Логотип Магариф уку
Цитата:

Работа со способными учениками

Основным видом работы с учениками на уроках русского языка я выбрала самостоятельную деятельность.

Казалось бы, проще простого: дать дополнительное задание способному ученику и работать с другими детьми. Как это выглядит на практике? Рассмотрим некоторые виды данной работы на уроках русского языка в VI классе.

 

Тема «Спряжение глаголов» достаточно трудно даётся большинству учеников. Поэтому на каждом уроке (при изучении темы «Глагол») 5–10 минут мы уделяем практической работе по определению спряжения и правильного выбора гласной в окончаниях глагола. Примерно через урок данная работа для способных учеников становится неинтересной: принцип работы один, глаголы-исключения выучены, глаголы в работе повторяются. К следующему уроку я подбираю для них «сложные» глаголы (из учебников для старших классов, из КИМов). Ученикам среднего звена обычно трудно определить инфинитив и понять смысл некоторых таких глаголов. Учитель работает с классом, а способные ученики выполняют такое же задание, но более сложное, поэтому у них сразу возникают вопросы.

У учителя два варианта: ответить ученику или заставить его думать, работать самостоятельно. Выбираю второй вариант – самостоятельную работу ученика, но предлагаю помощь в виде орфографического и толкового словарей. Ученикам интересна такая работа, так как они понимают, что знают далеко не всё. Важно, чтобы в конце этой работы способные ученики познакомили класс с некоторыми глаголами, так как, во-первых, все разбирают одну тему, во-вторых, помним о том, что на уроке работаем с классом.

К следующему уроку я готовлю другое задание, так как способные ученики уже знают, как быть со «сложными» глаголами и легко работают со словарём. Задание может звучать так: изменить вид глагола бросать, определить спряжение, про­с­прягать оба глагола, сделать выводы.

Примерная работа ученика: бросать (глагол несовершенного вида, 1 спряжения) – бросить (глагол совершенного вида, 2 спряжения)
В 1-м лице: бросаем, бросим
Во 2-м лице: бросаешь, бросишь
В 3-м лице: бросают, бросят.
Ученики обращают внимание на окончания глаголов, далее изменяют глагол по временам.
В прошедшем времени: бросали, бросили;
в настоящем времени: бросают, – ;
в будущем времени: будем бросать, бросим.

Примерные выводы учеников:
1. Глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего сложного времени. А глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего простого времени. (Правило в учебнике содержит эту информацию, но даже способные ученики её не запоминают или просто учат наизусть, не задумываясь над содержанием. А после выполнения данной практической работы теория становится понятной.)

2. При образовании форм глагола надо учитывать вид, так как может измениться спряжение глагола, значит, это уже другой глагол.
Ученики обязательно должны продемонстрировать эти выводы с некоторыми примерами всему классу. (Мы помним о разном уровне развития детей, поэтому кто-то из класса поймёт и эту тему. Всё-таки с такими глаголами мы больше работаем при подготовке к экзаменам в старших классах). После выполнения данной работы можно предложить ученикам домашнее задание: подготовить похожие пары глаголов для всего класса.

На следующем уроке задание может быть таким: переписать, вставляя пропущенные буквы, объяснить их правописание; данные глаголы разделите на 2 группы: руб...т топором, беж...м к лесу, толка...шь соседа, пиш...шь на доске, мо...м посуду, смотр...м вперёд, верт...шь в руке, слуша...м внимательно, громко крич...шь, бор...мся с несправедливостью, закручива...м банки, вскакива...шь неожиданно, услыш...м всех.

 

 

Гульназ Насыбуллина,

учитель русского языка и литературы Высокогорской средней школы № 1.

 

Фото: "Татар-информ"

 

 

 

 

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