ЕГЭ: Русский язык

Учитель русского языка и литературы Олуязской средней школы Кукморского района Гульназ Назмиева подготовила конспект урока, посвященного теме «Местоимение». 

Цели урока

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по теме «Местоимение», проверить уровень усвоения знаний с помощью заданий разного типа, продолжить знакомство учащихся с типами заданий ЕГЭ.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции – речь, внимание, критическое мышление, креативность, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени.

Воспитательный аспект: совершенствование навыков межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств, чувства сострадания.

Задачи:

– уметь находить местоимения в тексте и определять их разряды;

– закрепить навыки правописания местоимений;

– употреблять местоимения как средство связи в тексте.

Оборудование: мультимедейный проектор, презентация, песня «Притяжательные местоимения» из «Радионяни», раздаточный материал: буклеты, тесты, отрывки из сочинений.

Межпредметные связи: информатика, музыка, литература.

1. Организационный момент.

– Добрый день, мои дорогие ученики, я очень рада видеть вас и заниматься вместе с вами. Я попрошу вас в листах самоконтроля оценить результаты вашей деятельности на уроке.

2. Введение в тему. Актуализация знаний.

– В латинском языке это слово имело название «прономен». «Про» – это предлог «вместо» и существительное «номен» – «имя», то есть слово «Прономен» буквально означает «вместо имени». Как вы думаете, какая часть речи так называлась?

– Местоимение.

– Почему?

– Так как местоимение заменяет имена существительные, прилагательные, числительные.

– Итак, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

– О местоимении.

– Что нам нужно знать о местоимении, чтобы хорошо сдать единый государственный экзамен по русскому языку. Давайте обратимся к заданиям ЕГЭ, при выполнении которых необходимы знания о местоимении.

Работа по презентации.

Слайд 1.

– Какие ошибки вы видите в образовании форм местоимений?

– Неправильная форма притяжательных местоимений, неправильное употребление личных местоимений с предлогами.

– Значит, что мы должны знать?

– Образование форм местоимений (задание 7 ЕГЭ).

Слайд 2.

– С местоимением, которым выражено подлежащее, сказуемое нужно привести в соответствие (задание 8 ЕГЭ).

Слайд 3.

– Какие знания проверяются заданиями 13 и 14 ЕГЭ?

– Умение правильно писать местоимения.

Слайд 4.

– Местоимение – это средство связи предложений в тексте. Нужно знать разряды местоимений (задание 2 и задание 25 ЕГЭ).

Сообщение темы и целей урока.

– Таким образом, тема нашего урока «Местоимение. Подготовка к ЕГЭ». Цели нашего урока: 1) повторить разряды местоимений, правила правописания и образования местоимений; 2) развивать умения правописания и образования местоимений, согласования местоимения в роли подлежащего со сказуемым, употребления в предложениях местоимений как средства связи.

3. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление.

– Итак, первое, что нам требуется, – это знание разрядов местоимений. Давайте вспомним разряды местоимений. Если ответ верный, встаем, если ответ неправильный, садимся на свои места.

Вопросы:

– Личных местоимений всего восемь. (Восемь: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)

– Себя возвратное местоимение. (Да.)

– Вопросительные и относительные местоимения по форме это одни и те же местоимения. (Да.)

– Отрицательные и неопределенные местоимения образуются от относительных местоимений. (Да.)

– Указательные местоимения не изменяются по родам. (Нет, изменяются.)

– Сам, самый, весь, всякий, любой, другой, иной, каждый – определительные местоимения. (Да.)

– Какой разряд был не назван?

– Притяжательные.

– Какие местоимения относятся к этому разряду?

– Послушаем веселую песню из «Радионяни» «Притяжательные местоимения», заметьте, на какие ошибки в речи обращает внимание «Радионяня».

Прослушивание песни.

– Итак, какие ошибки встречаются в речи очень часто?

– Нельзя говорить ихний, евонный, ейный.

– Разряд какого местоимения не был правильно назван?

– Каждый. Это определительное местоимение.

– Ребята, к концу урока мы с вами сделаем буклет-памятку для сдающего ЕГЭ по теме «Местоимение». Теперь откройте буклеты и напишите название разрядов местоимений в соответствующую колонку.

Заполнение буклета (приложение 1).

– А теперь еще раз закрепим наши знания о разрядах местоимений и выполним интерактивный тест на сайте.

Интерактивный тест на сайте.

– Вспомните неопределенные и отрицательные местоимения. По очереди, не повторяясь, проговорите местоимение громко для своей команды и запишите на одном листочке (листочков 12). Ровно через 2 минуты на всех листочках должны быть написаны местоимения.

– Как вы записали неопределенные местоимения с приставкой кое-, с суффиксами -нибудь, -то, -либо? А как пишутся местоимения никакой и некто, никого и некого?

Составляем 2 предложения, используя по три местоимения в каждом предложении. Знакомим товарищей по команде со своим лучшим предложением.

– Как вы написали падежные формы местоимений ни у кого, кое у кого?

– Раздельно.

– По правописанию местоимений вас ожидает ещё одно задание. Это задание 14, где вам нужно различать местоимения и союзы, местоимения и наречия. Откройте ваши буклеты. Там есть подсказка по выполнению задания 14, прочитайте и выполните тест, поставьте себе оценку. (Приложение 2.)

Работа с текстом.

– Вспомните, пожалуйста, что такое текст.

– Текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически. Предложения в тексте посвящены определенной тематике, в тексте есть основная мысль.

– Как связываются предложения в тексте?

– Цепной и параллельной связью.

– Назовите средства связи предложений в тексте.

– Местоимения, лексический повтор, антонимы, синонимы.

– Итак, опять прозвучало слово местоимение. Задание 25 проверяет ваше умение работать со средствами связи в предложении. Откройте ваши буклеты, найдите задание 25. Прочитаем тексты и выполним задание.

– Проблематика этих текстов?

– Поднимается проблема сочувствия.

– Вспомните, в каких произведениях русской литературы звучала тема сочувствия, сострадания?

– Герой рассказа А. Куприна «Чудесный доктор» доктор Пирогов показывает пример сострадания, спасая от гибели семью Мерцаловых.

– Дина, героиня произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», несмотря на национальные различия, помогает солдату Жилину убежать из плена.

– В рассказе А.П. Чехова «Тоска» повествуется о старике Ионе, у которого умер сын. Ему хочется рассказать о своем горе кому-нибудь, но не нашлось такого человека. Иногда одного слова хватает, чтоб выразить свое сочувствие, облегчить горе человека.

– Вспомните Юшку А. Платонова, стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Два богача». В этих произведениях мы видим высшее проявление сочувствия.

– Подчеркните найденное местоимение и номер предложения. В этом задании проверяется ваше знание разрядов местоимений, ваше умение видеть, какое слово замещает местоимение из предыдущего предложения. Редактирование текста. (Приложение 2.)

– Осталось самое последнее задание, где вы должны показать ваши умения употреблять местоимения в письменной речи. Перед вами лежат отрывки из сочинений, где ученик допустил ошибки, попытайтесь исправить эти ошибки и объяснить.

4. Рефлексия.

– Ребята, что у вас получилось хорошо, что еще вам нужно повторить?

– Как вы оценили свою работу на уроке?

5. Домашнее задание

1). По фразеологическому словарю выписать фразеологизмы с местоимениями разных разрядов. 2). Выполнить задания ЕГЭ на виртуальном факультативе.

Продолжение в документе 

Добавить комментарий