Логотип Магариф уку
Цитата:

Гимназия  под двумя крыльями

Если попросят отметить три особенности, которые характеризуют гимназию №12 имени просветителя Фатихи Аитовой, татары, даже проживающие  за пределами республики, ответят: это первое среднее учебно...

Если попросят отметить три особенности, которые характеризуют гимназию №12 имени просветителя Фатихи Аитовой, татары, даже проживающие  за пределами республики, ответят: это первое среднее учебное заведение, организованное исключительно для девочек, другими словами – гендерная гимназия. Вторая особенность – глубокое изучение татарской литературы и татарского языка. Большинство воспитательных мероприятий здесь также организовано на татарском языке. Третья особенность – это первая школа, для которой в начале XXI века в центре Казани было построеное новое здание именно  для татарских детей.  История его строительства связана с именем народного писателя, известного драматурга Туфана Миннуллина.
         Прежде чем директор школы Зуммарат Шамилевна Нагимова расскажет нам о других особенностях гимназии,  в которой особое  внимание уделяется воспитанию девочек  как будущими  матерям нации, обратимся к истории школы и ее связям с именами двух великих личностей – Фатихи Аитовой и Туфана Миннулина. Фатиха была дочерью-красавицей Габдельвали Яушева - миллионера из Троицка. Когда она  выходила замуж за казанского купца Сулеймана Аитова, который был несколько старше ее, то  поставила  единственное  условие: жених должен  построить здание для открытия в нем школы для девочек. Открытая в Суконной слободе в 1897 году,  эта  школа проработала три года. 27 августа 1909 года при покровительстве мужа Сулеймана, преодолев сопротивление чиновников народных училищ Казанской губернии, Фатиха добилась открытия женской школы в новом двухэтажном каменном здании, расположенном на  нынешней улице Г.Тукая.
         Еще семь лет понадобилось семье Аитовых, чтобы получить разрешение на преобразование ее  в среднюю школу. Для осуществления этой цели  пришлось дойти до  Министерства народного образования, которое находилось в  Петрограде Там Аитовы смогли получить согласие с  условием:  одним из преподаваемых в школе предметов должен быть русский язык.
         Открытие первой мусульманской гимназии для девочек стало большим событием для Казани. Там присутсвовали почти все крупные руководители города. В школе преподавались основы религии, татарский, арабский и русский языки, история, математика и физика, естествознание, медицина и большое количество других предметов. Уроки по всем предметам, кроме русского языка и литературы, истории Российской империи, а также географии, велись на татарском языке. Для преподавания естествознания и точных наук Ф. Аитова отправляет шесть девушек, хорошо знающих татарский, в гимназию Шумковой. В первый год работы школы здесь уже насчитывалось примерно 200 девушек из Казани и окрестных земель. Школа проработала до 1918 года.
         Демократические изменения, произошедшие России в начале XX1 века, снова дали возможность вернуться к этому вопросу. Под нажимом татарской общественности   в здании на улице Г. Тукая, где до революции работала  школа Аитовой, в 1993 году открылась гимназия для татарских девочек. Однако, несмотря на проведенный ремонт, здание было обветшавшим. Именно в это время в судьбу школы вмешался тогдашний депутат Государственного Совета (сейчас Верховный Совет), писатель Туфан Миннуллин. Решить вопрос строительства нового здания ему удалось не  просто: неоднократно выступая на сессиях, он переубеждал консервативно настроенных чиновников и депутатов. Постепенно встал вопрос о переименовании школы в школу имени Туфана Миннулина. Однако Туфан Абдуллович, желавший сохранить верность истории, однозначно выразил свое несогласие: Казанская татарская гимназия для девочек должна носить имя своей основательницы – образованной, интеллигентной татарской женщины, просветителя Фатихи Аитовой, вложившей в ее открытие и существование все  свое богатое приданое. В 2011 году  завершилось строительство красивого здания на улице Декабристов, и с тех пор про  татарскую гимназию для девочек № 12 говорят: это счастливое учебное заведение имеет двух выдающихся покровителей – Фатиху Аитову и Туфана Миннуллина, как птица, которая тоже обладает двумя крыльями.  
Чтобы узнать подробнее о  методах осуществления  идеи воспитания  будущей татарской матери, обратимся с вопросами к сегодняшнему директору гимназии, почетному работнику образования РФ, заслуженному учителю РТ Зуммарат Нагимовой.
МУДРАЯ МАТЬ – КРЕПКАЯ СЕМЬЯ
– Зуммарат Шамилевна, Вы  более 35 лет работаете в сфере образования. Наверное, не раз   задумывались о раздельном обучении и воспитании  девочек и мальчиков. Вы же  в этом направлении не новичок. Долгие годы были  заместителем директора по воспитательный работе в  гимназии-пансионате №4 Кировского района., которая тоже является гендерным учебным заведение. Чем отличается образовательный и воспитательный процесс от тех требований, которые предусмотрены для  классических общеобразовательных школ.
–  Обучение и воспитание девочек в отдельно взятом ракурсе – это тождественно  воспитанию общества и нации. Мы надеемся, что ученицы нашей гимназии в будущем станут интеллигентными, привлекательными и образованными дамами, но самое главное – они станут хранительницами семейного очага, национальных и духовных ценностей; они будут сохранять и передавать свой материнский язык уже своим детям. По этому поводу вот как высказался Габдулла Буби, основатель известной медресе Иж Буби: «Сперва  воспитываем девочек. Первым  учителем в семье станет мама». Не зря его сестра рядом с мэдресе для мальчиков организовала школу для девочек. Семья, в которой есть мудрая мать, будет крепкой, и именно крепкие семьи создают надежное, сильное общество. Поэтому на плечи коллектива, который воспитывает таких девушек, ложится большая ответственность.
         Образовательный процесс в нашей гимназии особо не отличается, поскольку здесь мы придерживаемся  государственной учебной программы. Как и везде, деятельность коллектива гимназии направлена на формирование базовых компетенций учащихся, создание условий для развития интеллектуального потенциала и информационно-коммуникативной культуры участников образовательного процесса, воспитания духовно и физически здорового человека. У нас для этого есть все возможности. В первую очередь,  современная материальная база. Кабинеты оснащены электронным, лабораторным и всем остальным необходимым оборудованием. Но главное наше богатство - устойчивый коллектив образованных и надежных учителей. Начиная с 5 класса у нас вводится углубленное изучение английского языка. Сегодня здесь учатся 465 учениц.
Не сказала бы, что исходя из специфики мы варимся только  в собственном соку. Без общения с коллективами и учителями-предметниками классических школ не возможно соответствовать требованиям времени. Для повышения педагогической подготовки в течение последних трех лет был проведен 21 семинар, 11 из них – для преподавателей родного (татарского) языка, 2 семинара для руководителей образовательных организаций. Педагоги успешно публикуют свои работы и статьи в печатных сборниках и на педагогических сайтах, на данный момент свет увидели уже 62 статьи.

