Проблемы преподавания государственных языков республик Российской Федерации

DSC_9433Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации осуществляется в соответствии с правовыми нормами, установленными Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О государственном языке Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Возможность устанавливать свои государственные языки в республиках Российской Федерации определяется п.2. ст.68 Конституции Российской Федерации. Например, Конституция Республики Татарстан устанавливает, что государственными языками Республики Татарстан являются равноправные татарский и русский языки” (п.1, ст. 8). Данное положение также закреплено в ст.3 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан». Возможность преподавания и изучения государственных языков республик РФ, предусмотренная  Конституцией РФ и федеральным  законодательством подтверждено решением Конституционного Суда РФ (постановление от 16.11.2004 года №16-П).

На современном этапе развития системы образования становится актуальной проблема  преподавания родных языков как государственных, в частности, русского и татарского языков.

В соответствии с Конституцией Российской Федерацией «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (ст.68, п.3). Таким образом, родным языком согласно Конституции РФ и международных норм является язык народа к которому относит себя гражданин [Лотфуллин, 2016, с. 48].Согласно п.4 ст.2 закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов РФ» «Равноправие языков народов РФ охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ».

Федеральным законом «О государственном языке РФ» определены правовые привилегии русского языка как государственного языка РФ, которые устанавливают обязательность применения русского языка во многих сферах жизни. Таким образом, русский язык – это один из языков народов РФ (в том числе родной язык русского народа) с установленной законодательством привилегией. Вместе с тем, п.7 ст.1.  закона «О государственном языке РФ» определяет, что «Обязательность использования государственного языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ».

Нормативные привилегии языков народов РФ также могут быть установлены Конституциями и законами республик РФ о государственных языках республик РФ. Так, например, Конституция Республики Татарстан (ст.8, п.1) устанавливает, что “Государственными языками Республики Татарстан являются равноправные татарский и русский языки”. Данное положение также закреплено в ст.3 Закона РТ «О государственных языках РТи других языках в РТ». Исходя из этого, и татарский язык как государственный язык РТ является одним из языков народов РФ (в том числе родным языком татар) с законодательно установленной привилегией его обязательного использования в разных сферах жизни.

Таким образом, при преподавании и изучени государственного языка РФ и государственных языков республик РФ излишними являются требования определения их особого статуса в предметных областях федеральных государственных образовательных стандартов (далее по тексту ФГОС) и примерных вариантах учебных планов в примерных основных образовательных программах, так как из вышеизложенного следует, что государственный статус того или иного языка является лишь его нормативной привилегией и не отрицает его статуса родного языка народа РФ. Кроме того, правовой статус языка не меняет его социокультурной и лингвистической сущности.  Более того, применительно к русскому языку объем требований к предметным результатам освоения русского языка как государственного всеми гражданами РФ (русской и нерусской национальности) превышает объем требований к освоению родного языка. В действующей ФГОС и примерных основных образовательных программах даются общие понятия «родной язык», «иностранный язык». Они не конкретизируются, хотя в общеобразовательных организациях изучаются конкретные языки: английский, немецкий, французский, татарский, башкирский, чувашский и т.д. Отсутствует и предметная область «Государственный язык РФ».

Второй актуальной проблемой является наличие права граждан РФ на добровольное изучение родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе РФ.

Обязательность общего образования в РФ обеспечивается через обязанности родителей (Закон «Об образовании в РФ», ч.1, п. 4, ст.44: Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования) и государственными гарантиями общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего и среднего общего образования  (Закон «Об образовании в РФ», ст.5). В том числе, граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ, а также право на изучение родного языка из числа языков народов РФ Закон «Об образовании в РФ», п.4, ст.14).

В соответствии с ч.3 ст. 14 закона «Об образовании в РФ» в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики РФ, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством республик РФ. Преподавание и изучение государственных языков республик РФ в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с ФГОС, образовательными стандартами».

Татарский язык как государственный язык РТ изучается в рамках обязательного образования в общеобразовательных учреждениях и профессиональных образовательных организациях в соответствии с п.3 ст. 8 закона РТ от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании» татарский и русский языки как государственные языки РТ изучаются в равных объемах в рамках ФГОС соответствующего уровня общего образования.

В ФГОС общего образования закреплен порядок изучения государственного языка субъекта РФ с указанием, что : «Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка РФ, возможность преподавания и изучения государственных языков республик РФ и родного языка из числа языков народов РФ, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература, родной язык и родная литература, иностранный язык;..» (Приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 п.19.3, от 17.12.2010 № 1897 п. 18.3.1. , от 17.12.2010 № 1897 п. 18.3.1.)

Таким образом, татарский язык как родной в РФ и,  в частности, татарский язык как государственный в РТ преподаются в рамках обязательного среднего образования в соответствии с требованиями ФГОС. В соответствии с действующим законодательством родители имеют право выбора языка обучения с учетом мнения ребенка, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; ( ч.1, п.3, ст 44 закона «Об образовании в РФ»).

Третьей актуальной проблемой преподавания родных языков в качестве государственных языков республик в составе РФ является возможность нанесения ущерба преподаванию и изучению государственного языка РФ путем преподавания государственных языков республик РФ, предусмотренная п.4 ст.14 закона «Об образовании в РФ».

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» определены особенности преподавания русского языка: «Преподавание и изучение государственного языка РФ осуществляются в соответствии с ФГОС, образовательными стандартами» (п.2, ст.14). В ФГОС прописаны требования к предметным результатам по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку, без указания  конкретных объемов их изучения.  Объемы изучения отдельных предметов даны в вариантах учебных планов в составе основных примерных образовательных программ общего образования , утверждаемых Минобром России. Согласно ч.7 ст.12 закона «Об образовании в РФ» образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В соответствии с п.10 ст.2 закона «Об образовании в РФ» примерные основные образовательные программы являются методической основой, примером для разработки общеобразовательными организациями РФ образовательных программ с учетом национально-региональных особенностей субъектов РФ и специфики образовательной организации.

Таким образом, выполнение ФГОС является главным требованием при преподавании и изучении русского языка, поэтому «ущерб» в преподавании русского языка может быть зафиксирован (оценен) только при невыполнении требований стандарта. Критерием выполнения требований ФГОС к результатам освоения русского языка являются результаты итоговой аттестации. По данным Минестерства образования и науки Республики Татарстан, результаты государственной итоговой аттестации по предмету «Русский язык» в 11 классе остаются стабильно высокими на протяжении ряда лет, например, в 2017 году средний балл 11-классников из Татарстана равен 72,53 балла, что ниже среднего балла находящихся на первом месте московских выпускников (72,6 балла) и выше результатов выпускников Санкт-Петербурга, занимающих третье место (71,09 балла).

Таким образом, изучение предмета «Татарский язык» в Республике Татарстан как государственный язык РТ осуществляется без ущерба преподаванию и изучению государственного русского языка РФ.

Проблемы, возникающие в организации преподавания государственных языков республик РФ и родных языков народов России могут быть в основном разрешены в условиях поликультурного полилингвального образования в России в целом.

Литература

  1. Лотфуллин М.В. Роль и место родных языков в системе образования РФ // Сб. докладов Всероссийского семинара совещания «Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности» – Москва, fundmit@gmail.com, 2016. – С.47-54

    М.В. Лотфуллин (г.Казань)

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ

Добавить комментарий