среди них были и очень опытные учителя со стажем более 40 лет и молодые учителя. Всех объединяла любовь к математике, стремление найти свой почерк, свою изюминку в преподавании предмета. Члены жюри увидели 10 интереснейших мастер-классов, разных как по содержанию, так и по формам организации, а также 10 фрагментов уроков. Видеоматериалы этого конкурса могут стать прекрасным учебно-методическим материалом для повышения квалификации учителей. Все участники конкурса показали высокий уровень педагогического мастерства. Однако члены жюри отметили как самые удачные выступления Наили Газимовны Галлямовой и Айгуль Тагировны Шайхрамовой.

 Преподавателям кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики приходится работать в тесном сотрудничестве с учителями математики республики. Большинство из них являются нашими выпускниками. А, значит, слушали наши лекции в студенческие годы. Каждые 5 лет, а иногда и чаще, мы встречаемся с ними на курсах повышения квалификации. Профессиональное общение происходит на новом уровне. Кроме этого многие наши выпускники являются руководителями педагогической практики студентов педагогического отделения института. Участвуют в семинарах и научно-практических конференциях, проводимых кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики КФУ. Все это способствует повышению уровня профессионального мастерства учителей математики нашей республики. Опыт руководства курсами переподготовки и повышения квалификации показывает, что в последние годы повысились требования к содержанию курсов. Учителя хотят получить ответ не только на вопрос «Как обучать?», но и «Почему так надо обучать?». Повышению уровня квалификации, самообразованию учителей, с нашей точки зрения, способствует необходимость прохождения ими тестирования. Такое тестирование учителей применяется в мировой практике.

 Хочется завершить свою статью пожеланием, чтобы каждый учитель математики считал делом чести подготовить достойных последователей своего дела. Не зря народная мудрость гласит: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться».

Использованная литература:

1. Стефанова Н.Л. Методика и технология обучения математике. – М.: Дрофа, 2005.

2. Чошанов М. А. Дидактика и инженерия. – М.: Бином, 2011.

Кадрия ШАКИРОВА,

доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н.Лобачевского КФУ, кандидат педагогических наук.

Добавить комментарий