Логотип Магариф уку
Цитата:

Генезис собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов

Знаменитое стихотворение Ломоносова, посвященное развитию отечественной науки, демонстрирует желание нашего общества занять достойное место в мировом распределении высокоинтеллектуального труда. Ключе...

Знаменитое стихотворение Ломоносова, посвященное развитию отечественной науки, демонстрирует желание нашего общества занять достойное место в мировом распределении высокоинтеллектуального труда. Ключевым инструментом для достижения высоких результатов в научной деятельности по-прежнему остается система образования. Причем эффективность образовательных процессов во многом определяется скоростью выявления и развития талантов среди подрастающего поколения. То есть будущее российской науки формируется именно в школах. Этот тезис хорошо иллюстрирует пример набережночелнинской гимназии №26.
Новым достижением гимназии стал полученный в 2019 году статус опорной площадки Российской академии наук. Всего 108 российских школ удостоились такой чести. О том, какие преимущества предоставляет статус опорной площадки РАН, а также о связи между средним образованием и развитием отечественной науки журналу «Магариф» рассказал директор гимназии №26 Набережных Челнов Андрей Львович Сальников, уже девятый год занимающий этот пост.
Саль Андрей Львович Сальников, директор гимназии №26 Набережных Челнов
 Выбор российских ученых стал закономерным следствием достигнутых гимназией №26 результатов. Они известны как в нашей республике, так и за её пределами. Углубленная программа в школе начинается с пятого класса. А с восьмого класса ученики начинают проходить предпрофильную подготовку по физико-математическому, информационно-технологическому и химико-биологическому направлениям.
Вместе с тем, в гимназии родителям рекомендуют прохождение нескольких этапов подготовки, помимо учебной программы. Например, участие в специализированных турнирах по разным предметам. На таких турнирах ученики имеют возможность общаться с другими учителями. Как известно, у каждого педагога свой взгляд на предмет. Учась у разных педагогов, школьники приобретают возможность посмотреть на изучаемую дисциплину в разных аспектах и с разных точек зрения.
С другой стороны, любовь к предмету обычно начинается с уважения к учителю. Поэтому главный секрет успеха 26-й гимназии – сохранение уникального педагогического коллектива. И, конечно, особой атмосферы постоянного творчества.
Одной атмосферы, безусловно, мало. Нужна выстроенная система. Внутришкольная жизнь гимназии напоминает занятия в знаменитой школе-интернате им. А. Н. Колмогорова при МГУ. Там лекторий и семинарские занятия дополняются работой предметных кружков. Школьники постепенно погружаются в условия вузовской подготовки.
Также 26-я школа ведет и научную работу. Некоторые педагоги гимназии готовят публикации для специализированных сборников. Свои труды публикуют и ученики, что для их возраста считается заметным достижением.
В том, что Татарстан несколько лет подряд занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству призеров всероссийских олимпиад для школьников, есть значительный вклад набережночелнинской гимназии №26. Список таких предметов, в которых ученики этой школы демонстрировали выдающиеся знания, очень обширен: это математика, физика, информатика, русский и иностранный языки, а также некоторые другие предметы. Регулярно выпускники этой школы поступают в такие популярные московские вузы, как МФТИ, ВШЭ, на мехмат МГУ. Кроме того, в прошлом году один из выпускников отправился учиться в MIT, а другой – в Los Angeles Film School. В целом из 49 выпускников только считанные единицы остались учиться в республике.
Конкурс, который проводится среди выпускников других начальных школ города, в пятый класс 26 гимназии обычно составляет 3-4 ребенка на одно место. Свои младшеклассники всегда переходят в пятый класс гимназии.   Это происходит благодаря их особой подготовке. Суть её в том, что педагоги гимназии учат их учиться, то есть максимально эффективно усваивать получаемые знания.
