Одаренные дети и особенности работы с ними

«Нельзя кого – либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь cоздать атмосферу, способствующую развитию человека» К. Роджерс (ЦИТАТА)

Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Как показывает практика, одаренность не всегда проявляется в школьной деятельности. Важнее то, что в обычной общеобразовательной школе обучаются способные, талантливые ученики, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов и поэтому реализовать себя в полной мере в пределах школьной программы детям недостаточно. Отсюда возникает необходимость создания условий для реализации интеллектуальных возможностей, творческих способностей школьников, способности добиваться успеха и социального признания уже со школьных лет. Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, внутреннюю логику, определяющую индивидуальность.

На протяжении последних пяти лет методическое объединение учителей начальных классов МБОУ СОШ № 12 Вахитовского района г. Казани работает над темой «Одаренные дети и особенности работы с ними». Для нас важно именно в школе выявить детей, интересующихся различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь детские планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть своим способности. В рамках общеобразовательного пространства нашей школы сложилась система работы с одаренными детьми следующего содержания:

  1. Психолого-педагогический анализ развития учащихся.
  2. Выявление одаренных и талантливых детей:
  • анализ успехов и достижений учащихся;
  • создание банка данных учащихся;Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
  • внедрение элементов и систем развивающего обучения;
  • дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми;
  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
  • организация и участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.Организация воспитательного процесса.
  • психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
  • создание системы стимулирования и поощрения учащихся (грамоты, премии, награды);
  • организация досуга учащихся с целью развития познавательной активности, расширения кругозора (экскурсии, туристические поездки, взаимодействие с различными организациями города);Работа с родителями одаренных детей.
  • совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
  • поддержка и поощрение одаренных детей.

В нашей школе создана пространственно-предметная образовательная среда через элективные курсы, факультативные занятия. В рамках каждого урока создаются условия для формирования и развития познавательной активности детей. Также накоплен большой опыт организации различных форм индивидуальной и коллективной внеурочной работы:

  • предметные кружки;
  • интеллектуальные конкурсы, марафоны знаний;
  • школьные научные конференции;
  • организация проектной и исследовательской деятельности;
  • предметные олимпиады;
  • экскурсии;
  • ежегодный школьный конкурс «Еврос».

Немаловажная роль в этом направлении отводится и самому педагогу. Он должен хорошо разбираться не только в трудностях своего предмета, но и в большей степени выявлять индивидуальные особенности своих учеников. Учитель должен быть ЛИЧНОСТЬЮ творческой, увлеченной своим предметов, владеть современными научными методиками и технологиями обучения, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным, эрудированным. Каждый учитель, определяя для себя методическую тему, выбирает свой путь реализации намеченных целей и задач, выстраивает алгоритм своей деятельности.

 Все учителя начальных классов нашей школы – это мастера своего дела, которые работают на результат, готовые поделиться своими идеями с коллегами. А самое главное мы обладаем желанием вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, чтобы дети могли заявить о себе, применить свои умения уже в стенах школы, самореализоваться и быть успешными.

Ольга ШАШКОВА,

учительница начальных классов I квалификационной категории средней школы № 12 г. Казани

Резеда МУХАМЕТШИНА,

учительница начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 12 г. Казани.

Добавить комментарий