Логотип Магариф уку
Цитата:

ЕГЭ: география. Любим ли мы географию?

Ильгизар ГАЙСИН, председатель республиканской предметной комисии по географии ОГЭ и ЕГЭ, доктор педагогических наук, профессор КФУТамара ФЕДОРОВА, начальник управления общего образования Министерства...

Ильгизар ГАЙСИН,
председатель республиканской предметной комисии по географии ОГЭ и ЕГЭ, доктор педагогических наук, профессор КФУ
Тамара ФЕДОРОВА,
начальник управления общего образования Министерства образования и науки, кандидат педагогических наук
 
 
В современных условиях, когда во многих странах мира наблюдается нестабильная социально-экономическая обстановка и различные этнорегиональные конфликты, роль географической науки и географического образования с каждым годом возрастает. Поэтому предмет география в общеобразовательных организациях очень важен, и экзамен по нему оценивает не только элементарную географическую грамотность обучающегося и его умение мыслить, но и готовность адекватно излагать свои мысли, определять и обосновывать свою позицию, отстаивать свое мнение, отвечать на вызовы современного общества. А ЕГЭ по географии даёт объективные данные о реальном уровне подготовки выпускников общеобразовательных учебных заведений, также позволяет получить информацию о сильных и слабых сторонах подготовки обучающихся по предмету, определить особенности усвоения учебного материала разными группами выпускников, отличающимися уровнем образовательной подготовки, создаёт необходимые условия для реализации обратной связи в процессе обучения географии «учитель-ученик- учитель».
В 2020 году по Республике Татарстан в ЕГЭ географии приняли участие 193 выпускника (2019 г. – 191чел., 2018 г. – 187чел.). В 2020 году, как и в 2019 году в ЕГЭ по географии в Республике Татарстан приняли участие обучающиеся образовательных учреждений 32 муниципальных районов из 43, г. Казани и Наб. Челны.  
Проведенный нами анализ в разрезе муниципальных районов показывает, что, количество сдававших ЕГЭ по географии в 2020 году увеличилось в Бугульминском (на 6 чел.), Буинском (на 5 чел.), Алькеевском (на 4 чел.), Аксубаевском (на 4 чел.), Бавлинском (на 2 чел.), Зеленодольском (на 2 чел.), Нижнекамском (на 2 чел.), Чистопольском (на 2 чел.), Лениногорском (на 2 чел.) и на 1 человек в Агрызском, Азнакаевском, Алексеевском, Альметьевском, Атнинском, Дрожжановском, Елабужском, Мамадышском, Мензелинском, Рыбно-Слободском, Черемшанском, Ютазинском  районах и в г. Набережные Челны.
В Заинском районе сдали ЕГЭ по географии в 2019 и 2020 гг. по 4 человека, в Высокогорском, Новошешминском, Спасском, Тетюшском, Тукаевском  районах  по одному человеку, также  на уровне 2019 г.
Сократилось количество выпускников, сдавших ЕГЭ по географии по сравнению с 2019 годом в г. Казани (на 15 чел.) и в муниципальных районах: Аксубаевском (на 4 чел.), Арском (на 2 чел.), Лаишевском (на 2 чел.), на 1 человек в Актанышском, Нурлатском районах.
В 2019 и 2020 годах в ЕГЭ по географии не принимали участие обучающиеся 11 муниципальных районов, например, в 2020 г.: Верхнеуслонском, Апастовском, Кайбицком, Камско-Устьинском, Кукморском, Менделеевском, Муслюмовском, Пестречинском, Сабинском, Сармановском, Тюлячинском.
Анализ результатов ЕГЭ по географии в РТ показывает, что средний  показатель полученных баллов с 2013 года  ежегодно возрастает. Так, показатель полученных баллов в 2013 г. составлял – 62%, в 2018 г. – 64,34%, в 2019 г. – 64,82%, в 2020 г. – 68,90%. Средний показатель баллов по географии в 2020 г. увеличился на 4,08% по сравнению с 2019 г.
Как показывает анализ динамики результатов ЕГЭ по географии за последние три года:
– количество обучающихся, получивших 100 баллов в 2020 г. составил 3 человека (в 2018 г. – 1 чел., в 2019 г. – 0 чел.). Обучающиеся, получившие 100 баллов, являются выпускниками средних общеобразовательных школ Нижнекамского, Тетюшского и  Черемшанского  районов;
– количество обучающихся, получивших от 81 до 99 баллов, составило 43% (в 2019 г. – 23%, в 2018 г. – 21%), и данный показатель по сравнению с 2019 г. увеличился на 20%. Среди обучающихся, получивших от 81 до 99 баллов больше доля учащихся гимназией и лицеев – 32%, а в средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов –данный показатель составляет – 28% и в общеобразовательных школах – 16,5%.
