Рабочая программа учителя начальных классов: требования ФГОС НОО

Опираясь на примерную программу по предмету, ООП НОО и авторские концепции начального образования, педагог может спроектировать механизм достижения планируемых результатов в рамках учебного предмета. Основные подходы указываются в структурных компонентах рабочей программы.

1. Пояснительная записка.

Большая часть пояснительных записок, которые приходится анализировать экспертам, представляют собой скопированные тексты примерных или авторских программ, необоснованно большого объема, изобилующие общими фразами и научными понятиями. В таких случаях трудно выделить особенности образовательного процесса, обеспечивающие возможность обновления содержания, методик и технологий в соответствии с динамикой развития образования, запросов детей и родителей, с учетом особенностей субъекта РФ (п.21 приказа № 373 МОиН РФ от 6.10.2009г.).

Между тем, пояснительная записка — это документ, кратко поясняющий содержание отдельных положений основного документа (программы). В пояснительной записке конкретизируются общие цели начального образования с учетом специфики учебного предмета. Прежде всего, необходимо указать:

—      нормативную основу составления программы — ФГОС НОО, примерную программу по предмету, авторскую образовательную программу в соответствии с учебно–методическим комплектом, основную образовательную программу образовательного учреждения;

—      цели и задачи обучения по предмету в данном классе;

—      отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.), обоснование внесенных дополнений и изменений;

—      количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов для проведения контрольных (с указанием вида), практических работ, экскурсий, проектов, исследований и т.д.

2. Далее необходимо дать общую характеристику учебного предмета:

—      особенности содержания и методического аппарата программы,

—      межпредметные связи учебного предмета;

—      особенности организации учебного процесса по предмету: формы, методы, средства обучения, виды и формы контроля, используемые учителем и т.д.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане должно отражать сведения о том, к какой части учебного плана и почему относится этот учебный предмет, как должен быть он реализован по количеству часов в неделю по классам и общему количеству часов. Описание места учебного предмета в программе должно отражать сведения из учебного плана конкретного ОУ, а не базового.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета содержит ценностные ориентиры конкретного учебного предмета, взятые из программы формирования УУД и программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников ООП НОО школы, и соотнесенные с содержанием конкретного учебного предмета (ценностные ориентиры указаны в п. 4.1. примерной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования и п.1.2. примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования).

 Часто педагоги относятся к данному пункту рабочей программы несколько формально, однако важно понимать, что государство средствами ФГОС определяет систему базовых национальных ценностей и содержание предмета должно обеспечивать их усвоение учащимися. Поэтому задача педагога — выделить ресурсы предмета в формировании тех или иных ценностных основ младших школьников.

5. Особое внимание необходимо обратить на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Основой их разработки станут планируемые результаты, описанные во ФГОС, и конкретизированные в соответствии с особенностями используемой методики. В документах ФГОС планируемые результаты представлены на начальную ступень освоения общего образования, поэтому, если рабочая программа разработана на один год, задача учителя – сформулировать планируемые результаты по предмету (личностные, метапредметные и предметные) на каждый год обучения, что позволит в дальнейшем выстроить систему промежуточного контроля и станет основой для выбора его видов.

6. Содержание учебного предмета представляет перечень изучаемого учебного материала, количество часов для изучения раздела, темы; краткое содержание учебной темы, основные изучаемые вопросы. Возможно выделение тем для ознакомления, способствующие расширению кругозора младших школьников. Материал этих тем не является обязательным для усвоения (даётся учителем, исходя из уровня подготовленности и познавательных интересов учеников) и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

Важно знать, что примерные программы указывают основное содержание предмета, а составитель рабочей программы должен дополнить рабочую программу темами, сформированными с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников.

Совсем необязательно, что содержание рабочей программы будет привязано к содержанию учебника, системообразующим фактором в данном случае выступают планируемые результаты, поэтому необходимо уделить им особое внимание.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся описывает последовательность изучения вышеперечисленных разделов и тем, количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы. Последовательность и соотношение часов определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, класса, приоритетами в школьной системе воспитания, и может не совпадать с позицией авторов программ УМК. Обязательной новацией является описание видов деятельности учащихся по каждой теме – в данном случае необходимо обратиться к предметным примерным программам, в которых перечислены виды деятельности, специфические для каждого предмета, например: понимание учебного текста, выборочное чтение, восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа, прогнозирование результата вычисления, решения задачи, планирование хода решения задачи, выполнения задания и т. д.

4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Оснащение учебного процесса в начальной школе имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания младших школьников.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, в связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, документ-камера и др.). Используются возможности Интернета и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал. Образовательный процесс должен быть оснащён специфическим предметным оборудованием, например измерительными приборами для преподавания предмета «Математика»: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.

Описывая материально-техническое обеспечение предмета, рекомендуется указывать не только те ресурсы, которыми владеет лично учитель, но и те, которыми обладает образовательное учреждение: учебный кабинет и иные помещения, комплекта средств обучения объединяющий как современные (инновационные) средства обучения на базе цифровых технологий, так и традиционные — средства наглядности (печатные материалы, натуральные объекты, модели), а также лабораторное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и исследований, расходные материалы и канцелярские принадлежности и т.д.

Объем рабочей программы не регламентирован нормативными документами федерального и регионального уровней, однако важно помнить, что текст должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать ФГОС НОО, а при их отсутствии – должны быть общепринятыми в научной литературе. Следует избегать длинных, запутанных предложений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не рекомендуется применять обороты разговорной речи, применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных аналогов в русском (татарском) языке.

Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять планируемые результаты. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем. Однако во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, закрепив Положением о рабочей программе педагога.

Источники:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html .
  2. ФГОС: Начальное общее образование // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  3. Учительская газета // http://www.ug.ru/new_standards/6.

 Гульназ ХАМИТОВА,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования ИРО РТ.

 (Продолжение. Нач. в № 5)

Добавить комментарий