ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С РАЗНЫХ ПОЗИЦИЙ

Ильмас ХАМИДУЛЛИН,

начальник отдела образования Кайбицкого района

С целью предупреждения распространения коронавирусной инфекции среди учащихся и недопущения рисков осложнения эпидемиологической обстановки с 6 апреля 2020 г. в школах Кайбицкого района было организовано дистанционное обучение для обучающихся I–XI классов.

В рамках подготовки к переходу  реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий на официальных сайтах школ и отдела образования был создан раздел «Дистанционное образование», который содержит памятки для родителей и обучающихся, учителей-предметников, классных руководителей, нормативно-правовую базу реализации дистанционного обучения, расписание уроков и звонков.

Алгоритм осуществления реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий был разработан с учётом рекомендаций, поступивших от Министерства образования и науки РТ.

К обучению приступили все без исключения обучающиеся. С 5 учениками – детьми с ОВЗ, обучающимися по СИПР, было организовано интегрированное обучение.

В ходе обучения учителями использовались образовательные платформы, рекомендованные Министерством образования и науки Республики Татарстан. Была сформирована база данных по педагогам о наличии интернета и доступа к электронным ресурсам, по уровню владения технологиями дистанционного образования.

В ежедневном режиме обновлялась база данных по наличию у обучающихся гаджетов и доступа к Интернету для организации качественной работы с каждым учеником. Благодаря реализуемым в районе акциям («Отдай запасной гаджет в школу» – 8, «Помоги учиться дома» – 5 единиц, по линии Министерства образования и науки РТ – 5, школьное оборудование – 40, по спонсорской помощи – 19 единиц оборудования), в малоимущие и многодетные семьи было передано 77 единиц компьютерной техники и гаджетов.

Сначала многие учителя выбрали классический дистанционный урок, задействовав образовательные платформы. Например, готовые уроки из РЭШ, Учи.ру, ЯКласс. Отправляли видеоуроки, домашние групповые или индивидуальные задания ученикам в самой системе. Есть большой минус такой формы работы: материал уроков и заданий на ресурсах общий, он не учитывает познавательные возможности конкретных учеников.

Хочется положительно отметить предметников, которые проводили онлайн-уроки в Zoom. В этом случае ученики подключаются к трансляции в режиме онлайн, и урок проводится как обычное классное занятие. Этот способ потребовал от учителей перестроить планы уроков так, чтобы уложить весь материал в рамки получасового урока. Плюсы этой формы: все работают с привычными материалами, лично общаются с учениками. Учителя контролируют рабочую атмосферу на уроке, могут регулировать его темп, опираясь на возможности конкретного класса.

Некоторые сложности возникли при проведении дистанционных уроков по предметам практической направленности. На таких занятиях ученик должен не просто выучить и освоить теоретический материал, а научиться применять его на практике. Учащиеся по данным предметам дома снимали видео и отправляли учителю.

Был разработан план воспитательной работы, разработаны мероприятия с применением дистанционных образовательных технологий. Информация о проведении виртуальных досуговых мероприятий воспитательного характера ежедневно размещалась на сайтах школ и на страницах сети Инстаграм.

Психологи психолого-педагогической службы проводили консультации для родителей по вопросам эмоционального состояния и благополучия, оказывали им психолого-педагогическую поддержку, формировали рекомендации и памятки и осуществляли их передачу через сети интернет.

Образовательные программы выполнены за счет уплотнения учебного материала, сокращения количества уроков. Повышение уровня сплочения в треугольнике учитель – ученик – родитель достигалось за счёт пребывания в одном информационном канале.

По итогам реализации дистанционного обучения можно отметить, что практически все школы справились с данной задачей, но были выявлены некоторые проблемы: не все участники образовательного процесса, в частности некоторые родители и обучающиеся, умеют пользоваться гаджетами, средствами обмена информацией и сервисом ZOOM, учащиеся долгое время находятся перед компьютером, у учителей значительно больше времени уходит на подготовку к урокам и на проверку работ учащихся, страдает объективность выполнения проверочных работ, домашних заданий.

При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

Практически весь учебный материал ученик осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

Добавить комментарий