Моя система работы с одаренными детьми

Марина ЦВЕТКОВА,

учитель математики высшей квалификационной категории Центра образования № 178 г.Казани

Одарённый ребёнок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их.

Определив одаренных ребят, заинтересовываю их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, учу их логически мыслить, обогащаю их познания, словарный запас, занимаю их творческими, проблемными заданиями, даю толчок творчеству.

Цель работы с одаренными детьми: расширение и углубление знаний учащихся и создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Задачи: побуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, ее практическому значению и приложениям; оптимальное развитие математических способностей у учащихся по программному материалу; воспитание высокой культуры математического мышления; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой; расширение представления о практическом значении математики.

Реализация этих задач частично осуществляется на уроках, но в процессе учебной деятельности это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится во внеурочную деятельность.

Вся система работы с одаренными детьми осуществляется в следующих направлениях:

• урочная деятельность – традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, «Круглый стол», экскурсия, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;

• внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;

• система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, портфолио работ (V кл.).

Занимаясь с одаренными детьми, применяю технологии разноуровневого, дифференцированного обучения, технология проектов и ИКТ. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, т. е. в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания.

Глубоко убеждена в том, что внеурочная работа учителя должна быть нацелена не только на достижение «штучных» высоких результатов, но и на массовое вовлечение детей в проектную, творческую деятельность.

Результат участия в республиканской олимпиаде по математике в этом учебном году: Д.Кирасиров (V кл.) – призер муниципального и республиканского туров республиканской олимпиады по математике; О.Денежкина (V кл.) – призер финального тура городской олимпиады по математике среди II–VI классов.

Высокий результат ЕГЭ по математике в 2014–2015 учебном году (средний балл – 56,4 (профильный экзамен), Р.Токранов получил по математике блестящий результат – 92 балла.

Чтобы повысить качество работы с одаренными детьми, я принимала участие в республиканском обучающем семинаре для педагогических работников «Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам» в первой (март, 2015 г.) и второй (июнь, 2015 г.) сессиях. Планируется осенью третья сессия со сдачей зачета. На протяжении трех лет систематически веду работу, направленную на овладение самостоятельной проектной деятельностью учениками. Свою работу стараюсь сводить к консультированию и помощи, давая возможность учащимся активно вести исследовательский процесс. Одним из самых действенных способов является использование ИКТ при подготовке проектной работы.

Главными принципами организации внеклассной работы является вовлечение учащихся независимо от уровня их знаний математики, развитие инициативы, творческих способностей, создание условий для самовыражения, что помогает моим ученикам не только увидеть истинные возможности предмета, но и сформировать положительную мотивацию к изучению математики.

Мой опыт по организации социальной проектной деятельности обучающихся обобщен и представлен на Общероссийский конкурс «Лучшее из опыта преподавания» и отмечен диплом II степени в номинации «Руководитель социального проекта».

Результаты обучения и воспитания учащихся:

 • повышается качество знаний;

 • првышается профессиональное самоопределение учащихся (например, в прошлом учебном году 18 учащихся из 31, XI В класса – физико-математического профиля, поступили в технические вузы, на специальности, связанные с математикой и физикой);

 • получают практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнят свои знания, а также получение представления о некоторых профессиях;

 • приобретают знания и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия;

 • активное участвуют в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях.

Я являюсь руководителем методического объединения учителей математики, информатики и физики лицея. На базе нашего лицея проходил форум учителей математики «Концепция математического образования в России: проблемы и перспективы его развития», в рамках которого был обобщен мой педагогический опыт. За вклад в развитие математического образования и активное участие в мероприятиях Года математики наш лицей был отмечен как один из лучших центров математического образования – сертификатом на кабинет математики от МО и Н РТ.

В обучающих занятиях с молодыми педагогами мы рассматриваем современные технологии в учебном процессе и практические навыки их применения на уроке и во внеурочной деятельности. Таким образом, в дальнейшем, учителя применяют представленные возможности использования современных технологий в своей работе.

Учителя математики нашего лицея успешно сотрудничают с кафедрой методики преподавания математики и информатики института механики и математики им. Н.Лобачевского. Мои коллеги принимают активное участие в республиканских семинарах по математике, совместно с преподавателями института были подготовлены и проведены занятия-консультации по подготовке к ЕГЭ (II часть) «Шесть вечеров с математикой». Такой опыт планируем продолжать дальше. На базе лицея постоянно проходит практика будущих учителей, где я являюсь – одним из ее организаторов. Среди будущих педагогов также распространяю свой опыт.

Для повышения мотивации к предмету, развития творческих и интеллектуальных способностей, развития и формирования ключевых компетентностей обучающихся, мною разработаны, успешно апробированы и внедряются программы элективных курсов и спецкурсов при подготовке к ЕГЭ; успешно работает объединение «Школа волшебных решений»; новое направление для V классов в 2014–2015 учебном году – «Внеурочная деятельность по ФГОС», занимаемся по программе «Наглядная геометрия».

Актуальность программы объединения «Школа волшебных решений» в том, что математическая наука служит основой любого производства, любой отрасли науки и техники, и занимает все более прочные позиции в жизни человеческого общества. Общая цель программы состоит в развитии у детей творческого мышления, развития уверенности в своих способностях и творческих возможностях, в формировании желания открывать для себя что-то новое, в приобретении знаний и умений учащимися посредством проектирования исследовательской деятельности, в освоении ими основных приемов исследовательской работы, в раскрытии и развитии собственного потенциала, в создании благоприятных условий для реализации природных способностей учащегося, в развитии высокой позитивной мотивации школьника. Новизной программы внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного освоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС к внеурочной деятельности данная программа относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательных способностей, воспитания успешного поколения граждан страны, работающих на развитие собственных творческих возможностей.

Обе программы имеют практическую направленность – в них предусмотрены практические занятия с чертежными инструментами, возможность публичной демонстрации результатов исследовательской деятельности, активное участие в математических олимпиадах, праздниках и конкурсах различного уровня: от школьного до международного. Это развивает склонность обучающихся к творчеству, профориентацию ребенка, умение самостоятельно работать, ИКТ-компетенции, совершенствует навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.

Чтобы повысить интерес к обучению, развить пространственное мышление, коммуникативную компетенцию, мотивацию к самообразованию, ответственность и стремление к организации свободного времени, в рамках семинара российского уровня, проходящего на базе нашего Центра образования, мной был организован и проведен конкурс замков из геометрических фигур (среди параллелей V – VII классов), результатом которого явилось участие ребят с их педагогами на научно-практических конференциях не только города и республики, но и российского уровня.

Мои ученики Л.Коклина и Т.Ямалов успешно выступали с проектом «Геометрические фигуры и тела и их применение в архитектуре мечети Кул-Шариф» на городской конференции «Юный исследователь» и на XIII Всероссийской открытой конференции учащихся «Шаги в науку», где получили высокую оценку своей работе (II место).

В июле 2015 года команда учащихся V К класса при поддержке администрации лицея принимала участие в Российском летнем естественнонаучном турнире в городе Сочи. Ребята выступали на конференции с научными работами по математике, заняли I – II места; принимали участие тест-рейтинговой творческой олимпиаде (III место); в интеллектуально-творческом конкурсе «ТРИЗ» (II место); командной игре «Таинственный остров» (II место); получили диплом за выполнение учебно-исследовательского проекта «Глазомер и факторы, влияющие на его формирование» в рамках турнира. В итоге получили III место в общекомандном зачете, являясь самыми младшими на турнире.

Добавить комментарий