Наши учителя из той кагорты, которой присущи дух соревнования, стремление достичь намечанной цели. Это проявляется в активности наших учителей на районных и республиканских мероприятиях. В 2018-2019 учебном году классный руководитель Альбина Шайхутдинова стала призёром районного конкурса «Учитель года - 2018» в номинации «Лучший классный руководитель»; учитель русского языка Светлана Шагеева и учитель физического воспитания Айнур Каюмов стали победителями в составе команды Московского района, приняв участие в конкурсах «Олимпийский - 2019», «В защите языка –- мужчины» и «Балы молодых учителей». В этом году учительница английского языка Альбина Шайхутдинова стала лауреатом районного конкурса «Учитель года - 2021» в номинации «Учитель науки». Педагог-организатор посвященного 100-летию образования ТАССР  Республиканского конкурса по внеклассным работам и проектным изделиям, Рамиля Газизуллина удостоилась диплома II степени; учитель родного языка и литературы Гульнур Насибуллина –  диплома III степени.
Реализуется инновационный проект «Модулирование образовательной среды национальной гимназии на основе целевых программ». С 2019 года гимназия является участником  тестирования учебно-методических комплектов по родному (татарскому) языку.
НАШИ ДЕВУШКИ - ОСОБЕННЫЕ
– В школах, подобных нашим, у девушек нет задачи каким-то образом привлекать внимание парней, стараться понравиться им, строить какие-то планы на этот счет. А значит, все их внимание и старание может быть отдано учебе. Отражается ли это на их успеваемости?  
         - За 27 лет из гимназии выпустились 314 девочек, среди которых 47 были удостоены медали за успехи в учебе. Высокая успеваемость учащихся, хорошие показатели на олимпиадах и разного рода научных конкурсах свидетельствуют о правильно выстроенной системе обучения.
У выпускников хорошие результаты, результаты ЕГЭ также устойчивы (средний балл по русскому языку - 75,4; 76,1; 76,6). В рамках проекта «Дорога к успеху» учащимися 11-х классов создан сайт tolkoexamen.ru по подготовке к ЕГЭ, олимпиадам, контрольным работам. Он очень популярен в нашей гимназии. На сайте в среднем около 2000-3000 входов  в день, а в период подготовки к экзаменам эта цифра достигает  10 000 входов..
Ученые постоянно повторяют мысль о том, что не бывает неспособного ребенка, нужно только суметь раскрыть его талант. От преподавателя, который готовит одаренных детей к олимпиадам, конференциям, конкурсам, требуется «задействовать» все умственные способности ученика, создать возможность непрерывно двигаться вперед. А это возможно только при взаимном уважении. Я всегда говорю нашим учителям, чтобы они  поддерживали своих учеников во всех начинаниях, направляли их на развитие способностей. Очень важно понять ученика, тем более если это девочка. Девочки хотя и старательные, но более эмоциональные и ранимые. Им нужен персональный подход. Только сильный, подготовленный педагог может увлечь своих учеников. Учитель, который глубоко знаком со своим предметом, может в корне изменить отношение учащихся к этому предмету. Только тот учитель, который смог заинтересовать ребенка своей наукой, сможет воспитать сильного ученика, способного побеждать в различных конкурсах; учитель, беря к себе ученика, «закрепляет» его за своим предметом, способствует дальнейшему самостоятельному обучению, саморазвитию, обеспечивает высокие результаты. Постоянные успехи наших детей свидетельствуют о наличии таких педагогов в стенах нашей школы. У нас приветствуется работа с одаренными учениками. Что касается олимпиад, то в республиканских олимпиадах  по 2018 году – 1 победитель и 4 призёра. В 2019 году - 2 победителя, 9 призёров; в международной олимпиаде по русскому языку - 1 победитель, 3 призёра; в 2020 году - 9 призёров. Наши учащиеся успешно выступают на различных конференциях (конференции Т.Миннуллина, К.Насыри, Н Лобачевского, учения??????? Ч.Айтматова и др.), конкурсах («Вдохновение», «Ак калфак», «Сайяр», «Лидер года», «Детство без границ» и др.), в различных проектах («Моя инициатива», «Я гражданин России» и др.), в спортивных состязаниях. В прошлом году три выпускницы (Илайда Ашит, Софья Хайруллина, Камиля Ишмухаметова) удостоились именной стипендии исполнительного комитета Всемирного конгресса татар.
СУНДУКИ ПАМЯТИ
- «Музей - не только память о прошлом, но и средство педагогического воздействия на присутствующих», - говорит В. Старцев в своей книге «В педагогике музея». Кому-то тяжело вести один музей, в то время как у вас работают целых 4 музея.
         - Вы говорите о музее национального образования, мемориальном зале в память о Туфане Миннуллине, музее Фатихи Аитовой и зале, посвященном 100-летию ТАССР. Их функции различны. Использование материалов наших музеев в ходе учебно-воспитательного процесса знакомит читателей с прошлой историей, великими личностями; учит видеть красоту в отношениях людей, трудовой деятельности; развивает способность выражать свои мысли, способствует развитию правильной, стройной  речи; воспитывает в них стремление к украшению повседневной жизни, чувство гордости за свою Родину, дает детям возможность получать душевное наслаждение. Что касается музея Фатихи Аитовой, в котором отражены ступени развития татарского народа, в том числе описываются судьбы около 50 женщин, внесших значительный вклад в развитие татарского образования, то мы особенно благодарны первому директору нашей гимназии Ильхамие Темиркаевой, ученым, ратающим за развитие нашей нации, кандидату исторических наук Таэмине Биктимировой, которая изучила в архивах судьбы татарских женщин и написала о них много весомых трудов.
Музеи играют важную роль в нравственном, патриотическом, эстетическом воспитании подрастающего поколения. Музеи нашей гимназии являются своеобразным мостом, связывающим прошлое и настоящее, «сундуком памяти». Они выполняют огромную работу, способствуя воспитанию у учащихся патриотического духа, национального самосознания.
 