Такой опыт в подготовке школьников можно использовать для создания более высокой образовательной ступени – непрерывная цепочка подготовки будущих молодых ученых. Став опорной площадкой РАН, 26-я гимназия получила доступ к передовому краю отечественной науки. Так как ключевой целью этого проекта является создание через систему среднего образования кузницы кадров для нашей науки. Известные российские ученые приезжали в Набережные Челны, чтобы прочитать лекции ученикам гимназии. Например, не так давно здесь побывал российский ученый-математик, профессор РАН, доктор физико-математических наук Василий Мантуров. Помимо прочитанной лекции, известный математик проводил и онлайн-занятия с учениками.  Но основной массив лекционного материала, как сообщил Сальников, преподавали сотрудники Казанского научного центра при АН. Всего за все время работы проекта было прочитано около 100 подобных лекций. Их тематика была довольно широка – от химии и биологии до гуманитарных дисциплин.
26 гимназия стала опорной площадкой РАН относительно недавно. Как считает её директор, пока рано оценивать результаты проекта с точки зрения формальных показателей, например, процента стобалльников по ЕГЭ, поскольку до сих пор свои лекции ученые читали ученикам 7, 8 и 9-х классов. Соответственно, выпускные классы не были охвачены лекторием.
Тем более, что оценить прогресс легко при низкой изначальной успеваемости. А 26 гимназия, как было сказано выше, всегда демонстрировала высокие результаты. Судить о сугубо практической отдаче от проекта можно будет на горизонте 3-4 лет, считает Андрей Сальников.
Он отметил, что доволен реализацией проекта. Но, с его точки зрения, этот проект должен получить более широкое практическое наполнение. Изучение дисциплин естественно-научного цикла предполагает не только постижение голых теорий, но и постановку экспериментов. Теория без практики мертва. Конечно, школа не претендует на создание собственного ядерного центра или приобретение адронного коллайдера. Но, по словам Сальникова, для более эффективного обучения им требуется отдельный лабораторный корпус. Как говорит директор гимназии, науку надо делать руками. Хорошая материальная база – основа движения к научным открытиям. Также наглядность науки повышает интерес учеников к предмету, стимулирует их к дальнейшему развитию своих навыков.
В Набережных Челнах в принципе немного лабораторий соответствующего уровня. Да и в имеющийся филиал КФУ доступ сильно ограничен. Если в Казани или в Новосибирске проблем с практической частью обучения талантливых школьников почти нет, то в провинции дела обстоят намного хуже. В этом вопросе Андрей Львович надеется на федеральное правительство, которое должно участвовать в развитии данного проекта.
Кроме этого, руководитель образовательного учреждения указал на то, что такие проекты должны быть бессрочными. И, разумеется, с постоянным источником финансирования.
При выполнении вышеобозначенных условий можно надеяться, что уже в ближайшей перспективе 10-15 лет российская наука получит целую плеяду талантливых молодых ученых. Российская наука снова вернет себе лидирующие позиции в разных отраслях знаний, уверен Андрей Львович. Во всяком случае, мы получим ускоренное развитие как фундаментальной, так и прикладной науки.
Однако начинать эти процессы надо ещё со школьной парты, и уже сегодня. В принципе, при хорошей материальной базе ученики, не покидая школьных стен, могут заниматься серьезными разработками. Под руководством опытных ученых, например, в сфере биотеха или в ИТ-индустрии, где многие представители подрастающего поколения ориентируются гораздо лучше своих наставников. Не исключено, что даже на уровне школ можно будет производить продукты, конкурентоспособные в мировом масштабе.
Опорные площадки РАН должны стать первыми шагами в будущее высоких технологий. А для учеников 26 гимназии – стартом их научной карьеры.
* Школа 26 в Набережных Челнах была открыта в 1976 г., а статус гимназии она получила в 1991 году. Гимназия считается лучшей в городе по результатам, демонстрируемым выпускниками и олимпиадниками. По уровню подготовки учеников её сравнивают с известной 131-ой казанской гимназией. Педагогический коллектив насчитывает 91 человек. Здесь учатся 1 068 школьников.
Дмитрий СМИРНОВ

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