Анализ основных результатов ЕГЭ по географии в сравнении по АТЕ показывает, что среди районов хорошие результаты показали учающиеся, получившие тестовый балл:
– от 61 до 80 баллов – Агрызский, Аксубаевский, Актанышский, Атнинский, Балтасинский, Высокогорский, Дрожжановский, Лаишевский, Лениногорский, Новошешминский, Ютазинский районы и г. Наб. Челны;
– от 81 до 99 баллов – Арский, Нижнекамский, Спасский, Тетюшский, Тукаевский, Черемшанский районы и Вахитовский район г. Казани.
ЕГЭ по географии позволяет объективно оценить знания выпускников образовательных организаций и качество их подготовки к экзамену и дифференцировать их по уровню подготовки для конкурсного отбора в учебные заведения высшего образования.
Небольшое количество участников экзамена по географии объясняется недостаточным количеством специальностей и направлений бакалавриата («Экология и природопользование», «География», «Метеорология», «Картография») в вузах РТ, Приволжского федерального округа и России в целом, для поступления на которые требуется предоставить результаты ЕГЭ по географии.
Анализ результатов выполнения заданий части I по географии в 2020 г. показывает, что средний процент их выполнения колеблется от 53,89% до 96,37%, составляя в среднем – 76,3% (в 2019 г. – 78,75%, в 2018 г. – 81,48%). Следовательно, в 2020 г. средний балл заданий части I уменьшился на 2,45% по сравнению с 2019 г. Так, в группе от минимального до 60 баллов средний процент выполнения заданий составляет – 57,71%; в группе 61 – 80 баллов – 79,97% (в 2019 г. – 87,88%, в 2018 г. – 83,50%); в группе 81 – 100 баллов – 92,56% (в 2019 г. – 100%, в 2018г. – 93,82%).
Был проведен подробный анализ результатов выполнения заданий  части I и средний процент выполнения заданий по уровням сложности распределяется следующим образом:
базовый уровень (18 заданий) в 2019 г/ составляет – 81,08% (в 2019 г. – 82,16%, в 2018 г. – 83,62%):
– в группе от минимального до 60 баллов – 61,75%;
– в группе 61– 80 баллов – 85,52% (в 2019 г. – 89,39%, в 2018 г. – 86,86%);
– в группе 81 – 100 баллов – 96,58% (в 2019 г. – 100%, в 2018 г. – 92,59%);
повышенный уровень (8 заданий) – 80,5% (в 2019 г. – 78,95% (в 2018 г. – 79,6%):
– в группе от минимального до 60 баллов – 63,17%;
– в группе 61 – 80 баллов – 84,18% (в 2019 г. – 93,18%, в 2018 г. –79,54%);
– в группе 81 – 100 баллов – 95,06% (в 2019 г. – 100%, в 2018 г. –95,83%);
высокий уровнь (1 задание) – 67,36% (в 2019 г. – 57,89%, в 2018 г. – 40,9%):
– в группе от минимального до 60 баллов – 48,21%;
– в группе 61 – 80 баллов –70,21% (в 2019 г. – 15,79%, в 2018 г. –54,55%);
– в группе 81 – 100 баллов – 86,05% (в 2019 г. – 50%, в 2018 г. – 100%).
В 2020 г. также был проведен анализ выполнения заданий по блокам, где наибольшие результаты были получены по следующим заданиям:
– 96,37% по блоку «Направление и типы миграции населения России. Городское и сельское население» (В21);
– 95,85% по блоку «Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле» (В17);
– 93,78% по блоку «Часовые зоны» (В20);
– 93,26% по блоку: «Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология» (В23);
– 91.71%  по блокам «Географические модели. Географическая карта, план местности» (В1), «Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России» (В16);
– 90,67% по блоку «Природные ресурсы» (В22);
– 89,64% по блоку « Городское и сельское население. Города» (В12);
– 89,12% по блоку «Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения» (В8);
– 88,60% по блоку «Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли» (В6);
– 88,08% по блокам «Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города» (В18), «Географические модели. Географическая карта, план местности» (В26).