ИЗМЕНЯТЬСЯ - ЭТО НОРМАЛЬНО
- Наряду с бережным отношением к истории, к историческим личностям, у вас успешно внедряются и работают новые проекты. Давайте уделим внимание нескольким из них.
- В системе обучения образование и воспитание тесно переплетаются и дополныют друг друга. Мы надеемся, что современные национальные проекты  «ЙолаФест», «Фестиваль дружбы народов» (в прошлом году он был посвящен 100-летию ТАССР) играют важную роль в воспитании подрастающих девушек: способствуют сохранению традиций, обычаев, добрых традиций татарского народа; стремятся укреплять, развивать дружбу, семейное и гимназическое сотрудничество. «Семейный фестиваль» ориентирован на укрепление и сохранение связей «Учитель - ученик - родитель».
С каждым годом все больше учеников, интересуются проектом «Дни науки». Они принимают участие в научно-практических конференциях города, республики, России. Ко Дню науки готовится интересная для учащихся программа, опыты «Чудесная физика», познавательные научные фокусы. Организуются встречи с учеными высших учебных заведений, специалистами литературы, опытными педагогами, одержавшими победу во Всероссийском конкурсе «Учитель года». На базе подобных встреч появился один из новых успешных проектов - «Код успеха». Гости этого проекта - люди разных профессий, которые добились больших успехов в жизни.

