Профвыгорание и как его предупредить (часть I)

Вопрос профилактики профессионального выгорания педагогов все чаще становится предметом обсуждения на научно-практических конференциях, тематических семинарах и круглых столах. Исследователи, психологи, само педагогическое сообщество и родительская общественность отмечают актуальность этой проблематики в условиях непрерывной модернизации образования и цифровизации современной жизнедеятельности.

Современные педагоги в своей профессиональной деятельности достаточно часто оказываются в стрессовых «токсичных» ситуациях. Независимо от стажа работы, они испытывают значительные нагрузки – эмоциональные, интеллектуальные, организационные, временные и производственные. Объемы выполняемых работ, требования к их качественным и количественным характеристикам провоцируют у них нарушения на уровне личности, взаимодействия с коллегами, учениками и их родителями. Риски возникновения отмеченных нарушений возрастают в период завершения учебного года. Все эти явления могут способствовать развитию у педагогов синдрома профессионального выгорания.

Что же представляет собой профессиональное выгорание? Это специфический вид профессионального хронического состояния, проявляющегося на физическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровнях, а также в системе межличностных отношений как с коллегами по работе, так и с членами своей семьи. Возникает оно в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них, и может привести к достаточно серьезным негативным последствиям. Ему присвоен диагностический статус в международном классификаторе болезней (МКБ-10) – проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью.

Какие факторы провоцируют профессиональное выгорание у педагогов?

Факторы, детерминирующие профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:

– объективные, связанные с социально-профессиональной средой, социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;

– субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

– объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Основными факторами, которые играют существенную роль в возникновении и прогрессировании выгорания, являются личностный и организационный.

Среди личностных особенностей профессиональному выгоранию педагогов способствуют такие качества, как гуманность, мягкость, отзывчивость, чувствительность, увлеченность, склонность к идеализации ситуаций, высокая тревожность, гиперответственность, завышенные требования к себе, а также низкий уровень самооценки и высокая значимость мнения окружающих.

К организационным факторам, вызывающим выгорание, относятся: предъявление руководством высоких, порой чрезмерных требований к работе педагога; наличие противоречивости в требованиях и приказах; неоднозначность реальных стратегий руководства; строгая регламентация времени работы и высокая нагрузка, особенно при нереальных сроках ее исполнения; многочасовой характер работы, не оцениваемый должным образом; отсутствие условий для самовыражения личности на работе; напряженность и конфликты в межличностных отношениях коллектива; недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишняя критическая настроенность.

Также считаем важным отметить, что наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело современному учителю в сфере общения, может спровоцировать развитие данного синдрома.

Для осуществления эффективного профессионального общения педагогов с коллегами, родителями и учениками важно развивать, с одной стороны, способность осмысливать поступки, высказывания, переживания и представления окружающих и адекватно оценивать их состояние, налаживать отношения, а с другой – способность к искреннему и уместному обнаружению собственных состояний, переживаний, мыслей.

Как же происходит развитие синдрома профессионального выгорания? В научных изысканиях разработано 3 основные концепции, в которых дифференцированы стадии развития профессионального выгорания. Рассмотрим одну из них – концепцию М. Буриша, так как, на наш взгляд, в ней более детализированы фазы выгорания и их характеристики:

  1. Предупреждающая фаза. Характеризуется чрезмерной активностью, отказом от потребностей, не связанных с работой, вытеснением неудач и разочарований, ограничением социальных контактов. Далее возникает чувство усталости, развивается бессонница.
  2. Фаза снижения уровня собственного участия. Она проявляется в потере положительного восприятия коллег, в приписывании им вины за собственные неудачи, в безразличии, в циничных оценках сослуживцев. Сотрудник на данной фазе начинает опаздывать на работу, искусственно продлевает перерывы в своей профессиональной деятельности, стремится уйти с работы раньше положенного срока. Он остро переживает, оттого что, по его мнению, другие люди его используют.
  3. Фаза эмоциональных реакций. В начале ее развития человек погружается в состояние депрессии, а именно: его постоянно мучает чувство вины, снижается самооценка, отмечается частая смена настроения. Затем развиваются агрессивные реакции, сотрудник начинает проявлять подозрительность к своему окружению, нетерпимость, конфликтность.
  4. Фаза деструктивного поведения. Она включает снижение концентрации внимания, отсутствие гибкости в мышлении, обеднение воображения. Сотрудник уходит от ответственных поручений, не проявляет инициативы, уровень эффективности его деятельности становится неудовлетворительным. Он избегает неформальных контактов, игнорирует обсуждение тем, связанных с работой, испытывает чувство одиночества.
  5. Фаза психосоматических реакций. Для нее типичным является снижение иммунитета, отсутствие способности расслабиться в свободное время, бессонница, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройство пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
  6. Фаза разочарования включает наличие у человека отрицательной жизненной установки, чувства беспомощности и бессмысленности жизни, отчаяния.

Существование мнения, что у педагогов синдром выгорания развивается медленнее, приводит к недооценке этого явления и повышает риск тяжести его последствий.

По каким же проявлениям у педагога можно предположить присутствие проблемы профессионального выгорания? Прежде всего, это снижение общего уровня активности, инициативности, творчества. Отношения с коллегами становятся формальными и обезличенными. Человек замыкается, старается сдерживать раздражение, которое со временем прорывается и проводит к конфликтам. Он прямо или косвенно выражает недовольство собой как в личностном, так и профессиональном плане. Таким образом, характерными признаками профессионального выгорания у педагога являются: эмоциональное истощение, дезориентация в профессиональных смыслах, снижение трудовой мотивации и активности, беспокойство, утомляемость, раздражительность.

 

Вера ГЕРАСИМОВА,
кандидат психологических наук, начальник отдела психологического сопровождения Министерства по делам молодежи РТ
Екатерина САГЕЕВА,
кандидат психологических наук, заведующий отделом сопровождения психологической деятельности Ресурсного центра координации деятельности психологических служб «Ориентир» в РТ
 

Добавить комментарий