Следует отметить, что на вопросы по теме «Население», учащиеся ежегодно показывают высокий процент правильных ответов. Участники ЕГЭ хорошо знают особенности размещения населения по территории, городское и сельское население, крупнейшие города России, типы миграции и др. В отличие от 2019 г., в этом году показали высокие результаты по темам «Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам» (В15), «Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле»  (В17), «Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города» (В18).
Результаты ЕГЭ также показывают о достижении большинством экзаменуемых требования стандарта о знании основных особенностей географии сельского хозяйства и транспортной системы России, о роли и месте её в международном географическом разделении труда. Успешное усвоение названных тем выпускниками свидетельствует о том, что учителя географии в образовательном процессе этим вопросам стали уделять больше внимания.
Как показывает анализ результатов первой части ЕГЭ по географии. в 2020 г. наименьшие результаты были  получены по следующим заданиям:
– 53,89% по блоку «Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной продукции. Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы» (В19);
– 59,07% по блоку «Особенности природно-ресурсного потенциала. Населения, хозяйства, культуры крупных стран мира» (В24).
Проведенный нами анализ результатов ЕГЭ по географии показывает, что в 2020 г. наблюдается некоторое улучшение в результатах ответов учащихся. Однако, несмотря на это, наибольшие затруднения у них вызывают изучение некоторых вопросов по отдельным разделам и темам курсов: физической географии (Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Форма, размеры, движение Земли. Природные условия и ресурсы и др.); экономической и социальной географии России и зарубежных стран (География отраслей промышленности, сельского хозяйства и важнейших видов транспорта. Факторы размещения производства.  и др.). Эти трудности также могут быть связаны с недостатком времени на изучение географии в базисном учебном плане и перегруженностью различной информацией действующих программ и некоторых учебников по географии, а также отсутствием в учебных планах экономической и социальной географии зарубежных стран в некоторых профильных школах, гимназиях и лицеях РТ.
Поэтому учителям географии необходимо совершенствовать применение в учебном процессе инновационных образовательных технологий; нацеливать процесс обучения не только на передачу системы теоретических знаний, но и на формирование умений применять полученные географические знания на практике в различных ситуациях; уделить значительное внимание организации самостоятельной работы обучающихся по географии не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время, особенно для проведения практических работ с тематическими картами атласа по сравнению и объяснению различий природных условий и ресурсов конкретных регионов; использовать тематические карты при закреплении знаний о закономерностях изменения природных условий на территории России, при сравнении особенностей населения и хозяйственной специализации отдельных регионов, субъектов и стран мира; обратить особое внимание на проведение в урочное и во внеурочное время индивидуальных и групповых заданий, особенно исследовательских работ. Также необходимо дополнительно мотивировать обучающихся к использованию при подготовке к учебным занятиям и ЕГЭ информационно-дидактических материалов (географических атласов и карт, справочников, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.).
Таким образом, анализ результатов ЕГЭ по географии в 2020 г., показывают, что в целом уровень подготовки обучающихся в РТ выше среднего, средний балл в текущем году составил 68,9%, по сравнению с предыдущим годом увеличился на 4,08%.
При подготовке обучающихся образовательных организаций к предстоящему экзамену в формате ЕГЭ учителя географии уделяют значительное внимание обязательному перечню содержательных элементов ФГОС по географии. При этом осуществляется системно-деятельностный подход и соблюдается преемственность в процессе изучения географии в образовательных учреждениях и др. Поэтому подготовка к ЕГЭ по географии должна быть поэтапной, вестись на протяжении всего процесса обучения в общеобразовательном учреждении с соблюдением преемственности  непрерывного географического образования (с V по XI класс). Необходимо также подчеркнуть, что сложности, которые возникают у учащихся при выполнении экзаменационных заданий, иногда имеют корни не только в пробелах школьного образования, но и в недостатке общей образованности и культуры, семейного воспитания. Поэтому необходимо вести совместную работу с родителями по установлению тесных связей школы и семьи и по формированию у обучающихся географического мышления и  географической культуры.
Повышению эффективности преподавания географии будет способствовать усиление акцентов на сформированности и понимании у всех обучающихся ключевых географических терминов, понятий и определений. Для этого необходимо регулярно проводить текущий и тематический контроль знаний, географические диктанты, инициировать участие в олимпиадах по географии различного уровней, турнирахЛюбим ли мы юных географов, ученических исследовательских конференциях и др.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