«Образовательную ярмарку» мы проводим начиная с 2018 года. Подготовка и участие в ней способствуют личностному развитию учащихся, позволяют одолеть страх выступлений на публике, способствуют повышению интереса к предметам; посетители ярмарки приходят сюда, чтобы поделиться своими знаниями. Здесь учащиеся представляют свои проекты в разных областях науки,  показывают мастер-классы. На ярмарку приглашаются все ученики, учителя, родители и гости. Наиболее популярными предметами у нас являются робототехника и 3D моделирование, эксперименты по физике и химии, интерактивные игры на английском языке, а также искусство эбру (рисование на воде).
Сегодня в гимназии организуются такие конкурсы-праздники, как «Премия Туфана Миннуллина», «Браслет Туфана Миннуллина», инициированный еще при жизни драматурга. Премия Туфана Миннуллина в размере 1000 рублей раз в месяц присуждается ученику или коллективу учеников, которые показали высокий результат в области науки, искусства или спорта, ученикам, в совершенстве владеющим татарским языком. А имя нового владельца серебряного браслета, который вручается выпускнику 11-го класса, станет известен только на празднике «Последний звонок». Раньше его вручала жена драматурга Назиба Ихсанова. Сейчас эту роль на волнующем мероприятии исполняет дочь народного писателя Альфия Юнусова -Миннуллина. Это не единственные наши мероприятия, связанные с именем Туфана Миннуллина.
Также у нас существует проект «Литературная скамейка», задача которого – способствовать диалогу учеников и современных писателей, знакомству с их жизненным путем и творчеством. Мероприятие проходит один раз в четверть. К организации литературного вечера привлекаются учащиеся 5-11 классов. Они готовят встречи с писателями. Библиотекарь, учителя языка и музыки, родители – все они являются активными участниками литературного вечера. Театральная студия «Хаят», которая живет слоганом «Профессия артиста - не профессия, это диагноз», тоже ведет большую творческую работу. В театре моды «Әкият» наши девушки изучают основы этикета, хореографии и сценической пластики. Детская организация «Нур» составляет свое отдельное государство, здесь также немало дел. Раз в два месяца на татарском языке выходит 12-страничная газета «Кызлар иле» (редактор - педагог-организатор Рамиля Газизуллина). Газета очень своеобразна, что позволяет ей считаться одной из лучших школьных газет республики. Редакция учащихся ежегодно одерживает победу в районных, городских, республиканских, межрегиональных конкурсах.
На пороге - новое время, новые надежды, новые достижения! Поэтому мы стараемся идти в ногу со временем. Несмотря на то, что мы являемся гимназией с татарским языком обучения, мы обучаем детей разных национальностей. Среди выпускников нашей гимназии есть и чемпионка Европы по айкидо (Алсу Салахутдинова), и деятели искусств, специалисты по английскому языку, преподаватели. Наши девушки - будущее нашей нации. Время само подтвердит  это
Материал: Расиха ФАИЗОВА

 Перевод: Камиль ТАИШЕВ

Фото Юлия КАЛИНИНА

Язмага реакция белдерегез

1

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