Победители конкурса «Лучший урок по ФГОС»

Редакция журнала «Магариф» второй год подряд проводит федеральный конкурс профессионального мастерства педагогов «Лучший урок по ФГОС». На конкурс для участия были представлены разработки уроков по следующим номинациям:
• лучший урок биологии;
• лучший урок физики;
• лучший урок математики;
• лучший урок химии;
• лучший урок экономики;
• лучший урок робототехники;
• лучший урок информатики.

Мы подводим итоги и напоминаем, что в конкурсе участвовало более 120 учителей-предметников из разных районов Республики Татарстан. В отличие от прошлого года, победители объявлены по всем номинациям. Самые лучшие уроки опубликованы на страницах журнала «Магариф» и в электронном журнале «Магариф.РФ».

Отметим, что в этом году участников было больше, особенно активно участвовали учителя биологии и математики. Более того, по ходу конкурса изъявили желание участвовать учителя других предметов, и, вероятно, в будущем номинаций конкурса будет больше. На конкурс были представлены разработки уроков разного типа, вида, для учащихся со II по XI классы, также была представлена разработка занятия кружка. Анализируя структуры конкурсных уроков, мы учитывали разнообразие типов уроков по ФГОС:
– урок «открытия» нового знания;
– урок комплексного применения
знаний и умений (урок закрепления);
– урок общеметодологической направленности (проводится в начале и в конце изучения определенных разделов);
– урок актуализации знаний и умений (урок повторения);
– урок контроля знаний и умений;
– урок коррекции знаний, умений и навыков.
Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного урока. А что следует
учитывать при составлении и проведении современного урока? Каким требованиям должен отвечать современный
урок?
При оценивании конкурсных уроков учитывались следующие критерии:
1. Основные цели
Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели?
Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?
2. Организация урока. Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.
3. Способы мотивации учащихся. Какие способы мотивации применяет педагог?
4. Соответствие требованиям ФГОС
Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?
– Ориентированность на стандарты нового поколения.
– Развитие УУД (универсальных учебных действий).
– Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.
5. Содержание урока
– Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
– Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
– Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения
собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
– Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.
6. Методика проведения урока
– Актуализация имеющихся знаний,
способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
– Какие методы применял педагог?
Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/поисковой деятельности? Сравните примерное количество
репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских
заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.).
– Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
– Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
– Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям,
содержанию занятия?
– Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.
7. Психологические моменты в организации урока
– Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
– Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
– Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько
разнообразны виды учебной деятельности?
– Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
– Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

Oценены результаты,представленные на уроке в виде универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные):
– учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат
своей работы;
– учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют/ классифицируют/ сравнивают и др.;
– учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации
или подтекста, к сотрудничеству;
– учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные  направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.
Тот конкурсант, который на разработке урока отразил наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС, и стал победителем в каждой номинации. Из конкурсных работ мы видели, что современный урок – это свободный урок, характеристики которого рождаются по велению современной жизни, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога.

*Мнение члена жюри по поводу конкурсного урока: Борис Тимеркаев, профессор КНИТУ-КАИ, доктор физико-математических наук: «Разработка урока Лилии Ганеевой «Равновесие тела. Момент силы» (публикуется в этом номере журнала), посвящена изучению нового материала на основе наблюдений и опытов. Наглядные примеры и опыты позволяют школьникам самостоятельно добраться до истины, делать умозаключения и приобрести новые знания. Материал обширный, богатый, насыщенный. В самом деле, такие примеры с участием самих школьников заставляют их
задуматься. Методическое построение материала соответствует требованиям новых ФГОС. Работу следует оценить
высоко и признать победительницей».

Жюри в составе:
Таишева С.Н., главный редактор журнала «Магариф», кандидат социологических наук – председатель;
Халикова Ф.Д., учитель химии высшей квалификационной категории IT-лицея КФУ, доцент кафедры химического образования Химического института им. А.М.Бутлерова КФУ, кандидат педагогических наук;
Тимеркаев Б.А., профессор Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева – КАИ, доктор физико-математических наук;
Ахметшина Г.Г., заведующий кафедрой естественно-математических
дисциплин ИРО РТ, кандидат педагогических наук;

Маликова Ф.А., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории лицея №2 г. Казани, заслуженный учитель РТ;
Сабирзянов Т.А., редактор отдела по точным и естественным предметам журнала «Магариф».

На финальном этапе определили следующих победителей конкурса:

В номинации «Биология»

  • МУХАМЕТШИНА Гулия Наиловна – учитель биологии I квалификационной категории Большеменгерской основной школы Атнинского района (урок биологии в IX классе «Яшәү өчен көрәш һәм табигый сайланыш», №2 за 2019 г.)

В номинации «Физика»

  • ГАНЕЕВА Лилия Ансаровна – учитель физики высшей квалификационной ктегории лицея-интерната г. Буинска
    (урок физики в VII классе «Равновесие
    тела. Момент силы», №6 за 2019 г.)

В номинации «Математика»

  • БОЛЬШАКОВА Елена Николаевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №36 г. Нижнекамска (урок математики в IV классе «Площадь прямоугольного треугольника», №11 за 2018 г.)

В номинации «Химия»

  • ФАСХУТДИНОВА Наиля Асхатовна – учитель химии I квалификационной категории Среднекирменской средней
    школы Мамадышского района (урок химии в IX классе «Дисахаридлар. Сахароза»)

В номинации «Информатика»

  • НУРИЗЯНОВ Эльнар Тагирович – учитель информатики высшей квалификационной категории гимназии №27 г. Казани, (урок информатики в IX классе «Формирование сложных запросов к готовой базе данных», №3 за 2019 г.)

В номинации «Робототехника»

  • ШАРИПОВА Резеда Башировна – педагог дополнительного образования средней школы №25 им. 70-летия нефти Татарстана г. Альметьевска (занятие-проект кружка «Лего-нефтепром» для учащихся старших классов «Знакомьтесь, микробы!», №4 за 2019 г.)

В номинации «Экономика»

  • НИГМАТУЛЛИНА Кадрия Ильдаровна – учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории средней школы №114 г. Казани (урок экономики для VI –VII классов «Можно ли уменьшить затраты на электроэнергию в школе?», №3 за 2019 г.)

Поздравляем победителей конкурса!

Конкурс «Лучший урок по ФГОС» закончился, победители объявлены, а впереди «уроки» жизни. На наш взгляд, очень важно, чтобы эти уроки не оставались на бумаге, а были и стали ориентацией на развитие способностей ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта, на обеспечение индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития.

Фидалия ХАЛИКОВА,
кандидат педагогических наук, учитель химии высшей квалификационной категории IT-лицея
КФУ, доцент кафедры химического образования Химического института им. А.М.Бутлерова

 

Добавить комментарий